Александр Деревягин
Что такое студенческий театр? Иногда очень много. Без самодеятельного (по статусу) театра «Манекен», числящегося при Челябинском политехническом институте, десятилетиями не обходились известнейшие международные профессиональные театральные фестивали.
Не случайно на базе миниатюрного и изысканного «Манекена» и его несравненной аудитории зародился клуб авторской песни, а в нём — интересные, самобытные авторы, камерные и элитарные, как и сам театр. Среди первых (и по хронологии, проявившись на рубеже 70-х и 80-х, и по достоинству) был и остается уже не челябинец и даже не москвич, а питерец Александр Деревягин.
Как и всё, ни на что не похожее, искусство Деревягина не подлежит адекватному словесному описанию: надо просто прийти, увидеть это и услышать. Занятие не лёгкое и не для всех: надо быть не просто театралом, но эстетом принципиальным и тренированным — из тех, что досматривают фильмы Тарковского или Бергмана до конца. Но и вознаграждение будет соответствующим.
Впрочем, одну из самых первых то ли песен, то ли мелодекламаций (о снеге и бабочках) очень любят дети, поголовно все, услышавшие её. И целый ряд произведений (слово странное для бардовского жанра, но всё-таки это не песни в привычном нашем понимании, а нечто большее) становятся частью внутреннего мира человека, любящего серьёзную поэзию и хотя бы раз услышавшего их.
Владимир Ланцберг
2004 г.