Данило Плахов (Полтава). Мифы панк-рока
Пролог. Чтобы пресечь на корню холивары и прикрыть собственный зад
Когда-то художник Марк Валлен сказал: «Эстетика панка сложна и уникальна. Он умышленно шокирует зрителя и превозносит то, что обычно считают уродливым. Весь вид панка создан для того, чтобы нервировать и разрушать счастливое самодовольство общества. Панковские рваные анти-модные прикиды и обложки панковских альбомов соревнуются в выражении призыва к произволу». Действительно, панк вызывает культурный шок , каждый видит это по-своему, кто в негативном, кто в позитивном окрасе.
Сколько людей, столько и мнений, и никто не имеет ни малейшего права судить другого. Для одних панк-рок — это Ramones, Buzzcocks и NoFX, а для других — Discharge, GBH и Extreme Noise Terror. Кто-то считает, что быть панком — это значит ходить на концерты и красить волосы, а кто-то уверен, что это подразумевает митинги протеста и закидывание камнями полицейских машин. Кто из них «более панк»? Глупый вопрос! Все люди — разные, и каждый должен уметь прислушиваться к мнению других. Как сказал Joe King из The Queers: «Панк-рок означает множество разных вещей для множества разных людей, и он не принадлежит лично мне или лично тебе». В то же время необходимо учитывать, что панк-культура — это сложное и огромное по своей значимости явление, которое включает в себя не только музыку, но и моду, литературу, кино, и при этом постоянно развивается и растет. И, более того, несмотря на то, что панк-культура зарождалась как протест против общепринятых правил и норм, она имеет свою историю и свои традиции, независимо от того, нравится это кому-то или нет. Молодежный андеграунд ХХ века воссоздал, пусть и в чисто игровой парадигме, ситуацию необходимости ритуала, и так стало возможным отличать своих от не-своих и обозначить границы собственного мира, secondary world. Мы говорим только о социальной интерпретации такой категории, хотя, разумеется, подразумеваются и более глубокие ее смыслы. Так, например, литературные и музыкальные мифы перешагнули границы, заданные общим дискурсом «развлечения» и стали в рамках критериев коммерческих рыночных стандартов внеконтекстуальны. И, собственно, это обозначает главную проблему, о которой надлежит говорить применительно к современным молодежным делам — проблему серьезности, адекватности. Панк поначалу был чистой энергией. Никаких правил и целей. Никто не знал, куда движется панк. Даже Малькольм Макларен, он ведь тогда был просто типом, который продавал шмотки созданные Вивьен Вествуд. Но потом появились несколько проворных журналистов, которые все объяснили, узрев в панках и пролетариев, и марксистов, и социалистов. Короче, панк в глазах многих стал выглядеть всего лишь как очередное "молодежное движение», к тому же с ясной целью и продуманной программой. Панк до сих пор является развивающейся субкультурой. Это именно движение, и оно не статично, поэтому до сих пор живо и актуально. На основе панк-культуры постоянно появляются новые формы: как музыкальные, так социальные и идейные. Культура, созданная несколькими поколениями панков и представителями других субкультур, вышедших из панка, является формой контркультуры. Панк от ранних форм (нигилизма, лозунга «no future») эволюционировал к максимальному расширению принципа DIY и идеям созидательности, объединения против общих «врагов» — капиталистического общества потребления, транснациональных корпораций, фашистских убеждений и различных видов дискриминации. И если уж говорить о панке — так говорить о явлении культурной, интеллектуальной и музыкальной жизни, но именно как о явлении, пытаясь определить особенности его эстетики, истоки возникновения и принципы существования.
После всего сказанного нелишним будет попытаться развеять одно опасное и очень распространенное исключительно на территории Советского Союза заблуждение, сформированное еще комсомольской пропагандой вкупе с бешеными фантазиями диких обывателей, и гласящее, что «панк — это который, никогда не моется, носит грязную одежду, все время жрет водку и который безразличен ко всему что вокруг него происходит». Как это ни смешно, но под это описание, не имеющее к панкам ни малейшего отношения, попадает бОльшая часть доблестного постсоветского населения. Получается, что нас с вами окружают сплошные панки, ибо большинство наших сограждан ходит в грязных шмотках, купленных на ближайшем рынке, пьет все, что горит, и не особо о чем-нибудь задумывается. В пост-совковом пространстве многие концептуальные понятия оной субкультуры были запутаны, как клубок ниток (по большей части даже без злого умысла, просто из-за нехватки информации), сложностью переводов на русский язык или простого бытового невежества. Появилось множество мифов, которые толстыми пластами мозгового навоза поглотили суть. Подростки несколько поколений путались в этом клубке, как котята, запутывая и себя и нитки, так что сейчас в этой куче уже сложно разобрать, где нитки, где котята.
Целью данной статьи будет показать, где находятся концы ниток, а распутывать или не распутывать этот клубок, читающий сие аноним, решай сам.