Данило Плахов (Полтава). Мифы панк-рока
Миф седьмой. Punk Lost Generation
Зачастую панк-культуре приписывают самоопределение «Потерянное поколение» (Lost Generation), хотя само понятие появилось после окончания первой мировой войны и в 40-х годах 20 века закрепилось за рядом писателей, в произведениях которых отразились разочарование в современной цивилизации и утрата просветительских идеалов. Впервые появилось в произведениях американской писательницы Гертруды Стайн, хотя в оборот вошло благодаря эпиграфу к роману «И восходит солнце» (1926) Э. Хемингуэя, а плотно прикрепили это выражение к субкультурам Уильям Берроуз, Ирвин Аллен Гинзберг и Джек Керуак. Последний также является отцом-основателем движения битников, пережившего свой расцвет в 50-х годах.
В конце 60-х термин «Lost Generation» широко входит в терминологию социологов, которые под этим подразумевали отсутствие у конкретного возрастного поколения ценностных ориентиров, ясных и адекватных «ценностям взрослых» жизненных программ, амбивалентность и невнятность его моральных установок. В целом у современного поколения нет «идеи», которая бы делала его в глазах поколения старшего целостным и состоявшимся явлением. Под такую формулировку попадают большинство суб- и контркультурных формаций, в том числе и не отожествляющих себя с панк-культурой.
Ошибочное приписывание термина «Lost Generation» исключительно панк-культуре произошло из-за лозунга, зародившегося с песни Sex Pistols «God Save The Queen» (изначально планировалось название «No Future», но так как время выхода сингла совпало с празднованием 25-летия царствования королевы, альбом переименовали). В песне были слова:
Here is no future in England's dreaming
No future for you
No future for me
No future no future for you
Лозунг «No Future» («Будущего нет») был призван показать отсутствие какого-либо будущего и полной отрешенности от заботы о нем: живи сегодняшним днем и ни о чем не думай. Панки проецировали это на свой образ жизни.
Глядя на эту идеологию сейчас, мы видим, что определение «Lost Generation» и девиз «No Future» можно присвоить огромному количеству окружающих нас вещей и жизненных ситуаций. Будь то наркоман, употребляющий тяжелые наркотики уже не первый год, либо серый офисный менеджер, работающий всю жизнь за копейки на корпорацию. Последняя концепция жизни без будущего воплотилась в творчестве Курта Кобейна, именно культура гранжа подвела итог «Lost Generation».
Иногда ошибочно неотъемлемой частью концепции Lost Generation считают лозунг «Destroy!» (Разрушай!/ Уничтожь!) — который появился благодаря песне группы The Stooges 1973 года «Search and Destroy» (Найти и уничтожить), названной в честь американской военной стратегии времён войны во Вьетнаме. Темой песни является человек, которому нечего терять:
World's forgotten boy
The one who searches only to destroy
Первоначально имевшийся политический подтекст, обращённый в сторону государства, позже многими участниками панк-движения был истолкован превратно, и, благодаря юношескому максимализму и нигилизму, а также пропагандировавшейся асоциальности, был перенесён некоторыми в практически все сферы жизни, и, как следствие, многие встали на путь самоуничтожения («self-destruction») посредством употребления алкоголя и наркотиков.
В начале 80-х годов панк по сути становится в основном модной коммерческой музыкой, много групп на тот момент уже распалось, в США панк понемногу трансформировался в новые формации — hard-core и краст панк, неосознанный социальный бунт обретал жесткую концептуальную платформу. «Punk Is Dead» пели Crass. Но в 1981 году шотландцы The Exploited выпускают свой дебютный альбом «Punk's Not Dead» (Обложка альбома представляет собой фотографию плачущего ребёнка в футболке большого размера с изображением газетного заголовка «Сид Вишес мёртв» на фоне стены с граффити «Punk's Not Dead».) Заглавная песня альбома была ответом на вышеупомянутую песню Crass, шотландцы таким способом пытались показать, что не все панк-группы распались или ушли в коммерцию.
Said so near the punk is dead
Here was you a modern tend (of tendention).
Don't let it losing don't any worse
and all cruise up tha the punk is dead
Punk's not dead i know
We're all punks and we don't care
That was price to dye our hair
Blow the trapist in your face
with about tone of noise…
Благодаря двухминутной песне панк-движение обрело новый лозунг «Punk's not Dead», отодвинувший остальные лозунги на задний план.