Анна Тур.
Интернет субкультура Хаоса. Глава I.
1.1. Блоггеры — основные характеристики движения
Блогосфера (от англ. blogosphere) — термин, построенный аналогично термину ноосфера и подобным ему, и обозначающий совокупность всех блогов. Существующие в мире десятки миллионов блогов1 обычно тесно связаны между собой, блоггеры читают и комментируют друг друга, ссылаются друг на друга и таким образом создают свою субкультуру. Понятие блогосферы делает упор на одно из основных отличий блогов от обычных веб-страниц и интернет-форумов: связанные между собой блоги могут составлять динамичную всемирную информационную оболочку.
То есть блог является сравнительно новым мощным средством коммуникации, которое фактически свело на нет явление стихийной уличной «тусовки»2.
Появление в девяностых годах таких явлений как Сорокомания3 и Фидонет4 стали первыми стихийными видами виртуального общения в России. В двухтысячных годах их сменили блоги и социальные сети в Интернете. Блоги явились одной из ключевых причин фактического исчезновения «Системы» — отпала необходимость постоянного и тесного физического контакта, явной внешней атрибутики. Главная цель таких тусовок — обмен информацией, теперь происходит в пространстве глобальной паутины, в том числе и в блогах5. Так же блоги вытеснили такое явление альтернативной культуры как самиздат. Следы «Системных» традиций просматриваются во всей компьютерной субкультуре. Из самых заметных заимствований это традиция использования «ников» — прозвищ вместо реальных имен, «англицизмов»6 и т.д. Используя виртуальное пространство как канал коммуникации, люди используют в нем привычные культурные коды, и изобретают новые.
Сложность изучения связана с отсутствием привычных для исследователя признаков субкультуры — физических атрибутов, невозможности интерпретации вербальных кодов, особенностей речи и поведения. Канал коммуникаций диктует свои средства коммуникации. Все признаки в этих течениях носят электронный вид — текстовый, фото и видеоматериала. Отсюда возникает упор на текстовую составляющую — сленг, стиль, шрифт, использование идеограмм, изображающих эмоцию — «смайликов»7. Не зря же самая известная субкультура, появившаяся в рунете — «падонки»8 — течение, использующее запоминающийся, броский язык.
Подобный уличной «телеге»9 тот же нарратив, имеющий уже не устную, а письменную форму, лежит в основе субкультуры блоггеров — написание постов. Посты это зачастую короткие сообщения, имеющие временную значимость. Широкой обсуждаемостью и комментируемостью пользуется не столько информационные, сколько развлекательные посты10.
Популярность блогов даже привела к тому, что одна из крупнейших поисковых систем — Яндех выделила отдельную область поиска «по блогам», а главный коммуникационный портал российского Интернета — Mail.ru создала свою блог-платформу. Несмотря на наличие блогов у разных как возрастных, так и социальных групп населения, не всякого, у кого есть блог, можно в полной мере считать блоггером. Наиболее важным показателем развития блогосферы сегодня стоит считать не общее число блогов, а число активных блогов — то есть тех, которые содержат не менее пяти записей и обновлялись хотя бы раз за последние три месяца. Связано это с тем, что блоги популярны уже достаточно давно, и существует большое количество давно забытых и заброшенных дневников.
По исследованию Яндекса11 средний блоггер — девушка 22 лет. Ее блог существует год и девять месяцев, и она обновляет его раз в пять дней. У нее 19 друзей, а записи в дневнике комментируют 10 человек.
С момента регистрации своего среднестатистического дневника девушка — блоггер написала в нем 38 постов, каждый из которых получил по 2 комментария. Кроме того, она написала 98 комментариев — на свои или чужие посты.
Средний блоггер мужского пола написал 37 постов, причем мужские блоги оказались несколько популярнее женских — на каждый пост приходится три полученных комментария. Сам он оставил 133 комментария. В среднем же, мужчины комментируют существенно больше, чем женщины.
Особенностью субкультуры блоггеров является ключевая роль «телеги», как формирующей субкультуру особенности. То есть важной особенностью «поста» является не столько его информативность или оригинальность, сколько то, насколько он будет пользоваться популярностью у «френдов», насколько он будет комментируемым. В ведение блога ставится цель не столько высказывание своих мыслей, сколько приобретение высокого символического статуса, который определяется популярностью постов и количеством «френдов». Такая особенность блогосферы проистекает из самого понятия молодежной субкультуры — у молодых людей обычно еще нет устоявшегося круга единомышленников, и он остро нуждается в самоидентификации и самоутверждении. Именно молодежь — наиболее активные блоггеры. Это люди, часто не имеющие устойчивого статуса, студенты и безработные. Именно они стремятся к приобретению, пусть даже символического, но высокого статуса в интернете. Самопрезентация12 — одна из наиболее очевидных мотиваций. Авторы хотят продемонстрировать себя знакомым и широкой публике. Сами по себе блоги обладают рядом свойств субкультуры — особым языком и сленгом, каналами коммуникации между участниками, системой фиксации группового статуса.
Блоги не совсем дневники или, к примеру, письма — у постов нет конкретного адресата13, как это было в эпистолярном жанре. И в то же время это не классический дневник, который ведется только для себя.
Интернет сообщество сложно назвать однородным. Оно само включает в себя огромное количество субкультур, как существовавших до него, так и появившихся только с возникновением виртуальной реальности.
Тут присутствуют любители того или иного литературного направления, сетевые гэймеры (с английского «игроки», имеется в виду те люди, которые отличаются пристрастием к компьютерным играм), блоггеры (те, кто ведут свой блог — личную страницу, где делятся интересными ссылками, фотографиями, литературными произведениями и другими вещами) и другие. Ввиду особенности мировой сети давать всем желающим то, что им нужно, здесь представлены все субкультуры, реально существующие в мире и впервые возникшие благодаря всемирной сети. Особой популярностью пользуются ролевые игры — совместный продукт творчества пользователей сети, посвященный раскрытию определенной темы14.
1. Интернет журнал «Вебпланета» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.webplanet.ru/news/internet/2006/4/18/technorati_research.html. Дата обращения: 18.02.10.
2. Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры. - М.: ОГИ, 2004. 288 стр.
3. Лелька [Электронный ресурс]. Молодежная стрелка. Что такое сорокомания. - Режим доступа: https://www.stinfa.ru/26402. Дата обращения: 18.02.10.
4. FidoNet [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fido-online.com/. Дата обращения: 19.02.10.
5. Иткин В. [Электронный ресурс]. Книжная витрина. Интервью с Т.Б. Щепанской. - Режим доступа: https://www.top-kniga.ru/kv/interview/interview.php?ID=7704. Дата обращения: 18.02.10.
6. Крысин Л.П. Иноязычные слова в современной жизни // Русский язык конца ХХ столетия. - М., 1996.; А.И. Дьяков. Причины интенсивного заимствования англицизмов в современном русском языке. Philology.ru . Русский филологический портал.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.philology.ru/linguistics2/dyakov-03.htm. Дата обращения: 18.02.10.
7. Студия Артемия Лебедева. Артемий Лебедев § 143. Знаки препинания в нестандартных ситуациях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/143/. Дата обращения: 19.02.10.
8. КАППП [Электронный ресурс]. Интернет субкультура - Режим доступа: https://www.kappp.com.ua/klubel/subkult/net_subkult.html. Дата обращения: 18.02.10.
9. Щепанская Т. Б. Молодежные сообщества // Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003. С.34-85
10. Dimok [Электронный ресурс]. 10 правил написания вашего самого популярного поста - Режим доступа: https://blogtips.ru/10-pravil-napisaniya-vashego-samogo-populyarnogo-posta. Дата обращения: 18.02.10.
11. Yandex on blogosphere spring. [Электронный ресурс]. 2008. Яндех. Блогосфера российского интернета. Информационный бюллетень.
12. Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность. [Электронный ресурс]-. 2006. Режим доступа: https://wiki.laser.ru/index.php/Блог:_виртуальный_дневник_реальной_личности._Блоггеры_и_межличностное_взаимодействие_в_блогах Дата обращения: 19.02.10.
13. Сервис онлайн-опросов «Глас Рунета» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://subscribe.ru/archive/media.vox/200702/19102857.html/. Дата обращения: 18.02.10.
14. Сайт Sub-Culture.ru. Интернет-субкультуры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sub-culture.ru/inet.php Дата обращения: 18.02.10.