Данило Плахов (Полтава). Мифы панк-рока
Миф пятнадцатый. Dark Punk
При слове «goth» сразу рисуется определённый образ человека в черном, грим, кладбища, могилы, смерть. Вполне устоявшиеся образы, которые совсем не вяжутся с punk-культурой, а зря. Давайте немного заглянем в историю goth-культуры так сказать к ее истокам, возможно здесь нас ждут неожиданные сюрпризы.
В конце 70-х панк волна в Англии стала затихать, панк, как стиль, стал видоизменяться, что вызвало изменения и в аудитории. Тогда и возник post-punk, изначально декадентское музыкальное течение не ставило перед собой никаких задач и целей, просто часть punk групп сменила свое звучание на более депрессивное и имидж на более декадентский. Siouxsie & the Banshees, Bauhaus, Sex Gang Children, Joy Division, Southern Death Cult, Specimen, etc сформировали готическую пост-панк волну, аудитория не отставала от своих кумиров в плане имиджа и общую эстетику этого периода можно описать как dark punk. Чуть позже возникли группы игравшие gothic rock, без явных пост-панковых корней — Sisters of Mercy, Fields of the Nephilim, The Mission.
Готов тех времен именовали Dark Punks и они сильно отличались по имиджу и идеологии от современных готов, хотя и сейчас существуют готы, для которых времена поздних 70-х начала 80-х являются идеалом. Dark Punks были близки по идеологии со своими прямыми предтечами — панками, только тотальный нигилизм панков был несколько смягчен и приобрел декадентские черты, на прямую связь указывает то, что до сих пор используемый девиз готов «Goth's Undead» перекликается с девизом панков «Punks Not Dead». Имидж был трансформирован из панковского — на головах остались ирокезы, выбритые виски до сих пор отличительный признак готов, только ирокезы приобрели насыщенный черный цвет, хотя иногда уже не ставились торчком, а зачесывались назад, собираясь в хвост, или же зачесывались на одну из сторон вот причина существующей до сих пор основной прически готов. Интересный факт: прото-готы ирокезы «радикально черного цвета» часто ставили при помощи обувного гуталина. На данный момент достаточно одежда тоже радикально сместилась в сторону черного цвета, хотя прото-готы носили яркие до кислоты шмотки.
Актуальным оставался и пирсинг (булавки, кольца), но именно dark punks сделали с него модный культ. Многие dark punks тусовались в s&m клубах, где и был создан пирсинг в современном виде. В наследство от панков остались шипованные браслеты и ошейники. Как видно из выше перечисленного ранние готы достаточно много взяли у панков, что и не удивительно, так как подавляющее большинство ранних готов были панками, но при этом ввели в обиход достаточно нововведений, что указывает на однозначную самобытность субкультуры и независимость от предтеч.
Точкой отсчета истории gothic subculture считается 1979 год, а точнее выход в этом году сингла Bauhaus «Bela Lugosi's Dead» — по множеству причин эта песня, изначально написанная как панк-стеб и стала причиной появления gothic субкультуры в том виде, в каком мы знаем ее сейчас. Следует отметить, что dark punks не называли себя готами. Сам термин «goth» как описание индивидуума появился позднее, когда сформировались четкие представления о gothическом мировоззрении. Прото-готы были быстро подхвачены волной популярности, так как после поражения панк революции, СМИ жаждали новых сенсаций, а одних скинов было мало. Но dark wave достаточно быстро к середине 80-х схлынула, и вроде бы все указывало на то, что и gothic музыка и ее субкультура, тоже тихо умрут. Но все получилось наоборот, идея готов получила коммерческую раскрутку и сейчас живее всех живых. New Wave готов, таких как мы привыкли видеть, стала далекой от нонконформизма. Новые (нынешние) готы, построили свой мир который полностью оторван от реальности. Что собственно и привело к многим внутригрупповым и межвидовым конфликтам. Дошло до того, что мистический антипиар СМИ привел к тотальному нашествию позеров которые едва не уничтожили субкультуру. Вовремя появился «проэкт эмо» что подчистил ряды готов да и отвлек внимание общественности.
От панков, у нынешних готов осталось только невосприятие социума как сферы обитания. Готы, ностальгирующие по старым добрым 80-м, продолжают носить ирокезы, английские булавки, рваные джинсы, кожаные куртки, отличаются от панков более стильным и мрачным видом, по большей части поклонники ранних готических групп и «старых времен goth». Самый большой парадокс, что до сих пор многие из готов продолжают себя называть dark punk, при этом походя на панков только внешним видом, забросив основные концепции панк- культуры. Ну тут, как говориться, каждому свое, хотя я не знаю, как человек, эстетика которого напрямую связана с образом смерти, и даже сам вид гота отсылает нас к ее образу, может называть себя панком даже с приставкой dark. Ведь концепция панка это жизнь, борьба, обретение свободы, а не монотонность, отрешение и поиск смерти.
Очень интересно наблюдать на современным развитием goth-культуры, которая постепенно уходит от мрачной вампирско-могильной тематики в сторону кибер/пара — панка. Так же на современную goth культуру сильное косвенное влияние оказывают концепции Straight edge. По этому goth читающий Уильяма Гибсона, Брюса Стерлинга и носящий sXe символику скорее становится уже правилом чем исключением хотя стереотипы прочно укоренились и не скоро будут забыты социумом.