Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Мария Миркес

Итоги открытой научно-практической конференции "Современные подходы к решению проблем детей, утративших родительскую опеку"

(Конференция прошла 15-16 апреля 2003 г. в г. Железногорске (Красноярский край) на базе Детского дома.)

Организаторы конференции: администрация ЗАТО г. Железногорска, Детский дом (г. Железногорск), НОУ "Школа антропоники и программирования" (г. Красноярск) при поддержке администрации Красноярского края и Восточно-Сибирского Сбербанка РФ.

История появления проекта конференции. В течение 2001-2003 года железногорский Детский дом совместно со Школой антропоники работали над построением новой (современной) концепции деятельности детского дома. Было понятно, что любое, сколь угодно талантливое воспитание сирот в рамках сиротского учреждения, во-первых, не позволяет вырастить самостоятельную сильную личность и, во-вторых, никак не влияет на увеличение числа брошенных детей - детский дом быстро заполняется, затем строится новый...

Была поставлена задача на построение такой концепции деятельности, которая сможет действительно изменить печальную тенденцию роста сиротства в городе.

К концу 2002 года появились уже оформленные наработки - пока отдельные и иногда сомнительные, но как минимум интересные, и тогда стало важно соотнести появляющуюся концепцию с происходящим вокруг, получить экспертизу коллег и других субъектов региона - выйти в мир. Администрация города с энтузиазмом отнеслась к идее конференции и не только обеспечила организационную и содержательную поддержку, но стала одним из авторов проекта. Нас поддержали коллеги из Железногорска и Красноярска - все те, кто так же нарабатывал новые идеи и нуждался в обсуждении.

Базовым замыслом конференции было расширение рамки подхода к проблеме сиротства. Авторы проекта считают, что данная проблема выходит за рамки любого ведомства или отдельной сферы деятельности, и принципиально не решается силами системы образования или социальных служб администрации города/района. Сиротство - это системная характеристика происходящего в обществе, и решать ее нужно силами всех субъектов региона.

Поэтому участниками конференции стали: представители сиротских учреждений края, других учреждений и служб системы образования и социальной сферы администраций городов и районов края - традиционные участники подобных обсуждений, а так же: представители СМИ и банков, вузов и негосударственных образовательных учреждений, общественных организаций, войск МЧС, спорта... - разнообразные субъекты или (в тех случаях, когда о субъектности говорить пока рано) "действующие лица" региона.

Всего в конференции участвовало около 80 человек, из них 20 из Красноярска, около 30 из городов и районов края и 1 представитель Пермской области.

Работа конференции строилась в трех слоях.

Первый слой - "теория" - обсуждение сущностных причин детского сиротства и базовых стратегий решения данной проблемы. Была проведена игра, в которой все участники "попробовали" одну из базовых стратегий, обнаружив как ее достоинства, так и недостатки. Этот слой работы не привязывался к реальностям современности и региона, важно было удержать как можно более широкую рамку.

Второй слой - "практика" - обсуждение реального опыта и попытка реконструкции различных моделей действия. Опыт помещали в общее проблемное поле (выстроенное в первом слое) и вычленяли в нем "изюминки" и ключевые принципы. Участники увезли с собой различные материалы - в электронном и бумажном видах.

Третий слой - "жизнь" - вечерние посиделки в Детском доме, знакомство, совместное плетение бересты и чаепитие, обсуждение "интимных" вопросов, которые пока непонятно как выносить на общее пространство.

Не все из запланированного получилось, некоторые результаты следует считать таковыми скорее по принципу "их отсутствия". Проведя анализ проведенного мероприятия, можно зафиксировать следующие выводы.

Все действующие лица осознают невозможность решить проблему сиротства в рамках отдельной сферы образования или за счет реорганизации системы сиротских учреждений, все чувствуют необходимость обсуждения проблемы с различными субъектами региона - идея взаимодействия "витает в воздухе".

Однако средств для выстраивания такого взаимодействия пока мало.

1. Нет (пока нет) пространства, в котором такое взаимодействие разномасштабных и несопоставимых субъектов стало бы возможно. На каком языке и в каких кабинетах должен происходить разговор? По каким правилам? Как должно быть институционально оформлено такое пространство, как называться? Что может явиться полем для диалога?

Одна из задач, окончательно оформившаяся на конференции - создание пространства, на котором все субъекты региона смогут оформить и представить свое отношение к проблеме сиротства и выстроить программу совместных действий по ее решению. На наш взгляд, возможным полем для диалога может явиться тема "развития региона" (города, страны). Иными словами, только выстраивая перспективу развития региона, можно коренным образом изменить ситуацию сиротства.

2. Узкое видение проблемы сиротства так же усложняет выстраивание взаимодействия.

С одной стороны, многие работники социальной сферы часто сводят решение проблемы к вкладыванию большого количества средств в сиротские учреждения и социальные службы, в то время как понятно, что остановить вал брошенных детей за счет "обыкновенного" вкладывания средств невозможно, необходимо изменение самой концепции работы соответствующих служб и учреждений.

Тезис "дайте нам денег, и мы будем работать лучше" должен вырасти в тезис "изменив идеологию и схему работы, можно будет привлечь средства к решению проблематики детей-сирот". Однако такой переход очень сложен, он требует изменения рамки видения и анализа происходящего - как его выстроить?

С другой стороны, обсуждение проблемы сиротства с "сильными мира сего" так же затрудняется "узкоспециальным" отношением к сиротству как к "не своей проблеме", не имеющей отношения к происходящему в регионе. Поэтому действия с этой стороны часто сводятся к локальным (и во времени, и пространстве) благотворительным акциям, что несомненно важно, но ситуацию в целом не меняет.

Однако следует заметить, что на уровне прецедентов, на отдельных людях и командах, в некоторых регионах можно обнаружить опыт успешного взаимодействия различных субъектов по решению проблемы сиротства. В этих случаях меняется сама идеология похода к проблематике и - пока незначительно, но уже на уровне тенденций - результативность работы.

Во всех представленных на конференции позитивных наработках суть изменений сводится к вынесению проблемы за рамки системы образования или служб социальной сферы города и созданию некоторой структуры (Совета, Центра...) по выстраиванию взаимодействия различных субъектов территории, направленного на профилактику сиротства и решение конкретных проблем семей и детей. Как правило, такая межведомственная структура возникает на базе одного из уже существующих учреждений - детском доме, школе, одной их служб.

Участники взаимодействуют, оказываясь не в отношениях иерархии подчиненности (они реально не подчинены друг другу), а в совершенно иных отношениях и, значит, по иным принципам и правилам.

Такой опыт пока локален - на уровне поселка или малого города, вокруг одного учреждения, которое фактически становится Центром, или даже одного человека, умеющего стягивать на себе сложную коммуникацию. Важной становится задача отчуждения и анализа такого опыта, выделение базовых принципов для последующего распространения на иные территории.

Проект конференции реализован как пробное действие, можно говорить о продолжении и расширении проекта - разворачивании работы по выстраиванию пространства взаимодействия и диалога субъектов региона, о котором говорилось выше.

В частности, для детских домов это означает выведение их из иерархической вертикали учреждений администрации города/района в горизонталь партнерства и завязывание детских домов на субъектов территории. Выведение прежде всего в смысле мышления и планов, способов коммуникации.

Больным вопросом оказался вопрос образовательного заказа. Очевидно, что необходима подготовка кадров, способных решать проблематику сиротства по-новому. Однако наличная схема формирования заказа для высших и средних учебных заведений - скорее фикция, и не работает на реально кадровое обеспечение соответствующих учреждений и служб.

На конференции возникла идея совместного обсуждения образовательного заказа, в котором будут участвовать "потребители" (управленцы сиротских учреждений, системы образования и социальной сферы), а так же "исполнители" (представители науки, а так же высшего и среднего специального образования). Уже сейчас понятно, что данное различение "старовато", и для формирования полноценного образовательного заказа необходимо привлечение многих других субъектов, а "исполнителями" давно уже являются не только и не столько традиционные учебные заведения. Однако совместный разговор в том или ином виде очевидно нужен и состоится.

Материалы конференции


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Семью семь
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—2008.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100