На путях к новой школе" N 3, 2004 год
Лето для педагогов - период активной работы и отдыха. С другой стороны, это время, когда можно, несколько отвлекшись от текущих дел, поразмышлять о смысле своей деятельности.
Мы предлагаем вам, уважаемые читатели, сделать это вместе с Ричардом Валентиновичем Соколовым, публикуя на станицах нашего журнала отрывок из его пособия "Социальная педагогика детско-подросткового клуба по месту жительства". Сразу предупреждаем - это, к сожалению, маленькая часть большой работы Р.В.Соколова (всю книгу из-за ее объема мы не можем напечатать на страницах нашего журнала). Но, как нам кажется, отобранные нами для публикации в журнале материалы все-же дают (хоть, к сожалению, и без важных и очень интересных подробностей) более-менееполное представление о работе автора, о его понимании того, что есть социальная педагогика, на каких основаниях она зиждется, во имя чего появилась и существует, "что даёт" и как реализуется.
Уверены, что предстоящее чтение будет полезным и интересным, но не очень простым. Как и любая работа Ричарда Валентиновича, эта сделана основательно и серьезно с точки зрения теории, написана полемически дискуссионно с точки зрения изложения, и чрезвычайно практична с точки зрения описанного в ней опыта.
Видимо, это как раз тот самый случай, когда хорошая теория является лучшей основой для хорошей практики (и наоборот).
Подробно в редакционном предисловии рассказывать о самом авторе - Р.В.Соколове - мы не будем. Это нужно делать либо серьезно и основательно (сообразно личности автора и его огромному вкладу в социальную педагогику современной России) - и тогда это отдельный и большой рассказ, либо кратко - что смысла не имеет, так как жанр "не был, не состоял, не привлекался" не позволит рассказать о Р.В.Соколове и его Деле жизни "по большому счету".
Уверены, что многие наши читатели в специальном представлении Р.В.Соколова и не нуждаются - это достаточно известная личность среди "подростковых педагогов". Те же читатели, кто еще не знаком с этим человеком, будут иметь возможность знакомиться с ним, его идеями и опытом, что называется "из первых рук" - тексты Ричарда Соколова всегда очень личностны. Также знакомству с ним и представлению его пособия посвящено предисловие научного редактора Ю.П.Сокольникова, отрывок из которого мы предлагаем вашему вниманию на страницах этого номера журнала.
Итак, желаем вам внимательного и заинтересованного чтения!
Редакция
В поисках "настоящей социальной педагогики"
как субкультурного явления, как деятельности населения, внесемейной и внешкольной клубной воспитательной работы
- Из предисловия автора
- Из предисловия научного консультанта
доктора педагогических наук Ю.П. СОКОЛЬНИКОВА
- Глава 1. О некоторых важных понятиях, используемых в пособии
- Глава 2. Введение в "философию социального воспитания"
- 2.1. В защиту "философствования" по поводу "социального воспитания"
- 2.2. О социализации и самореализации
- 2.3. Об актуальности "социально-педагогического участия" как участия населения во внешкольном и внесемейном воспитании детей по месту жительства
- 2.4. О социальной педагогике как о социокультурном явлении и одном из проявлений субкультурного общественно-педагогического движения
- 2.4.1.1. Наиболее яркие и массовые течения в ОПД
- 2.4.1.2. К вопросу о создании типологии течений ОПД
- 2.4.1.3. Краткий очерк истории общественно-педагогического движения
- Субдвижение организаторов детских клубов и площадок 1900-х годов
- Субдвижение организаторов русского скаутизма 10-х годов
- Движение организаторов первых пионерских сообществ
- Тимуровское движение 40-х годов
- "Коммунарское движение" 60-х годов
- Движение педагогических отрядов 70-х годов
- Движение семейно-педагогических клубов конца 80-х - начало 90-х г.г.
- Современное общественно-педагогическое движение
- 2.4.2. Общественно-педагогические течения - явления субкультурные
- 2.4.3. Общественно-педагогическое движение - движение альтернативное педагогике отчуждения
- 2.5. О педагоге-организаторе и социальном педагоге
- 2.6. О "приоритетном" детском контингенте досугового центра социализации по месту жительства
- 2.7. О содержании деятельности воспитанников как "усвоении", "присвоении" и "освоении" культуры и о содержании деятельности воспитателей как об "осваивании" воспитанников в культуре
- 2.8. Об общественно-государственной системе социального воспитания
- 2.9. Об "опытной станции"
- Список литературы
"На путях к новой школе" - "На стороне подростка" N 3 2004 г
|
Над выпуском работали:
Нинель Бережная, Григорий Иващенко, Наталья Касицина, Дарья Матиясевич, андрей Русаков, Светалана Шарова.
Дизайн-макет полиграфической версии: Татьяна Скроденис.
Благодарим подписчиков нашего журнала за поддержку и доверие
Подписной индекс в каталоге "Роспечать" 14525
Адрес редакции: 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а
Телефон/факс: (812) 444-38-62
E-mail: osvita@unitel.spb.ru
Организатор издания - Агентство образовательного сотрудничества.
С редакцией можно связаться через бюро Агентства в Красноярске sibbjuro@krsk.ru, Таганроге detsad_tag@mailru.com, Киеве sadok@1veresnya.com.ua, Москве detsad@online.ru, через Стаса Скибинского в Мюнхене sskibinski@hotmail.com и Сергея Михельсона в Нью-Йорке ssm21@columbia.edu.
© "На путях к новой школе" - "На стороне подростка"
Рег. свид. N 069 от 24.09.1990 выдано исполкомом Ленсовета народных депутатов, ISSN 0869-690X
Учредитель Эпштейн М.М.
Издатель: АНО "Агентство образовательного сотрудничества", 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а. Лицензия ИД N 04585