Оглавление раздела
No 3 2004 год

Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Ричард Соколов.

В поисках "настоящей социальной педагогики"

Глава 2. Введение в "философию социального воспитания"

2.9. Об "опытной станции"

(о явлении, которое отражает это понятие и о специфике "Первой опытной станции по внешкольному воспитанию")

В тексте пособия часто употребляется термин "Опытная станция по внешкольному воспитанию".

Это "авторский термин", предложенный и введенный в научный оборот автором данного пособия несколько лет назад. Точнее, это авторская модернизация термина, предложенного в самом начале века известным отечественным социальным педагогом С.Т Шацким, "опытная станция по народному образованию". Оба термина включают в себя сочетание слов "опытная станция" и это роднит их по смыслу, но есть и различия.

С.Т. Шацкий, предложивший этот термин и реализовавший то, что он под ним понимал в социально-педагогическом комплексе (получившем в 1919 году название "Первая опытная станция Наркомпроса по народному образованию"), объяснял следующим образом суть своей опытной станции: "Элементы, из которых складывается работа системы учреждений станции: непосредственная педагогическая работа с разными возрастами, связанная с широкой общественной работой, - практика; непрерывная курсовая работа, дающая возможность педагогу в процессе работы проверять свой опыт, пополнять свой запас знаний в зависимости от выдвинутых жизнью моментов, - курсы; учет, анализ опыта, подготовка материала для научной обработки, изучение среды, изучение психофизических особенностей ребенка в его проявлениях и др. - исследование; организация использования опыта станции в массовой работе, работа с широкими кругами педагогов и населения - пропаганда".

Говоря современным языком, С.Т. Шацкий дает деятельностно-структурное определение опытной станции.

С деятельностной стороны опытная станция - это сочетание практической воспитательной деятельности с научной работой, сочетание деятельности по повышению педагогического мастерства с деятельностью по пропаганде полученных результатов.

В организационно-структурном аспекте: опытная станция - это научно-практический и одновременно учебно-пропагандистский педагогический комплекс.

Говоря об опытной станции по внешкольному воспитанию, мы имеем в виду все эти виды деятельности в их сочетании в научно-практическом учебно-пропагандистском комплексе, но при этом подчеркиваем, что это осуществляется не в учреждении основного образования, а в структуре досугового центра социализации, т.е. учреждения внешкольного воспитания. В этом и заключается модернизация термина.

Этот модернизированный термин понадобился для отражения реального феномена, который является, по сути, опытной станцией, но со своей спецификой (это не опытная станция по народному образованию, а опытная станция по внешкольному воспитанию). Другими словами, эта опытная станция определяет свое предметно-объектное поле не полным объемом наполнения "элементов", а их частью.

Во-первых, берется не весь комплекс образовательных структур, как это было у С.Т. Шацкого, а лишь их часть (данный комплекс не включает школу и бытовые структуры, заменявшие детям в опыте С.Т. Шацкого семью) - социальные институты внешкольной (и внесемейной) социализации детей.

Во-вторых, берется не весь спектр образовательно-воспитательных видов деятельности, а преимущественно воспитательные его виды.

При этом отчетливо осознается тот факт, что по отношению к более целостной системе социализации детей в опытной станции по народному образованию С.Т. Шацкого, предлагаемая нами опытная станция по внешкольному воспитанию является частичной системой.

Она не может заменить семейное воспитание и школьное обучение детей, а может лишь частично компенсировать их недостатки.

Но задача подмены семьи и школы и не ставилась. Эта модель изначально проектировалась и создавалась именно как воспитательная.

Это было вызвано стремлением дополнить социальные институты семьи и школы так, чтобы, не изымая детей из привычной им городской среды, не лишая повседневного общения с родными и близкими (а это было чуть ли не главной особенностью опытной станции С.Т. Шацкого), компенсировать дефицит недостающих социализационных структур и дефицит недостающих социализационных воздействий (преимущественно воспитательного характера).

Такой наш подход объясняется работой при других, нежели у С.Т. Шацкого, объективных условиях. (Мы и наши коллеги не имеем возможности увезти воспитанников клуба из города и создать там для них "моноколлектив" интернатного типа.)

Уступая во многом целостной воспитательной системе школы-колонии "Бодрая жизнь" опытной станции С.Т. Шацкого (прежде всего в интенсивности воспитательно-обучающего воздействия и скорости такого воздействия), опытная станция по внешкольному воспитанию имеет и преимущество - она может быть реализована в условиях обычного жилого микрорайона современного большого города. Дети не отрываются от родителей, близких, друзей и им не грозит (как воспитанникам С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко после их возвращения в "обычную среду обитания") проблема реадаптации к условиям "наличного бытия". Хотя "коэффициент полезного действия" при такой системе воспитания значительно ниже, чем в воспитательной системе С.Т. Шацкого.

Таким образом, термин "опытная станция по внешкольному воспитанию" и, прежде всего, отражаемый им феномен действительности - Первая опытная станция по внешкольному воспитанию, - заключает в себе соединение и традиционного (во всяком случае, ранее известного и бытовавшего), и новаторского (не имевшего ранее аналогов, спроектированного и реализованного).

При этом традиционное повторяется по сути (учебно-практический и учебно-методический комплекс), а новаторское проявляется как модификация, придающая явлению специфику.

Поэтому авторским в данном проекте является не социальный институт опытной станции вообще (как научно-практический, учебно-воспитательный комплекс и одновременно целостная образовательная система) а его разновидность - социальный институт опытной станции по внешкольному воспитанию (как научно-практический и учебно-методический комплекс и одновременно частичная образовательная система), как учреждение дополнительного воспитания.

Данное пособие - не плод кабинетных размышлений, оно - продукт авторского обобщения многолетнего опыта. В особенности - непрерывного (практически каждодневного на протяжении почти десяти лет) реального опыта функционирования досугового центра социализации детей, подростков и молодежи, созданного в качестве общественной организации - Первой опытной станции по внешкольному воспитанию.

Описываемое в этом пособии общественное учреждение "дополнительного воспитания" (внесемейного и внешкольного) было названо "Первой опытной станцией по внешкольному воспитанию" не случайно.

Во-первых, это первая экспериментальная площадка организации-учредителя - общественной исследовательской Ассоциации "Воспитание".

Во-вторых, с момента учреждения станции в 1990 г. на базе детского многопрофильного клуба "Ровесник" (созданного по инициативе членов этой Ассоциации, ее членами еще в 1986 г. и являвшегося фактически уже тогда экспериментальной площадкой Ассоциации), она рассматривалась Ассоциацией как первая "опытная модель" новой разновидности внешкольного и внесемейного воспитательного института.

Предполагалось, что после отработки и проверки этой модели в экспериментальных условиях ее можно будет сделать столь "технологичной", что станет возможным создавать ее модификации и присваивать этим опытным станциям порядковые номера в соответствии с очередностью возникновения.

Наша Ассоциация учитывала известную потребность общества и государства в пополнении системы учреждений дополнительного образования новыми их видами, которое сформулировано в Решении Коллегии Министерства образования РФ следующим образом: "Принять меры к дальнейшему сохранению и развитию видового многообразия сети учреждений дополнительного образования детей". (Из Решения Коллегии Министерства образования РФ "О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей" #12/1 от 25.05.94)...


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько дней в обычном году?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Георгий Кандибур Fri 03-May-2013 14:22:03  
   Днепропетровск  

Уважаемые коллеги!
Уникальный ШКОЛЬНЫЙ эксперимент, который проходит в одной из общеобразовательных школ города Днепропетровска.
Познакомиться с экспериментом (помсмотреть видеофильм)
Вы сможете по ссылкам:
http://www.kandibur.com/#/gallery/youtube_gallery?a=0p=0
http://nctv.in.ua/video/watch/sistema-kandibura-uchjoba-bez-prinudilovki
http://www.youtube.com/watch?v=fGAUHJJ7irU
Будем признательны за любые отзывы! mail@kandibur.org
С наилучшими пожеланиями #8211; Георгий Кандибур, автор эксперимента



  Волька Thu 18-Nov-2010 23:25:42  
   Саптебур  

Эту бы статью перенести воссоздателям пионерской организации. Плох, конечно, разброд и разгул. Но священные действия, установки и изречения Священного государства... Человеческая, социальная природа таковы, что и от такого священства непременно быть беде. Благодарения Творцу и нашему народу, что был проведён, доведённый до пика общественных возможностей человека эксперимент! Мы выдержали и продемонстрировали всё что надо с честью! Продемонстрировали ВСЕМУ миру как урок ему. Нам бы благодарность от всех, а не разгул претензий, обид и оплёвываний... А ведь это и подогревают. Кстати во многом те, кто жирует на этом нашем бескорыстном героизме.



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100