Глава 2.
Введение в "философию социального воспитания"
2.1. В защиту "философствования" по поводу "социального воспитания"
Нужно ли в таком учебном пособии говорить о какой-то "философии"? Казалось бы, дело простое - работа с детьми и подростками во дворах.
Заметим, однако, что "зачинатель" этой клубной работы с детьми С.Т.Шацкий, которого известный педагог и действительный член АПН СССР М.Н.Скаткин назвал "основоположником социальной педагогики", ещё в начале века счёл нужным написать предисловие к книге американского педагога Дж. Дьюи "Введение в философию воспитания". "Философии воспитания" он придавал исключительное значение.
В семидесятые годы наш старший друг (и научный руководитель нашего экспериментального педагогического отряда начала и середины 70-х годов) доцент кафедры педагогики МГПИ им. В.И. Ленина Э.С.Кузнецова, называвшая то, чем мы занимались тогда и занимаемся сейчас "дворовой педагогикой" (или "педагогикой двора"), в своих выступлениях с трибуны и в своих публикациях, говоря о нашем деле, предпочитала прежде всего обращать внимание на "принципы педагогики двора".
И это совершенно не случайно, поскольку она считала, что для достаточно грамотного педагога важнее понять принципиальные "моменты", из которых он сам (или с помощью грамотного методиста) может сделать технологические выводы (найти методические средства для реализации того, что принципиально целесообразно или необходимо).
Во всяком случае, поняв наши принципиальные положения, читатель легче сможет понять "логику" применяемой нами и разрабатываемой социально-педагогической технологии.
При наличии должной методологии методика - "вопрос техники".
Прежде чем дойти до описания организационных форм деятельности клуба "Ровесник" Первой опытной станции по внешкольному воспитанию (чего часто и ждут, прежде всего, от методических пособий читатели-практики и с чего начинаются многие методические пособия для них) читатель встретит три больших раздела, без которых, по убеждению автора, ему не удастся правильно понять, почему именно эти организационные формы нами применялись и исследовались и почему именно так.
В первом разделе внимание читателя обращается на основные наши "подходы" к пониманию проблем внешкольной социализации детей по месту жительства, на положения, которые легли в основу наших педагогических гипотез и программ, которые обусловили выбор методических средств их реализации.
Вот почему мы сейчас хотим обратить внимание читателя на ряд принципиальных для нас позиций.
Эти обращения (может быть даже "заявления"), известный современный педагог академик Ш.А.Амонашвили (и очень скромный человек) назвал бы, наверное, в своей книге "размышлениями" или "предположениями". Они нужны ещё и для того, чтобы заранее обозначить наши основные принципиальные (философские, культурологические и социологические) взгляды на социальную педагогику детского клуба, работающего в микрорайоне. И, тем самым, сориентировать читателя на то, что можно (что следует) и чего нельзя (чего не следует) искать в этой книге. Тем более что это пособие не претендует на оказание помощи в освоении всякой социальной педагогики. В нём дается описание работы не всяких социальных педагогов. Написано оно тоже не для всяких социальных педагогов. Кроме того в нем говорится не о всяких дворовых клубах и о работе вовсе не со всякими детьми.
Другими словами, я хочу показать читателю, какую социальную педагогику мы "исповедуем", для каких социальных педагогов мы её "проповедовали" и будем "проповедовать", опытом работы с какими детьми будем делиться. Надеемся, что всё это читатель сможет понять из этих наших "обращений".
Это тексты, в которых наши принципиальные позиции раскрываются (надеемся, на достаточно доступном большинству читателей популярном уровне) с использованием теоретического и практического материала, взятого из наших прежних публикаций и снабжённого, по мере необходимости, комментариями, разъяснениями, пояснениями, иллюстрациями.
Всё это содержание первого раздела, если хотите, и есть своеобразное, если не "введение в специальность", то введение в "курс дела". Того дела, которым я сознательно занимаюсь 38 лет.
Автор этой книги вовсе не претендует на то, чтобы заменить этим пособием другие учебные пособия по социальной педагогике. Автор ставит задачей показать читателю, что есть и такая социальная педагогика, показать, на каких "основаниях" она "зиждется", во имя чего появилась и существует, "что даёт" и как реализуется.