Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Анна Тур.
Интернет субкультура Хаоса. Глава I.

Глава I. Определение понятия субкультура

Существует большое количество определений понятия «субкультура», что связано с глобальностью лежащего в его основе понятия «культуры» и существования огромного множества его определений1.

Субкультуру понимают и как самостоятельное целостное образование, и как «контркультуру»2, и как просто подкультуру — выделение в крупном культурном явлении подсистем.

Мы остановимся на определении, применяемом в исследованиях Т.Б. Щепанской, которое наиболее удобно при анализе опытных данных по конкретным субкультурам. Субкультура по Щепанской это, прежде всего коммуникативная система, самовоспроизводящаяся во времени3. Она рассматривает субкультуру как подсистему культуры как целого, опирающуюся на ее культурный код и ведущей с ней диалог. Этот диалог может принимать разные формы от признания причастности до полного противостояния.

Субкультуры имеют определенный набор основных признаков. Например:

знаковые (общность идеологии, ментальности, символики, культурного кода, картины мира);

поведенческие (обычаи, ритуалы, нормы, модели и стереотипы поведения);

социальные (социальная группа, страта и т.д., определяемая как носитель субкультуры или ее «порождающая среда»)

и все они вместе (культура как «целостный образ жизни»).

Говоря о субкультуре как о коммуникативной системе необходимо выделить ее основные признаки:

1. каналы коммуникаций (коммуникативные связи и сети. Типы межличностных связей, структура сообществ, формы общения и т.п.) Это социальный уровень.

2. средства коммуникации, т.е. знаки и символы (культурный код — арго и вербальный фольклор; атрибутика; символика и мифология вещественного мира, телесности, пространства и времени — т.е. «язык» культуры и в целом ее картина мира). Это знаковый уровень культуры.

Знаковый и социальный уровни взаимодополнительны, связаны, взаимно отражают и порождают друг друга. На знаковом хранятся и транслируются коды социальных систем, поведенческие программы — обычаи и нормы. Социальный уровень есть концентрат и материализация этих кодов.

У Щепанской в ее исследованиях молодежной культуры используется термин «телега» — речевая форма, которую можно определить как нарратив без установки на достоверность, но с установкой на занимательность и удержание внимания собеседника за счет использования эмоционально окрашенных мотивов — например, мистических или смеховых. В исследуемых ее субкультурах «телега» имеет функцию коммуникации как внутри группы, так и так и при взаимодействии с внешней средой. Репутация закрепляется в телегах.

Кроме основной функции — заполнения коммуникативного пространства — она выполняет посвятительную, интегративную и некоторые другие функции. «Телега» заочно знакомит представителей субкультуры друг с другом, рассказывает о правилах и нормах данного сообщества, типовых ситуациях. Мы будем использовать этот термин в своем исследовании интернет субкультур.

Итак — субкультура, это, прежде всего часть культуры, находящаяся с ней во взаимодействии. Основная функция субкультуры — коммуникация, поэтому ее основные признаки — каналы коммуникации и средства коммуникации, необходимые для хранения, трансляции и концентрации культурных кодов.


1.  Соколов М. Как писать этнографию молодежной субкультуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://subculture. narod.ru/ Дата обращения: 18.02.10.

2.  Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. - М., 1996. - 280 с.

3.  Щепанская Т.Б. Традиции городских субкультур \\ Современный городской фольклор. М.:РГГУ, 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://poehaly.narod.ru/subcult-f.htm. Дата обращения: 18.02.10.



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько дней в обычном году?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100