В дополнение к афише…
Ольга Чикина и Алексей Бардин
Написан в дополнение к афише концерта «Второго канала», на котором выступали эти авторы (22.04.03, ДНТТМ).
Рассылка 4 апреля 2003 года
Ольга Чикина: о ней уже не спорят
Продвинутые менеджеры просто зовут ее куда только возможно. Один даже лихо провозгласил, что в XXI век попадет именно эта плеяда, но никак не Окуджава. Окуджава все же попал, но, думаю, будь он жив, плохо от такого соседства ему бы не было.
Что мы имеем с Чикиной? Да все, к чему готовы. Это множество пластов если не мировой, то, по крайней мере, европейской культуры в поэзии и музыке. И субкультурные тоже. Фолк? Фолк. Рок? Рок. И много чего еще. В то же время, все эти стилевые и жанровые маски — способ показать свое лицо, у которого есть не только фас и профиль, но еще куча иных измерений и ракурсов. Уму непостижимо!
И вся наша культурная натаска оказывается востребованной, а голова — груженой под завязку. Великолепный стих. Ни одного банального слова, будь то песни или просто комментарии. Да, резкий тембр голоса, открытый звук. Это может быть такое устройство уха-горла-носа, а некоторые утверждают, что — народная традиция пения. Но ведь привыкли мы к верхнему регистру и открытому «а» Александра Иванова!
Кому нельзя ходить на Чикину? Лицам, лишенным чувства юмора.
Как-то раз на лесном слете она пела свою коронную «Металлику» — про стандартного тупорылого КСПшника с «правильными» рюкзаком, байдаркой и гитарой за хребтом, который (КСПшник) превратил в расхожую кричалку под три аккорда трепетную «Милую мою». Крик песни: «Господи, избави меня от этого козла!»
И тут вопль «мущины» из публики: «Долой попсу!».
Что было в «Металлике» попсового? Ритм и тот же открытый голос — всё! Остальное требовало подключения интеллекта.
Почему он заорал? Полагаю, интуитивно понял, что песня — про него. Вот он пусть на концерт и не приходит — все будут целее.
Алексей Бардин: «Солнечный клоун»
Со времени исчезновения с нашей цирковой арены Олега Попова мы периодически тосковали по «чему-то такому». Тем временем «Совок» клонился к закату, а мы становились тоньше и объемнее — не в талии, а по части интеллекта. И стали допускать мысль, что «СК» имеет право на грусть, лишь бы в наших внутренностях от него загорался небольшой ласковый термояд.
И мы узнавали этого клоуна в Олеге Дале, а сейчас, когда и его уже нет, радуемся редким явлениям Полунина — Асисяя…
Бардин чем-то даже похож на Даля, в основном — внешне.
В песне это настоящий клоун, эксцентрик, стремительный и неуловимый, как наперсточник, который всех дурит, но при всем при том никого не обманывает. Как так? Не знаю. Видимо, просто не может.
Его скороговорка напоминает рэп, а гитарный ритм — рок, и это и то, и то, и совсем не то, но — авторская песня.
Он жонглирует словами, всей русской литературой, ставя эксперимент на нас, но никак не на себе: с собой всё ясно, он просто такой. Поэтому вся его эквилибристика — не ради фокуса, а — про себя. И, опять же, путаница, абсурд, даже чернуха, а внутри — светло. Сказано же: «СК»!
В свободное время он учит детей географии. Мне жаль, что я не моложе лет на сорок, но я и так его обожаю.
А на наших лесных слетах он прибивается к кухне комендантского взвода, но не потому, что там кормят на халяву, а потому, что можно таскать и пилить дрова. Пока Оля Чикина чистит картошку. Кстати, она тоже временами учит детей в школе. В особой школе — мировой литературе. И замечательно рисует. Но это уже, как говорится, совсем другая история.
Владимир ЛАНЦБЕРГ