Фонарщик
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Письмо Валерию Митрофаненкову — директору школы-интерната в селе Архангельское Ставропольского края


Се аз — пишу

Здравствуй, Валера!

Высылаю обещанные бумажки. Это:

  • Концепция Школы (вариант прошлого года; сейчас я собираюсь писать новую редакцию, содержащую философско-психологическое обоснование, в которой несколько более чётко и логично расставлены акценты);

  • беллетризованное ее изложение («Из письма С.Ю.Курганову»);
  • Положение о нашей лаборатории;
  • штатное её расписание;
  • Концепция и План «организации становления» Школы;
  • ксерокопия письма А.Г.Асмолова1 в наш краевой Департамент;
  • ксерокопии моей статьи в «Училке», а также статьи О.Мариничевой в «КП».

Для полноты счастья не хватает моей статьи в «КП» за 14.12.90 (или 13, не помню)  — для решения возможных споров о приоритете, а также приказа по КЭЦРО (т.е. Краснодарскому эксперимент. Центру развития образования) о создании нашей лаборатории и моём назначении на заведование ею. Всё это сейчас находится в крайсовете, где решался вопрос о финансировании лаборатории, и будет, я думаю, привезено в августе.

Не сочти за каприз просьбу пробежать глазами хотя бы машинописные бумажки, чтобы лучше представлять, за что борешься. Ещё просьба — не выбрасывать всё это, чтобы, если наше безнадёжное дело действительно окажется таковым, они могли вернуться ко мне. С другой стороны, всё это — вторые экземпляры, и если для пользы дела их надо будет куда-то передать — смело передавай.

Тем временем события здесь, у нас, с перепугу, видимо, приняли забавный оборот: три дни назад я узнал, что краевой бюджет таки выделил лаборатории обещанные деньги (вроде бы пять «лимонов»). Но если мы переориентируемся на Ставрополь, совесть мне не позволит их тратить. То есть с момента, когда вся предварительная работа у вас будет проведена, если к этому времени ситуация с наличием, а точнее, с отсутствием площадки в Краснодарском крае не изменится, лабораторию от КЭЦРО мы закроем, но взамен должны будем родить нечто подобное у вас.

Что я подразумеваю под словами «предварительная работа»?

Ну, во-первых, — см. Концепцию и План «организации становления»: писаны они неспроста. Необходимо:

— согласовать со всеми заинтересованными или хозяйствующими организациями (наробраз, например) вопрос о самом появлении Школы-«монстра» (с их возможной точки зрения); «прокачать» с ними все возможные коллизии: необходимость установления в порядке эксперимента иных нормативов и принципов, например, в оплате труда педагогов; возможность финансирования; готовность прикрыть от атак сверху, снизу, со стороны; готовность помочь что-либо пробить и т.п.;

— найти площадку для будущего эксперимента, лучше всего — новостройку, на худой конец действующую, но с возможностью её реформирования (закрытия-открытия) с целью сброса на законном основании ментально-чуждой части персонала (при этом необходимо учитывать, что любое, даже самое законное и оправданное увольнение чревато большими моральными издержками);

— решить вопрос о создании на найденной базе экспериментальной педагогической площадки (сей статус дает возможность, точнее, право работать на основе иных нормативов и методов);

— заложиться на то, что с момента принятия решения о создании новой школы до момента запуска эксперимента должно пройти порядка двух лет: год потребуется на создание условий для команды экспериментаторов, чтобы она могла приступить к работе; ещё год — для подготовки на месте к началу собственно эксперимента (гл. III Положения о лаборатории; гл. 2 Концепции и п. 17 — 19 Плана становления школы); всё это время нужно иметь основания для уверенности в том, что какой-нибудь вновь возникший в решающем кресле функционер не передумает и не прикроет эту лавочку, как случилось с затеей школы в Небуге.

Наверное, это ещё не всё, а только первое, что пришло в голову. Но на меньшее я (подчеркиваю — Я) согласиться не могу, так как, даже сорвав с места одну семью, которая, случись что, зависнет в воздухе, я теряю моральное право на подобные вещи (не говоря уже о реноме — единственном моём богатстве в этой жизни). Извини, что говорю жёстко и не о самом приятном,.

Вот, на самом деле, сколько с нами хлопот, — невольно задумаешься, стоит ли заводиться. Но именно с этой целью я и пишу: пока не поздно, лучше всё взвесить и отыграть назад — люди все взрослые, всё понимают и не осудят.

Итак, представим себе, что всё идёт лучшим образом. Какова может быть предположительная последовательность наших действий?

  1. Ты на предварительном уровне выясняешь возможность реализации замысла со всеми заинтересованными или принимающими решения.
  2. Мы (я один или часть команды) приезжаем смотреть площадку и обговаривать подробности со всеми заинтересованными и т.п.
  3. Разрабатываем пакет документов, гарантирующих возможность начала работ, а также некоторые перспективы. Эти документы утверждаются «где надо».
  4. Я получаю официальное приглашение от ставропольских властей, мы заключаем договор. С этого момента события принимают необратимый характер в том смысле, что даже при возникновении площадки в Краснодарском крае мы всё равно продолжаем работать на Ставрополь. Лаборатория КЭЦРО прекращает своё существование или продолжает работать без нас.
  5. Команда стягивается в Ставропольский край и работает по программе.

Теперь о жилищной политике.

Не хочется делать всё «по-советски» — сначала ложиться на амбразуру, а затем долго и безуспешно пытаться сделать так, чтобы на ней вообще было можно лежать. Как ты сам увидишь, люди «команды» — народ серьёзный и в известном смысле, переходя работать в школу, идут «на понижение», как ни странно по нынешним временам, ради идеи. Хочется создать им такие условия, чтобы они могли ни о чём, кроме работы, не беспокоиться.

Реальным, а точнее, необходимым, было бы создание «буферного» фонда в виде, хотя бы, вагончиков (отапливаемых, конечно, с водой и баллонным газом; впрочем, возможны варианты) или сборных домиков, которые будут оставаться казённым имуществом. Работать народ будет поначалу по временной прописке; в этом случае разочарованные или разочаровавшие не осядут балластом, а легко уедут, уступая место новым соискателям педагогического счастья и потеряв разве что работу и немного времени. В случае удачливости альянса, опять-таки, возможны варианты: обмен жилья, которое имеется у большей части команды; строительство; в отдельных случаях — получение.

Хочу немного рассказать о ребятах.

Евгений Гук. Окончил горный институт, горный инженер, два года прослужил офицером, кажется, в танковых частях. Создал свой детский клуб по мотивам «коммунарской» методики, вокруг туризма., Хороший был клубик, мы провели несколько совместных мероприятий к обоюдному удовольствию. Сейчас работает с компьютерами, в т.ч. разрабатывает программные продукты для нашей школы. В команде — мой. второй номер (на сегодняшний день). Жену вырастил себе сам, в своём клубе (правда, выяснилось всё после его роспуска). Вика закончила педучилище, учится в пединституте и нянчит Костика. Умничка, молчит и делает дело.Очень спокойная и уравновешенная, но смелая, как многие бывшие туристки (хотя я имею в виду прежде всего поступки). Живут в Кривом Роге (Днепропетровская обл., Украина) в своей двухкомнатной квартире. .

Алексей Пушенков. Образование среднее (школа). Плюс актив ленинградского ботанического сада. Уникальный биолог, в коллекции которого есть много чего такого (из растений и животных), чего нет больше ни у кого в Союзе (я имею в виду просторы нашей бывшей Родины). Юга привлекают его возможностью экспериментов и разведения экзотики, в т.ч. и в промышленных масштабах, в т.ч. и с целью частичной самоокупаемости школы. Японист. Изучает культуру; кажется, имеет квалификацию по единоборствам. Скопил интересную библиотеку старых книг по биологии. Жена Ольга (кажется, хореограф), двое детей. Живут в Питере, в коммуналке. Хотели бы построить дом, точнее, фанзу.

Андрей Патокин. Художник. Замечательно работает и с тинейджерами, и с малышами-детсадовцами, что встречается нечасто. Водит туристские группы. Любит плотничать. Во время работы цитирует античных поэтов. Пишет очень симпатичные песни (см. подборку «Костров-89»). Живёт в Екатеринбурге с родителями. Жена, дочь.

Сергей Порошин. Зам. нач. цеха. Инженер-электрик, а теперь еще и компьютерщик. Служил офицером на границе. Пишет замечательные песни (см. там же). Турист-водник. Жена Валентина руководит детским хореографическим коллективом очень приличного уровня. Сын, дочь, живут в Оренбурге в собственной квартире.

Коля Курдюмов. Биолог. Работал у Щетинина. Разработал уникальный курс по биологии. Неслабый агроном. Один из основателей КСП г.Комсомольска-на-Амуре. Поёт и, кажется, пишет. Живёт в ст. Азовской Краснодарского края.

Толик Костенко (дай Бог его перетащить — будем как за каменной стеной). «Человек с испорченной биографией»: вечный комсорг-парторг. Зам. директора ПТУ (теперь — тех. колледжа). Первое, что сделал, — снёс забор, посадил тополя. Второе — оборудовал пацанам комнаты для физ. тренинга и рок-ансамбля. Третье — построил вместе с ними хороший стадион. Четвёртое — опять-таки самостроем, купив только материалы,- производственный корпус с мастерскими, гаражом, учебными классами. Это было нечто, сам видел! Пятое — организовал на базе училищной техники (специальность — экскаваторщики, бульдозеристы и т.п.) ПМК, которая в летние каникулы разворачивалась во всю мощь, давая заодно доход и училищу. Причем пацаны получали не 50, как принято, а 75, а затем 100% зарплаты. На деньги, заработанные ПМК (шестое) построил жилой дом для сотрудников, где и сам теперь живёт, -не взяв у государства ни копейки. По образованию — инженер и педагог. Макраме. Чеканка, Гитара. Жена Людмила окончила музпед в Нежине, где они и живут (Черниговская обл., Украина), и Львовскую консерваторию. Хоровик от Бога; студенты за ней стадами бегают. Одно время исполняла обязанности декана факультета педвуза, где работает. Две дочери.

Виталик Коган. Фельдшер санэпидстанции. Замечательно поёт и немного пишет. Хорошо делает всё, за что берётся. Дети от него без ума. Живёт в Светловодске (Украина, Кировоградская обл.).

Света Евкович (Одесса). Воспитатель детсада. Автор интересных песен. По совместительству работает в приюте для беглых детей. Отчасти наша воспитанница.

Толик Гвирджишвили. Окончил заочно истфак КубГУ. До этого — океанологию Туапсинского гидрометтехникума. До этого — философский факультет МГУ. Знает несколько кавказских языков. К.м.с. по альпинизму. Дважды изгонялся из правления всесоюзной федерации (первый раз ему помог восстановиться его приятель Юрий Сенкевич, второй раз он не стал возвращаться из принципа) «по идеологии»: протестовал против жёстких сроков заброски на горные маршруты, в результате чего теряется возможность даже короткого знакомства и общения с культурами аборигенов (сванов и т.п.). Замечательно фотографирует. Прекрасный механик. Обрабатывает коряжки. Работает в области тех. обслуживания подъёмных кранов на стройках Краснодара. Живёт с двумя дочерьми и женой в её однокомнатной квартире и строит свой однокомнатный кооператив. Родил идею авторской школы, сходной с последним писком немецкой пед. науки — «Holistishe Schule» («Целостной школы») — независимо. Она прекрасно встраивается в нашу систему. Ведёт детскую группу на базе 52-й школы Краснодара.

Володя Цветков. Главный геолог большой конторы в Комсомольске-на-Амуре. Один из основателей местного КСП. Прекрасен с детьми, несколько лет работал в детских экологических экспедициях, где и познакомился с женой — художницей.

На этом, пожалуй, остановлюсь. Всего в списке около 40 человек.

Кроме уникального педсостава (а заметь, сколько мужиков — и ни одного бомжа!), можно получить и сильную, постоянно действующую, к вящей пользе края, научную лабораторию, на базе которой можно заодно (скажем, совместно с педвузом) и кадры готовить, особенно в случае увеличения числа школ, работающих по родственным концепциям.

Напоследок — огромная просьба: если решишься двигать это дело, постарайся как можно скорее передать мне или нашей лаборатории во временное пользование (для работ по вашим заказам, что ли) хотя бы простенькую IBM-ку, но с принтером. Если дело сорвётся — тут же верну. Теперь мог бы, как ранее, вообще-то, собирался, купить и на выделенные краем деньги, но не хочу по вышеупомянутым причинам. А работать без неё становится бессмысленно.

Пока, видимо, на этом — всё. Жду вестей.

Володя

03.07.93, Тюменский

Откорректировано Н. Жуковой, 16.12.2008


Обсудить на форуме  |   Обсудить в ЖЖ


1.  В. Асмолов тогда — зам. министра образования РФ


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2000—20011.
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100