Для печати |
Для справок: «Словари сленгов неформалов»
О словах и выражениях
В этой книге применяются некоторые термины и выражения, значение которых мы сочли нужным пояснить.
Внешняя деятельность (клуба или другого типа сообщества — круга, системы) — потребители производимых товаров или услуг находятся вне клуба.
Внутренняя деятельность (клуба, круга, системы) — потребителями производимых клубом товаров или услуг являются члены клуба.
Информальная группа — частный случай клуба, в котором внешняя деятельность значительно превалирует над внутренней. Термин введен А.Шубиным [1]. Подтипы — неформальный производственный коллектив, клуб с внешней деятельностью и развитым самоуправлением.
Клуб — элементарная ячейка неформального поля. Структура, состоящая из одного ядра, актива, ауры и аудитории. С точки зрения внешнего наблюдателя, у каждого клуба можно отследить статистически главную задачу и главные ЦЛО (ценностно-личностные ориентации).
Комиссары — взрослые лидеры клубного коллектива (коммунарский термин). Взрослость в общем случае определяется не по физическому возрасту, а по реальному статусу, хотя статистически чаще комиссары немного старше среднего возраста членов клуба.
Конвиксия — в Пассионарной теории этногенеза Л.Гумилёва: группа людей с однохарактерным бытом, существующая в течение нескольких поколений [2]. Таким образом, традиции, стиль жизни, мировосприятие некоторой страты утверждается в общественной ткани, становится нормой. Примеры конвиксий — сельские общины, средневековые кварталы ремесленников, мелкие племена. В современной жизни — богема (художники, музыканты, шоу-бизнес), номенклатура, блатная субкультура, и профессиональные страты: военные, спорт, шоу-бизнес.
Коннектив — долгоживущая (в среднем 3,5 года) малая неформальная группа, статистически устойчиво находящаяся в фазах корпорации или коллектива. Неологизм введён для того, чтобы отличить идентификатор группы от идентификатора её свойства, фазы её развития — коллектива. Группа не обязательно является коннективом, группа или коннектив не всегда имеют свойства коллектива.
Консорция — в Пассионарной теории этногенеза, группа людей, объединенных исторической судьбой, часто на короткое время. Лев Гумилёв писал о консорциях: «В этот разряд входят кружки, артели, секты, банды и тому подобные нестойкие объединения. Чаще всего они распадаются, но иногда сохраняются на срок в несколько поколений. Тогда они становятся конвиксиями». Примеры консорций — землепроходцы, американские пионеры, казаки, покорившие Сибирь [2]. Или — современные общественные течения: коммунары, КСП-шники, ролевики и др.
Консорции первого порядка — обобщённое название для отдельных клубов, тусовок, флэш-групп, коннективов и точек потоков.
Консорции второго порядка — обобщённое название для кругов и систем.
Консорции третьего порядка — обобщённое название для движений, течений, субкультур субдвижений и субсубдвижений в рамках одного движения.
КРК — Клуб Руководителей Клубов — орган самоуправления Круга или Системы (в разных неформальных сленгах называется совершенно по-разному, иногда не имеет названия.)
Круг (клубов). Способ сотрудничества, взаимодействия, объединения нескольких клубов. Имеет частично общие активы, ауры, аудитории. Идеальная модель: все клубы круга автономны и не могут вмешиваться в дела друг друга. В некоторых кругах есть КРК — Клуб Руководителей Клубов, выполняющий функции координации.
Малая группа. Синонимы: контактная группа, номинальная группа. Совпадает с понятием академической социальной психологии: «Группа малая насчитывает, как правило, от 2-3 до 30-40 человек, находящихся между собой в непосредственном общении. В силу этого обстоятельства она же, как правило, — группа контактная, каждый член которой достаточно хорошо лично знаком и находится в регулярном взаимодействии со всеми остальными...» [3]. Малые группы — кванты любого неформального движения — в этой книге называются клубами.
Неформальная ассоциация — система горизонтальных (сетевых) и вертикальных (к одному или нескольким центрам) связей между людьми и/или группами общественного движения.
Неформальная организация — система координации и управления общественным движением, включающая в себя обязательность исполнения некоторых решений центра для всех людей и/или групп — членов организации (невыполнение этих решений влечет за собой исключение из организации).
Неформальная педагогика — предполагает, что педагог является лидером детской (подростковой, юношеской) неформальной группы.
Неформальное поле — совокупность наложенных друг на друга отдельных движений. Имеет многоуровневую структуру.
Общественная инициатива — идея общественной деятельности, реализуемая деятельностью одного человека и/или группы людей.
Общественное движение — стохастическая (случайная, некоординируемая) система горизонтальных (сетевых) связей между людьми и/или группами общественного течения.
Общественное течение — независимая, некоординируемая деятельность не связанных между собой людей и/или групп, реализующих одну общественную инициативу.
Система (система клубов). Состоит из нескольких клубов и/или кругов. Имеет все свойства круга и сверх того, идеальная модель: единство ресурсного обеспечения, политики развития, орган управления — КРК (клуб руководителей клубов), возможный и практикуемый переток между клубами не только членов клубов, но и руководителей.
Точка потоков — редчайшее явление, когда сменность актива консорции первого или второго порядка составляет тысячи процентов: за время активного цикла ядра членами сообщества могут поочередно и/или параллельно перебывать многие сотни и тысячи людей. Точки потоков играют особую роль в жизни неформальных сообществ, так как в них обычно контактируют и совместно действуют активисты и лидеры разных сообществ, в других местах не пересекающиеся. Бывает, что точки потоков выполняют роль инкубаторов — мест синтеза новых видов неформальных сообществ.
Флэш-группа — короткоживущая (от нескольких часов до нескольких месяцев) малая неформальная группа, статистически устойчиво находящаяся в фазах корпорации или коллектива.
Этнокод — совокупность признаков, задающих определенный стиль поведения для данного собщества (движения), которые передаются «по наследству». Например, один из таких признаков: понятие общественно-полезной деятельности (ОПД) появилось в пионерии, потом перешло к тимуровцам, коммунарам и т.д.
Ядро (клуба) — малая неформальная группа, в которой сосредоточен основной массив принятия решений, планирования и управления клубом.
У неформальных сообществ обычно есть свои сленги, самоназвания и самоопределения. Мы, с одной стороны их используем, но с другой стороны, сленгов много. В некоторых случаях слово-самоопределение сообщества совпадает со словом из нашей терминологии, но не совпадает с нашим определением. Тогда мы используем в комментариях к прямой речи «нестандартные» термины, по возможности, понятные по смыслу.
Используемая литература и другие источники
1. Шубин А. О пользе конструктивного утопизма
2. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001.
3. Краткий психологический словарь. Под ред. Петровского А.В.и Ярошевского М.Г. — М.: Политиздат, 1985.
4. Словарь Glossary.ru
5. Независимая газета, 17.03.2000. «Стон растерянного маргинала».
6. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003.
7. Данэм Б. Герои и еретики. М., Прогресс, 1967.
8. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М. Айрис-пресс, 2003.
9. Гумилёв Л.Н. Биография научной теории, или Автонекролог. //Знамя. 1988. № 4.
10. Шубин А. Гармония истории. М. 1992.
11. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.
12. Неформалы 2000ХХ.М., Европа, 2007
13. Кордонский М., Ланцберг В. Технология группы. Мозырь: Белый Ветер, 1999 г.
14. Психология. Словарь /Под ред. Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. — М.: Изд-во политич. лит-ры, 1990.
15. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.
16. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М.: «Высшая школа», 1984.
17. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. — М.: Физкультура и спорт, 1981
18. Дольник В. «Непослушное дитя биосферы» — М.: Паритет, ЧеРо-на-Неве, 2004.
19. Р. Морозовский. Лидер и законы неформальных групп.
20. Александр Шубин. О пользе конструктивного утопизма
21. Кьелл А. Нордстрем, Й. Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.
22. А.Маслоу. Психология бытия. М.: "Рефл-бук" — К.: "Ваклер", 1997
25. А. Дворкин. Десять вопросов навязчивому незнакомцу
26. Итоговое заявление международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России», май 1994 года, Москва.
27. Документы Екатеринбургской конференции «Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма», декабрь 2002.
28. Данилин П. Новая молодёжная политика 2003-2005. — М.: Европа, 2006.
29. Сопротивление — вперёд! Рассказ Ильи Будрайтскиса.
30. «Я. Путь стать властью». Издана для внутреннего пользования молодёжной политической организацией «Молодая гвардия» в 2006 г.
32. Агитон К. «Альтернативный глобализм». — Москва: Гилея, 2004.
34. Эльконин Д.Б. Психология игры.