Данило Плахов (Полтава). Мифы панк-рока
Миф шестнадцатый. sXe Punk
Это как синяя и красная таблетки в «Матрице»
— я выбрал реальную жизнь,
когда встретил на своём пути punk/hard-core
— они привели меня в самую гущу настоящей жизни
Бруно Брэйк.
Один из основных стереотипов, что панки находятся всегда с состоянии нарко-алкогольного токсикоза, неразборчивы в еде, сексе и т.п. что еще придумает СМИ для поднятия своих рейтингов или у власти руля стоящие что бы оную сумму денег выбить для борьбы с молодежным сектором. Как будто пьют и употребляют наркотики только неформалы. Посмотрите по сторонам сходите в ночной клуб и вам станет сразу понятно что на фоне употреблённого «цывилами» панки теряются. Если, скажем, в доброй старой Англии осуждалось чрезмерное употребление алкоголя и пьяный вусмерть панк вызвал социальный шок, то теперь этим кого-то удивить невозможно.
Наступают времена из притчи: далекое будущее, полный легалайз, все нюхают кокс, курят траву, все разноцветные, крашеные. И тут на улице появляется парень в классическом мужском костюме с короткой ухоженной прической естественного цвета и с бутылкой минералки в руке. Народ как бы шоке, спрашивают у парня: а ты кто такой родной? На что парень отвечает — как кто ? Я — неформал!
Вот и прецедент, когда все вокруг тебя гробят свою жизнь спиртным, наркотиками и онлайн-играми, то, естественно, тем же заниматься уже не интересно. Быть против и не таким как все — не одна ли из устоявшихся концепций панк культуры? Время прошло, ценности в обществе поменялись и панк-протест тоже изменился, произошла адаптация к реальным условиям. Согласитесь что «неупотребляющие» люди у большинства вызывают подозрительные и негативные эмоции. А что делать, если таких много и они не просто одиночки а организованная группировка? Тут себя обыватель почувствует неуютно: как же так под шашлычок и водочки не выпить? А тут еще оказывается что и мяса эти подозрительные типы не едят. Всё, ахтунг! Секта! Спасайся кто может! Как видим, в современном обществе непьющий панк вызывает тот же шок что и пьяный в гавно в далеких 70-х.
Еще одно из заблуждений что sXe -это пассивный вид как социальной позиции, так и протеста. Потому как на уровне жизненных принципов ortodoxal straight edge и vegan straight edge идут концепции hard line straight edge и militant straight edge, которые имеют жесткий ярко выраженный контркультурный окрас. Крайне радикальные группировки могут бороться с распространением наркотиков и за права животных методами психологического и физического воздействия на своих оппонентов, так как вышеупомянутые концепции распространяются на несколько ветвей субкультур (в основном punk, skeen-heed). Хотя внешне разница и не заметна и ощущается только при плотном соприкосновении.
Из анекдота. Вот волосатый заросший тип с феньками и с дудкой — это хиппи. Драться не умеет, легкая добыча. А это вот волосатый заросший тип с феньками — ролевик. Понтов куча, драться умеет немного, так себе, легкая добыча. А вот этого видишь? Заросший волосатый с феньками — это реконструктор , и не дай бог тебе его с хиппи и ролевиком спутать!
Поэтому много неразберихи и холиваров, на тему sXe и его интеграции в панк-культуру. При этом, не видя очевидного, что straight edge не имеет ничего общего с чувством стиля, музыкальным вкусом, сексуальной ориентацией, полом, цветом кожи, национальностью и политическими взглядами.
Straight edge не означает подчинение правилам. Это не отнимает вашу индивидуальность. Это личный выбор, концепция, с которой человек решается жить. Один из основных лозунгов хардкор среды в которой и зародился sXe был «No One Rules» (дословно — «никто не устанавливает правила»).
Не стоит искать глубокого смысла в очевидном, просто панк-движение это датчик социальной напряженности: то, за что и против чего они выступают в данный момент, показывает слабые места современного общества. А Straight edge — это уже не сигнал, не тонкий намек, а громкий вопль о том что с обществом явно не то и развитие человеческой цивилизации идет по ущербному пути. И кто еще об этом расскажет миру, как не панки?