Данило Плахов (Полтава). Мифы панк-рока
Эпилог. Мысли после сказанного
Данный материал я начинал собирать в 2007 году, верней начал делать заметки и как то систематизировать. Изначально это планировалось как диалог вопрос ответ на часто задаваемые мне вопросы, молодым поколением, дабы мне помногу не повторяться — ведь вопросы в основном все одинаковые. Сейчас на дворе 2012 год и панк до сих пор жив и мертв, он становится старше и одновременно моложе.
На панк-культуру постоянно навешивают догматы, пытаясь загнать в узкие рамки подросткового бунтарства. Какой-нибудь недалёкий человек начитается «Философии панка» и думает, что знает теперь всё: вот истинный канон а все остальное — ересь.
Низкая человеческая природа — это, увы, не такая уж и фантастичная деталь для нашего времени, и до абсурда она доводится везде, где только возможно. Из-за этой самой «низкой человеческой природы» в нашем с вами мире творятся войны, катастрофы, убийства и прочие ужасы, о которых вы прекрасно знаете сами.
Мир чертовски быстро меняется глобальная информатизация общества придает словам и понятиям иные значения. В средневековой Англии под понятия термина punk попадали дешевые проститутки, и низшие слои общества, в начале 20 века тем же понятием стали характеризовать молодых хулиганов и дебоширов…
В начале 21 века punk — это протест! Протест против нашей бездуховной и однообразной реальности, где не хватает уникальных личностей, приключений, индивидуальности. Punk — это не эскапизм. Панк ищет ответ на вопрос, как лично он может спасти мир. Ответов много: вегетарианство, уборка мусора, отказ от чрезмерного потребления, от высокооплачиваемой, но порабощающей службы в офисе, экозащита или Food not bombs (еда вместо бомб). Это мечта изменить мир, сделать его ярче, совершеннее и красивее.
Более полную концепцию в социокультурном плане дал в своем манифесте профессор, преподаватель Калифорнийского Университета (UCLA) естественных наук и эволюционной теории, который с 1979 года является вокалистом панк группы Bad Religion Грег Граффин. Для многих этот панк-манифест стал основополагающей основой панк философии и образа жизни.
Казалось бы общество вряд ли, когда-нибудь примет панков, как оно приняло байкеров, футбольных фанатов и металлистов. Панк, согласно социальному догмату, — игра, внутри которой нет труда, нет эстетики, нет стремления к духовному и интеллектуальному развитию. Но это не мешает панк культуре развиваться дальше в музыкальном и социокультурном плане.
С конца 90-х уверенно развивается музыкальный стиль sludge metal этакий гибрид punk-rock и doom-metall. ЮБдет ли за ним будущее сказать сложно, посмотрим лет через десять.
Появляется новый тип эстетики с зарождающейся философской концепцией — паропанк (steam-punk — паровой бунт) и всевозможные альтернативные к нему подвиды — клокпанк, аэропанк, дизельпанк, биопанк, нанопанк, атомпанк.
Straight edge (чёткая грань, sXe) — воспринимается как неотъемлемая часть панк-философии. Лозунг stay punk — stay clean (оставайся панком, оставаясь чистым) идет наравне с Punk not Dead (панк не умер).
В каком-то смысле панк-движение — это способ бесплатно получить те радости жизни, которые в современном мире принято покупать за деньги: развлечения, поездки, адреналин, преодоления личных страхов, возможность самосознания и уход от ненужных навязанных системой жизненных стандартов.
Швейцарский психолог Макс Люшер, который выделил разновидности страхов, в зависимости от наличия которых человек выбирает определенного направления музыку, определил, что страх перед стесненностью и перед ограничениями и препятствиями, потребность в высвобождении духовных порывов и раскрепощённости личности и сознания заставляет человека выбирает музыку punk направлености, (punk-rock, hard-core, grunge и т.д.). Английский психолог Адриан Норт утверждает, что не музыка влияет на психику человека и его жизнь, а наоборот — тайные или явные наклонности человека, подсознательные страхи, настроение, темперамент — все проявляется в выборе музыкального стиля в общем и музыкальной группы в частности. Получается, если бы панка не было то его бы всё равно придумали.
Каково же будущее и будет ли оно? А чего гадать: поживем — увидим. Вспоминается роман Джона Уиндема «Хризалоиды»: возможно, в тот момент, когда ущербная социальная модель полностью себя разрушит, новую цивилизацию построят те, кого чума стадного обывательства меньше всего коснулась.
Убить вконец желание человека быть свободным, скорее всего, невозможно, что не является причиной не тревожиться об этом, а потому будущее никогда не обернется черной дырой для тех, кто не хочет этого.