Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Катаргина Светлана Григорьевна

директор Детского дома г. Железногорска Красноярского Края

Возможные стратегии деятельности сиротского учреждения

(история развития Детского дома)

Детский дом - одна из основных, традиционных форм государственного устройства, государственной ответственности за детей, оставшихся без попечения родителей.

Сам по себе факт открытия детского дома в городе Железногорске "из ряда вон", как говорится. В благополучном, закрытом городе по определению не может быть брошенных детей. Наш город не избежал участи "большой земли", и к 1998 году более ста ребятишек находилось на попечении государства. В августе 1999 года в перечне образовательных учреждений появилась новая строчка - МОУ Детский дом (смешанного типа) г. Железногорска.

Началась каждодневная, кропотливая работа и с детьми, и с коллективом. Необходимо было преодолеть множество препятствий, трудностей, противоречий. Побороть жалость, сюсюканье, увидеть за "бедной сиротинушкой" нормального человека.

С первых дней своего существования представления о работе у коллектива ДД (пока еще не совсем осознанно) не укладывались в рамки типовых подходов, каких-то общепринятых норм. Было смутное ощущение, что пойди мы по накатанной дорожке, то обязательно упремся в тупик.

Именно тогда было принято решение осознанно подойти к существующей проблеме, понять, к чему приведет само существование детского дома как определенной системы, какого выпускника мы получим в результате, какой образ будущего ему зададим. И еще появлялась масса вопросов, на которые пока не находились ответы.

Очень хотелось научиться видеть цели, формулировать задачи, прописывать результаты, искать эффективные способы достижения своих устремлений. Правда, устремления были не совсем понятны, тем более результаты (желательно общие) виделись вообще с трудом. А с собственными позициями творилось что-то совсем невразумительное. Разобраться в большинстве проблем нам помогло негосударственное образовательное учреждение "Школа Антропоники".

За три года мы прошли действительно школу, Школу Антропоники - школу взращивания, развития человека - прежде всего в себе.

Именно вместе с ними мы пробовали выделять противоречия и проблемы, видеть горизонты, четко понимать задачи, мобилизовывать собственные ресурсы, ясно представлять результаты, улавливать причинно-следственные связи.

Сотрудникам Школы удалось не навязывать прописные истины, а шаг за шагом преодолевать вместе с нами возникающие трудности. Так формировались основные принципы работы нашего коллектива.

Для того, чтобы картина основных принципов, основных наших подходов в решении проблем социального сиротства была более полной, необходимо проанализировать этапы, которые преодолевал Детский дом в своем развитии. Подход к делению на этапы простой: фиксация основного противоречия, характерного тому или иному отрезку времени.

 

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Основное противоречие первого этапа заключалось в том, что ДД был для детей действительно домом (обучение в школах города, посещение детских дошкольных учреждений и т.д.), да и воспитатели видели в нем больше дом, чем учреждение (наличие пап и мам, семейное проживание, желание решать семейные проблемы самостоятельно). Но, уйти от ДД как учреждения никак не удавалось. Оно напоминало о себе на каждом шагу.

Понимая, что результат в работе с детьми может быть только тогда, когда - как минимум - дети перестанут быть "ничейными", мы пришли к выводу, что детей надо "присвоить". И сделать это мы можем сами. При всем при этом мы считали устройство в замещающую семью важным, но отнюдь не необходимым направлением работы.

Весь первый год работы, совместно со Школой Антропоники (ША), мы пытались найти ответы на вопросы, возникающие в случае "присвоения" воспитателями детей, с одной стороны, и продолжающимися попытками внедрения администрации в семьи, с другой.

"Присваивать" детей в семьях научились, а вот не вмешиваться в дела семьи у администрации не получалось. В итоге столкнулись с падением авторитета воспитателей и возможностью детей пользоваться сложившейся ситуацией. Как следствие, и воспитатели, и администрация оказались без "средств" решения проблем, которые накатывали как "девятый вал".

Необходимо было ограничить административное внедрение в семьи, тем самым позволить взять ответственность за воспитание детей самим воспитателям. Для этого были введены семейные контракты, которые жестко регламентируют взаимоотношения семьи и учреждения.

Одним из необходимых условий заключения контракта являлось наличие семейных проектов (в разработке и защите которых принимали участие дети). Этот шаг привел к взаимной ответственности взрослых и детей за семью.

Как положительный результат работы первого периода (на сегодняшний день), можно считать экспериментальное отделение двух семей и самостоятельное (относительно) проживание в филиале. Данный опыт можно считать особой формой семейного устройства детей в условиях типового детского дома (более подробно это обсуждалось в докладах и на посиделках в филиале ДД).

В оставшихся семьях происходило становление своих традиций, своих правил, своего уклада. Постепенно воспитанники научились решать проблемы внутри семьи, со своими воспитателями. У воспитателей, в свою очередь, появился мощный ресурс в решении педагогических задач, да и в решении проблем повседневной жизни. Сегодня практически каждая семья имеет свой семейный проект.

Для директора Детского дома было введено правило, которое определяло порядок решения проблем и вопросов, возникающих у детей и взрослых, и позволяло семьям самостоятельно выходить из создавшегося положения. (В случае принятия какого-либо решения, касающегося семьи, без согласования с ней, директор должен отчитаться перед всей семьей за данный шаг и т.д.)

Таким образом, в результате разрешения первого противоречия коллектив детского дома пришел к пониманию того, что добиться успеха в положительной социализации детей можно и в условиях семейно-воспитательных групп ДД. И залогом успеха станет личная ответственность конкретных воспитателей за конкретных детей, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 

ВТОРОЙ ЭТАП

Очередное противоречие связано с анализом результатов работы и пониманием текущего момента. ДД не стоял на месте.

Через совместную семинарскую работу, через внедрение личных проектов мы пришли к выводу, что так называемая семья детского дома является добротным, проверенным средством решения существующих проблем, но в то же время не может дать ребенку реального образа его будущего. Да и вообще лишает ребенка простых и очень важных в жизни каждого человека вещей: чувства защищенности, душевной привязанности, материнской любви и самопожертвования. Того, что может дать только семья.

Образ семейной жизни может создать только семья, действительно семейное воспитание детей, оставшихся без попечения родителей - это и возвращение ребенка в коренную семью, и устройство в приемную, опекунскую, патронатную, и передача родственникам.

Именно в этот период в Детском доме появляется группа специалистов, работающая над проблемой семейного жизнеустройства, в частности, развития патронатной системы, поиска потенциальных родителей, временного устройства детей в семьи горожан. На глазах рождается новый проект "Забери меня домой". Новый проект, новый этап "породил" новое противоречие. Воспитатели, которые уже "присвоили" детей, не хотели с ними расставаться, т. к. именно в этом и понимали смысл своей работы, видели определенные результаты. Да и просто были уверены в том, что чаще всего детям лучше именно в ДД. А новый проект со своим видением устройства воспитанников тормошил, наступал на пятки. Здесь как нигде наиболее ярко проявилось разногласие между двумя подходами в решении проблем социального сиротства: государственном и семейном.

Кроме всего прочего, нежелание "отдавать" детей у воспитателей было обусловлено возникновением непонимания собственных перспектив, своего места в учреждении, устроенном как-то иначе. И это одна из задач сегодняшнего момента развития ДД: как организовать работу так, чтобы новое не разрушило "до основания" то важное, что уже удалось наработать, и не только в рамках нашего опыта?

 

ТРЕТИЙ ЭТАП

Следующее противоречие получило свое дальнейшее развитие в процессе разработки и принятии концепции детского дома: "Возрождение ответственности горожан (граждан) за своих детей". Сама концепция приходит в столкновение со старыми, еще часто встречающимися традициями системы устройства детей в сиротские учреждения.

Первым результатом жизни нашей концепции можно считать тенденцию устройства детей в приемную семью на лето, с дальнейшей перспективой опеки и усыновления. Была проделана огромная работа (в результате проведения акции треть ребятишек было устроено в семьи на лето, семь детей уже больше не вернулись в ДД).

Но число детей не только не убывало, но и явно прослеживался рост количества детей, оказавшихся без опеки родителей. Наша работа оказывалась по большому счету бесполезной.

На сегодняшний день любая власть заинтересована в том, чтобы как можно быстрее устроить ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации - и это понятно. Мест, куда может попасть ребенок, не так уж и много. Большинство новых форм устройства только-только пробивают себе дорогу. Да и проверенные еще надо внедрить. А время не ждет. И есть сиротское учреждение.

Реабилитация коренной семьи - долгий и зачастую неблагодарный труд, а поиск потенциальных родителей еще более хлопотное дело. Вот и получается, что самая короткая дорога для ребенка - это дорога в детский дом. Напряжение снова набирает обороты.

Без сомнения, семейное жизнеустройство детей - важнейший шаг в решении проблемы социального сиротства. Однако одного его недостаточно. Нужно еще решать проблему предотвращения попадания ребятишек в разряд детей, оказавшихся под опекой государства. Это очень серьезная проблема, требующая огромного приложения сил. Мы считаем, что установление партнерских отношений, выстраивание системы взаимодействия городской структуры служб и учреждений социальной сферы, создание Центра семьи, позволит не только преодолеть разногласия, но и решать данные проблемы с максимальным результатом.

 

Исходя из этого, ДД инициирует работу городской проектной группы по совершенствованию системы социальной сферы города. В частности (совместно со Школой антропоники), проводит трехдневный семинар по координации и взаимодействию служб, решающих проблему социального сиротства. Результатом данной работы можно считать активное участие Комитета по вопросам материнства, отцовства и детства в разработке проекта Центра.

На сегодняшний день проектная группа детского дома в экспериментальном режиме внедряет проект (поэтапно) в жизнь.

Но эта работа не имела бы успеха, если бы не выстраивание партнерских отношений с различными учреждениями и службами города, с его субъектами. Мы не просто заключали договоры, но еще и вникали и старались понять суть действительно партнерских отношений. Очень полезно было увидеть разницу между "попрошайничеством", благотворительностью и взаимовыгодным партнерством. Разобраться в каком случае возникает оно самое, а в каком не может возникнуть - принципиально.

За это время у нас сложились партнерские отношения с МЧС, с Железногорским филиалом Сбербанка, с Центром занятости, со Школой Антропоники, с Железногорскими СМИ (договор о сотрудничестве). Не говоря уж о сложившихся отношениях со своими "базовыми школами" # 97, 179.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП

Понять, в чем же суть противоречия этого этапа, нам еще предстоит. Но очертания одного из них уже проглядываются - это сопровождение выпускников. То, что не входит в планы традиционного детского дома. Выдал из "камеры хранения", и голова не болит. А ведь именно наш выпускник в первую очередь может стать "поставщиком" новых воспитанников в ДД.

Конференция, проходящая в нашем городе, является важным этапом развития ДД. Так как "живое", непосредственное общение со специалистами региона позволит нам как бы со стороны еще раз проанализировать собственную работу. Позволит завязать партнерские отношения с теми людьми, которые более опытны и могут оказать нам действенную помощь.

 

ЗАДАЧИ

1. Налаживание отношений сотрудничества и партнерства со службами и учреждениями края с целью соотнесения собственного опыта с тем, что уже наработано другими. Для нас это очень важно.

2. Дальнейшая разработка и внедрение концепции ДД.

3. Доработка и внедрение проекта Центра семьи:

  • анализ результатов внедрения и корректировка по мере необходимости проекта;
  • дальнейшая работа по заполнению "белых пятен" проекта;
  • создание методического центра (разработка методических пособий, подготовка патронатных воспитателей и переподготовка воспитателей, реабилитация коренной семьи);
  • разработка проекта по сопровождению выпускника ДД;
  • создание и ведение базы данных потенциальных усыновителей, опекунов, патронатных воспитателей;
  • работа в городских проектах с целью "вписывания" собственных планов в город, а также с целью соотнесения конкретных шагов и возможной корректировки по мере необходимости;
  • продолжение работы по созданию системы взаимодействия различных служб города с целью разработки и внедрения проектов по предотвращению попадания детей в сиротские учреждения и внедрению новых форм жизнеустройства детей, оказавшихся без попечения родителей;
  • подготовка собственных кадров и переподготовка уже имеющихся (например, появление семейных терапевтов в ДД, привлекая для этого Коннера и специалистов Школы антропоники);
  • привлечение уже обученных кадров к разработке проектов, для получения грантов под экспериментальную площадку центра;

В заключении хочется еще раз обратить ваше внимание на выводы, к которым мы пришли в результате работы:

 

1. Учреждение сиротского типа может развиваться как минимум в трех направлениях, в трех стратегиях:

  • реабилитация детей с целью положительной социальной адаптации (через семейно-воспитательные группы ДД);
  • обеспечение права ребенка на воспитание в семье (через работу Центра по семейному жизнеустройству детей, оставшихся без родительской опеки);
  • возрождение ответственности горожан за своих детей, выстраивание партнерских отношений, создание общественных организаций, внедрение собственных проектов (одна из задач - предотвращение попадания детей в сиротские учреждения).

 

2. Коллектив нашего ДД (в своем большинстве) принял стратегию семейного воспитание детей. (Хотя еще раз напомним, что этот подход не может существовать без превентивных мер и не исключает наличие других форм и способов решения проблемы социального сиротства).

 

3. Поиск собственного пути может проходить в том числе и через осознание, анализ противоречий и прогнозирование результатов.

 

Главное - не замыкаться в своих внутренних проблемах. Искать сотрудничество, которое поможет посмотреть на происходящее под другим углом, расширить горизонты собственных представлений (например, сотрудничество с организациями, подобными Школе антропоники).




Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько углов в шестиугольнике?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—2008.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100