Для печати |
Для справок: «Словари сленгов неформалов»
Лестница странников. Концепция.
15-18. Гипотеза (теория)
Ключевое слово следующего этапа — «Гипотеза», а людей этого типа часто называют «теоретиками». Мышление человека переживает трансформацию. Становится понятным, что могут существовать разные причины действия. Не те, привычные, которые осваивались в рамках предыдущего этапа, а совсем другие. И вполне возможно, что вся динамика предметов, которые мы наблюдаем, все явления вызваны совсем другими причинами, чем казалось ранее.
Таким образом, становится возможным сменить всю картину мировосприятия, что становится интересным и новым для мышления и, в свою очередь, оказывается в центре. В этот период человек, если у него достаточно развито абстрактное мышление, склонен увлекаться новыми для себя теориями и гипотезами. Он «тащится», если встречает подобные позиции в рамках дискуссий. Вообще, дискуссионная деятельность для подобного контингента с развитой головой идёт просто на «ура!».
Важный практический и проверенный практикой вывод: старший подросток или студент в этот период способен сменить логику жизни, резко сменить привычную для себя среду. В практике неформальной педагогики это выливается в потерю большей части детского состава на рубеже 14-15 лет; например, это типично для скаутов и «крапивинских» РВО. Наоборот, другие молодёжные движения начинают набирать новых членов как раз в этом возрасте, что было ранее распространено у панков, коммунаров, футбольных фанатов, а сейчас типично для ролевиков, скинхедов и различной политической молодёжки.
На период 17-18 лет приходится смена статуса со школьника (ребёнка) на студента (взрослого), хотя характер деятельности по форме остался тот же — учёба. Но быт и культура меняются существенно.
В принципе смена объединения не обязательна. Возможна простая смена роли в группе: раньше ты смотрел на всё глазами участника, а теперь — глазами организатора. А это — и особый взгляд на мир, и особая среда.
Если у человека абстрактное мышление оказалось не сильно развитым, то наблюдается явление смены культурного поля. Особенно хорошо это прослеживается на музыкальной культуре. Скажем, слушал хард-рок — и вдруг перешёл к экзотическому этно. Как правило, смена культурного поля подразумевает не только смену ведущих понятий, но и смену среды общения. Получается в итоге то же самое, что и у теоретиков, с той лишь разницей, что подобные люди с трудом могут логично описать свои новые жизненные основы — они живут чувствами. Но смена позиции, свойственная этому периоду, также налицо.
Сложности подросткового возраста здесь достигают своего пика. Родители, бывшие учителя и педагоги могут потерять контакт с подростком, так как являются носителями старого культурного поля. Кроме того, ориентация на поступок ещё достаточно сильна, и эту смену логики жизни подросток может обставить серьёзными «выкидонами», стремясь вызвать посильнее «круги на воде». Иногда для родителей и старых друзей это превращается в кошмар. Но случаются и обратные истории: был обыкновенный троечник — и вдруг взялся за ум!
Чем больший выбор различных позитивных сред имеет человек на грани этого периода, тем более вероятна его позитивная трансформация. Именно поэтому педагоги-новаторы ставят вопрос о создании поликультурных сред в сегодняшнем образовательном пространстве, в то время как в прошлом часто доминировала монокультурная среда.
Интересно ещё одно наблюдение. В течение этого периода человек успевает сменить позицию не один раз, а не менее двух, чаще трёх раз. А если больше — это уже редкий случай, связанный с сильными жизненными потрясениями. То есть, если подросток резко сменил среду на некую новую культуру, с большой вероятностью он в ней не останется. В ней он будет находиться от полугода до полутора лет, после чего произойдёт новая смена. Исключение: та самая смена позиции, роли в группе, которая была описана раньше. И далее снова так же.
Но это не означает, что на подобное переключение можно не обращать внимания, мол, само пройдёт — «перебесится», как иногда говорят в этом случае. В возрасте от 15 до 18 лет окончательно оформляется мотивационная структура человека, его набор ценностей. От того, какая деятельность захватит подростка, зависит и то, каким он войдёт в зрелую жизнь, что будет нести с собой. Важно, что отложится в это время в душе.
В последующем цикле, в 18-21 год, эта тема ещё продолжает быть достаточно актуальной, хоть и уступает в доминировании. Данный период оптимален для формирования качеств толерантности личности, о чём стоит помнить педагогам.
Примерно в этом месте начинают наблюдаться расхождения гипотезы «Лестницы Странников» с теорией Эльконина. Фактический материал, которым мы располагаем на сегодняшний день, входит в противоречие с «таблицей Эльконина», во всяком случае, для предмета этой книги — неформальных молодёжных сообществ.
Противоречие просматривается уже в том, что очень многие из неформальных движений носят игровой характер, хотя участвуют в них подростки, старшие классы и студенчество. Игровые характеристики свойственны не только движению ролевиков, хотя то, что именно оно является одним из самых массовых и мощных, — весомый факт. С точки зрения не только дилетантской социотехники, но и некоторых школ академической психологии, игровой характер имеют очень массовые движения скейтбордистов, велосипедистов, флэшмоберов и квестеров (чистая игра, по их же самосознанию), спортсменов-экстремалов, например, парашютистов, прыгающих со зданий, — смертельно рискованная, но игра. Многие течения (а не движения), основным признаком которых является определённый стиль поведения и одежды (например, эмо — театр без сцены и сценария), собственно, являются игрой в персонажа.
В этом возрасте, по Эльконину, ведущая деятельность никак не может быть игровой. Но по факту мы видим обратное.
Гипотеза «Лестницы Странников» устраняет это противоречие. Суть её сводится к тому, что форма деятельности может быть любой; главное — не форма, а то, что происходит, структурируется и образуется в это время в психике и мышлении человека. С этой точки зрения в разные возрастные периоды человек играет совершенно по-разному. Соответственно, извлекаемые из игры смыслы различны постольку, поскольку различается потребностная сфера подростков, старших школьников и студентов.