Предисловие к сборнику
Веры и Нины Вотинцевых
«Железный» принцип вселенского баланса, сформулированный Поэтом в строчках «…Hа каждый прилив по отливу, на каждого умного - по дураку, всё поровну, всё справедливо» — на моей памяти не только не подвергался критике, но и в действии сбоя не давал. Пока я не познакомился с сёстрами Вотинцевыми и не услышал их песни.
Почему я хожу в оперу реже, чем к стоматологу? Потому, что под кучерявую музыку вещается там, как правило, чушь собачья, и пережить это нет никаких сил. А как иначе? Иначе — информационный перегруз. Зеркальная ситуация в песнях Галича, Высоцкого, Анчарова и большинства их собратьев по жанру: прилив поэзии, паводок исполнительских интонаций, цунами вторых-третьих-четвертых смыслов — и нещадный музыкальный дренаж.
Свердловчанки (екатеринбуржанки, екатеринбургундки?) Вера и Hина всего этого просто знать не хотят. Они «грузят» меня превосходной поэзией с небабской бездной иронии (в том числе и само–), сверху присыпают изысканной, безжалостно богатой музыкой и утаптывают изощренными нестандартными аранжировками, которые тоже суть информация. Плюс артистизм, интонационное буйство. А мне легко, и из-за стола я встаю с чувством незавершённости. Энтропическое хулиганство в особо крупных размерах.
Hина и Вера затарились интеллектом по полной программе, и общаться с ними — удовольствие самодостаточное. При этом (нет, не буду говорить «обе») каждая (!) пишет замечательные стихи, каждая — незаурядную музыку, наделена голосом, владением инструментом (подозреваю, что не одним) и прочими исполнительскими талантами. При некоторой общей схожести (причёски, одеяния) — индивидуальность сестриц становится очевидной уже через несколько минут после начала мероприятия с их участием.
По стилю Нина и Вера, я бы сказал, одной ногой стоят где-то около «Белой Гвардии», другой — в районе Веры Матвеевой. От первой — музыкальная и поэтическая образная стилистика и здоровая хипповость, от второй — ощущение крепкой женской (но не бабской) поэзии.
Они добрые. Hо меня не оставляет ощущение, будто они тихонько посмеиваются надо мной, точнее, над моей стреноженностью стереотипами. В нашей АПшной тусовке, где мы всё никак не договоримся, что же такое эта Авторская Песня, всё же мало кто спорит с тем, что «текст слов» первенствует по определению, по своему смысловому мессианству. У Вотинцевых же музыка (очень, кстати, разнообразная по стилям, сочная сама по себе и точная в стилизациях) несёт количество информации, вполне сопоставимое с текстом. «Вотинцевская» музыка, как и поэзия, глубоко индивидуальна по своему материализованному опыту. Поэтому слова и музыка Вер–Hининых песен сродни друг другу. Сёстры — те самые «яростные и непохожие», за которых я пью вместе с Павлом Коганом, не щадя своей печени.
Поэтому, слушая их или прокручивая услышанное в уме, так хочется иногда раскрыть книжку и нырнуть в этот океан небеспечного блаженства.
Будь оснащён, слушатель, читатель и почитатель!
Владимир ЛАНЦБЕРГ.
2000 г.