Данило Плахов (Полтава). Мифы панк-рока
Миф четвертый. Зарождение панка
Для возникновения любого явления требуются объективные предпосылки, и для возникновения панк-рока они также существовали. Прежде всего это разочарование в идеалах шестидесятых: хиппи со своими лозунгами «Make Love, Not War» и «All You Need Is Love» оказались «не у дел», равно как и бывшие кумиры молодёжи Элвис, The Beatles и Rolling Stones, доказавшие несостоятельность своего творчества в плане «продажности» и «коммерциализации».
Самым главным спором есть, конечно же, эпическое «Откуда зародилась субкультура?» Были ли это Stooges и New York Dolls в Штатах или же Sex Pistols и Damned в Британии? На самом то деле, данный спор касается только музыкального стиля, а это лишь атрибут, но не основа. В основу концепции панка лег нонконформизм, который существовал еще во времена Античной Греции — школа киников. А то, что мир знает под названием «панк», появилось благодаря американскому журналисту Лесли Конвэй Бэнгсу который писал о американской группе The Stooges, созданной в 1967 году, и впервые в тексте для характеристики музыки использовал в 1970 году слово «панк». В сленге тогдашнего поколения в США термин «панк» означал молодого пандока, если перевести по смыслу это будет приблизительно соответствовать обозначению — «подорва». Но название прижилось с легкой руки Патти Смит, так она и стала «крестной мамой панк-рока».
В 1974 году в США приезжает никому неизвестный, но амбициозный англичанин Малкольм Макларен, приторговывавший в Лондоне шмотками для руди и модов. В Нью-Йорке он знакомится с группой New York Dolls и становится их менеджером, что и стало основной причиной развала группы в 1975. В том же году Макларен возвращается в Лондон и начитает взращивать увиденное в США на Британской целине. Подруга Макларена Вивьен Вествуд (Vivian Westwood) создает коллекцию одежды для их магазина Sex, которая не получила спроса. Это была атрибутика из кожи и шипов в основном. Для раскрутки своей коллекции предприниматель пытается создать группу, для чего берет в оборот двух тусовщиков из его магазина — Пола Кука и Пола Джонса. Так начинается история группы Sex Pistols и, по мнению многих историков, угасание независимой панк-культуры. Именно Макларен в ходе черного пиара Sex Pistols получил свою известность, а панк обрел облик который стал классическим на целые десятилетия.
Идеология английского панк-рока отличалась от американской идеологии — за океаном в ходу были в основном социальные темы песен, которые отражали критический взгляд молодёжи на не оправдавшие себя социокультурные идеалы старших поколений. В Англии же, с подачи The Sex Pistols, в песнях зачастую фигурировала политическая тематика, а песни социальной направленности, на такие темы, как безработица, подростковая преступность, полицейский «беспредел», проблемы расизма и т.п. рассматривались во взаимосвязи с политикой и деятельностью государства.
В конце 70-х пресса направила свой жадный взор к панку и преобразовала многое из того, что было бунтом, в товар. И тогда панк вдруг неожиданно признали и «легализовали». Его и так нельзя было назвать полуподпольным явлением, так как большинство панк-групп, несмотря на провозглашённый принцип DIY, имели контракты и издавались на «мажорных» лейблах (других тогда просто не было) вроде Polygram, CBS, MCA, United Artists, а песни часто попадали на первые места хит-парадов, но это было скорее объективным отражением реакции аудитории, уставшей от оторванной от действительности поп-музыки. Но тут масс-медиа инспирировали настоящий панковский бум: каждый день проводились десятки концертов — панков пустили на лучшие площадки, путь куда им раньше был закрыт, и DIY-Fashion показов панк-модельерши Вивьен Вествуд (магазин Малкольма МакЛарена на King's Road переживал свой золотой век, так как рваные джинсы, футболки с асоциальными надписями, собачьи ошейники, цепи, значки, напульсники и прочий аналогичный товар сметался в одночасье), по радио и телевидению говорили исключительно об этом новом молодёжном движении, панк-музыканты стали частыми гостями телевизионных передач, а солидные продюсеры, прежде брезгливо взирающие на «всю эту беснующуюся молодёжь», стали с отеческой нежностью предлагать музыкантам изменить в творчестве «что-то здесь, что-то там», добавить «кое-что сюда, кое-что туда»…
И, что удивительно, последние, за небольшим исключением согласились, в результате на свет появилась new wave (Новая Волна), в которой от панк-идеологии и от панк-рока как жанра музыки практически ничего не осталось. Это был конец для «панка», его купили, разрешили, выставили на всеобщее обозрение… Антисоциальный настрой «панка» прошёл, «панков» стали воспринимать почти так же, как и другие движения. На этом и закончилась «панк революция».