Слишком сильного сломает, тихого затрет, двуличного порой подкупит, бедному всегда отрежет дорогу. Кто? Да никто - жизнь! Януш Корчак |
Авторская педагогическая программа "Площадка"
Неформалы существуют, игнорировать этот факт жизни было бы неразумно. Однако, и говорить о педагогической работе с ними следует с большой осторожностью. Возможности педагога влиять на неформалов минимальны, и все-таки этим минимумом мы решили воспользоваться. |
Что такое "Площадка"?
"Площадка" - так называется социально-педагогическая программа Детско-юношеского культурного центра Жовтневого района Одессы. Ее цель: дать возможность молодым представителям самых разных течений познакомиться, выслушать и узнать друг друга, понять, почему молодежь не идет стройными рядами по одному "светлому пути", а рассыпается по подвалам, подворотням и прочим местам.
На территории досуговой площадки собираются подростки и молодежь, принадлежащие к различным неформальным объединениям. В процессе занятий они общаются между собой, с педагогом, с приглашенными психологами и другими специалистами, с представителями различных официальных общественных организаций. При организованном общении расширяется кругозор молодежи, появляется возможность выбора способа проведения досуга, профессии и жизненного пути.
Что такое неформальные молодежные сообщества?
Это неофициальные группы и ассоциации молодежи, не относящиеся к криминальной среде. (Сама криминальная среда вообще не является неформальным сообществом. Дилеры-распространители наркотиков, несовершеннолетние воры и грабители, рэкетиры, нищие и т.п. объединены организованной преступностью в ФОРМАЛЬНЫЕ структуры, и о них здесь речь не идет).
Примерами неформальных молодежных сообществ могут служить хиппи, панки, металлисты, ролевики и т.п. Различные молодежные группы и сообщества стихийно возникают, распадаются, меняются в соотвествии с модой.
В основном принадлежность к каждому сообществу состоит в чисто внешних признаках поведения - стиле одежды, прическе, украшениях. Но, к сожалению, некоторые из молодежных сообществ бросают вызов устоявшейся морали и принятым нормам, в отдельных - существует опасность асоциального поведения, а в крайних случаях они откровенно асоциальны и даже антисоциальны. Проблемы, которые связаны с неформальными молодежными движениями андерграундного толка можно объединить в несколько блоков:
- Идеологические. Идеологическая направленность некоторых молодежных движений противоречит общественной морали, а нередко и законам государства (например, скинхеды - вариант неофашистов).
- Протестность. Почти весь неформальный андерграунд в той или иной мере удовлетворяет потребность части активной молодежи к выражению протеста против общественных нравов. Это реализуется в широком диапазоне: от безобидных длинных волос и "фенечек" хиппи, до смертельно опасных мототрюков байкеров.
- Группа риска. Неформальные молодежные движения очень часто являются средой распространения наркотиков. Существуют такие движения как кислотники, для которых определенные наркотики (ЛСД) являются культовыми, а их употребление и обмен наркотическим опытом - основным занятием. В других молодежных движениях даже с безобидной идеологией (рэперы, металлисты) наркотики просто бытуют, как нормальный элемент жизни. Наряду с этим, существуют и молодежные движения, идеология и практика которых таковы, что процент употребляющих наркотики среди членов движения гораздо ниже, чем, например, в студенческой среде (ролевики, подземники, скинхеды).
На фоне вышеописанной "отрицаловки" мы часто не замечаем и "положительных" свойств молодежных неформальных движений.
- Культурный уровень членов неформальных сообществ заметно выше, чем в среднем в молодежной среде.
- Практически все молодежные неформальные сообщества находятся в активном противостоянии с криминальным миром (на молодежном сленге - гопниками - подрастающими подопечными воров в законе).
- Как это ни кажется парадоксальным на первый взгляд, но социологические исследования показывают, что бывшие участники молодежных движений в зрелом возрасте лучше адаптируются к жизни. Так, в начале 80-х годов во Франции среди бывших участников "молодежной революции" 1968 года процент безработных был значительно меньше, чем в среднем у людей такого же возраста.
- Наиболее массовые молодежные движения несут в себе активную и яркую положительную программу. Например, самое массовое на сегодняшний день движение ролевиков это: комплексный спорт - фехтование, ориентирование; изучение истории - ролевые исторические игры (нередко ролевики путают историю с мифологией, но и собственно историкам свойственно то же самое); комплексное ремесло - изготовление доспехов, одежды, спортивного оружия (деревянные и пластмассовые мечи).
Каким бы мы ни посчитали баланс между "положительными" и "отрицательными" свойствами, наверняка и без кавычек можно сказать только одно: неформалы существуют, игнорировать этот факт жизни было бы неразумно. Однако, и говорить о педагогической работе с ними следует с большой осторожностью. Возможности педагога влиять на неформалов минимальны, и все-таки этим минимумом предлагается воспользоваться, применив для этого форму работы "Досуговая площадка".
О формах работы
Детская (подростковая, юношеская, молодежная и т.п.) ДОСУГОВАЯ ПЛОЩАДКА является одной из форм педагогической работы в сфере свободного образования и воспитания (внешкольной, внеклассной, по месту жительства и т.п.).
В данном контексте понятие "досуговая площадка" является нормативным и может быть отнесено к подразделениям, называющим себя по-другому, например: клубом, секцией, студией, театром, ансамблем, штабом и т.п. Также и наоборот: подразделение, в рекламном названии которого присутствуют слова "досуг" или "площадка" может быть аттестовано как клуб, кружок и т.п.
Досуговая площадка представляет собой территорию (комнату, несколько комнат, уличную площадку), содержащую оборудование для организации досуга (игрушки, игровые компьютеры, книги, спортивные тренажеры, киновидеоаппаратуру и т.п.). Территория досуговой площадки по расписанию может использоваться для занятий кружков , факультативов, спортивных секций и т.п. Территорией досуговой площадки может являться школьный класс в свободное от занятий время. Вход на досуговую площадку, работа которой финансируется органами образования, как правило, является открытым и бесплатным, однако не исключены варианты с пропусками, членскими билетами, входной платой и другими степенями закрытости, регламентируемые администрацией учреждения.
Социально-психологические параметры
Досуговая площадка, как правило, представляет собой открытую социально-психологическую среду - "поток".
Контингент посетителей досуговой площадки, как правило, складывается из нескольких групп-конгломератов и групп-ассоциаций (не осознающих единой цели своей деятельности или не имеющих групповой сплоченности), и одиночек. В некоторых случаях досуговую площадку посещают группы-корпорации, сплоченные на других территориях и в других системах ценностей (например, детские "дворовые" команды).
Педагогические параметры
Досуговая площадка - наиболее простой и доступный вид педагогический деятельности, характеризуется широким охватом учащихся и низкой эффективностью обучения и воспитания. Досуговая площадка способна охватить и отвлечь от делинквентной и асоциальной деятельности контингент детей интеллектуально или характерологически неспособных к участию в более активных формах свободного образования и воспитания: кружках, спортивных секциях, клубах и т.п. Площадка может служить базовым подразделением для работы других подразделений системы, информационным центром, предоставляющим своим посетителям информацию о работе различных объединений учащихся, стартовым видом деятельности для детского клуба.
Обязанности педагога - руководителя площадки сводятся, прежде всего, к обеспечению безопасности учащихся, недопущения делинквентного и хулиганского поведения на территории площадки, свободному общению с учащимися.
Обоснование позиции педагога
Низкая активность руководителя клуба является специальной педагогической позицией и определяется тем, что контингент неформалов очень чувствителен и оппозиционно настроен в отношении попыток взрослых "навязать" свою точку зрения и свои ценности, свою идеологию, и вообще "воспитывать". Только уважая и принимая ценности, убеждения и нормы (возможно даже идущие вразрез с ценностями и нормами руководителя), можно наладить контакт, найти общий язык и в дальнейшем оказывать воздействие в случае необходимости. В то же время плюрализм жизненного выбора, ценностей и целей является одной из демократических ценностей, развитие которых относится также к задачам клуба.
Предоставляя участникам неформальных движений возможность открыто высказать свои взгляды и убеждения, вызывая их на дискуссию, знакомя их с профессионалами из различных областей науки и искусства, можно войти с ними в цивилизованный диалог и враждебный мир, к которому неформалы склонны причислять всех "не-своих" может начать восприниматься ими более адекватно. Отдельной задачей может быть обучение ведению конструктивного диалога и разрешения конфликтов, развитие толерантности.
Проблемы "смысла жизни", самоопределения, самоосознания, столь остро стоящие в раннем юношеском возрасте, могут обсуждаться или быть предметом специально организованных встреч и дискуссий в свободном, неформализованном общении. Развитие самосознания и личностного самоопределения - необходимых компонентов зрелой личности - в то же время является профилактикой аддиктивного (зависимого) поведения, которое может проявиться в наркомании, алкоголизме, членстве в тоталитарных сектах и т.д.
Задачи и педагогический эффект
В минимальную задачу "Площадки" входит предоставить территорию для общения "неформалов" различных направлений. Минимальным, но достойным педагогическим эффектом следует считать реализованный на территории запрет на наркотики, нецензурные выражения и другое делинквентое поведение. При этом и для этого следует мириться с некоторыми маргинальными, но не носящими антиобщественного характера, проявлениями поведения контингента. В задачу педагога площадки входит проводить и организовывать с помощью общественного актива культурно-просветительные беседы на интересные для контингента темы.
Примеры мероприятий "Площадки"
3 августа 2001. Встреча формалов и неформалов. Круглый стол (слегка регламентированная дискуссия) на тему: "Влияют ли неформальные (альтернативные) молодежные сообщества на общественные процессы?" Обсуждаемые вопросы: "Генуэзский прибой: спектакль или явление природы?" "Гринпис или Гринбакс?" "Андерграунд: метро или лабиринт?"
23 августа 2001. Схоластический Диспут о наилучшем государственном устройстве. Руководитель делегации анархистов - Жора. Руководитель делегации монархистов - Эльф.
13 сентября 2001. Конференция на тему: о рассказе Эдгара Алана По "Маска красной смерти".
18 октября 2001. Концерт любимых песен Дмитрия (Менестреля).
29 ноября 2001. Ролевая игра "Процесс" (суд над демократией). Обвиняемый и адвокат: лидер Одесского отделения конституционно-демократической партии, редактор газеты "Правое дело" Л.Штеккель. Главный эксперт: аспирант кафедры социальной антропологии Кембриджского университета Т.Ричардсон.
18-22 декабря 2001. Акция "Вестник". Содержание акции. В связи с внезапно наступившими морозами ежедневно замерзают насмерть 2-3 беспризорных детей. В процессе акции "вестники" посетили места тусовок и ночевок беспризорных и сообщили им, что морозы можно переждать в приюте, где по такому случаю снижены требования дисциплины. В акции участвовало 7 "вестников", они посетили 19 тусовок с суммарным населением около 70 беспризорных.
О посетителях Площадки читайте на сайте "Технология альтруизма"
в статьях:
"Железный Легион",
"Тем, кто не врубился",
"Кожаные куртки, брошенные...",
"Черный квадрат андерграунда"
"Недавно на "Площадке" в мирной и цивилизованной дискуссии сошлись молодежные лидеры разного толка. С одной стороны - молодые политики, экологи, волонтеры благотворительных организаций. С другой - лидеры андерграунда: "ролевики", "подземники", "панки", "тамплиеры" и прочие "темные эльфы". "Мы готовим смену политической элите, строим будущее государства", - говорили политики. "Вы представляете систему, которая гонит нас к потребительскому обществу и не оставляет времени и ресурсов для единственной нашей ценности: духовного самоусовершенствования личности", - отвечали неформалы. Как ни странно, нашлось в мировоззрении сторон и немало общего, например, противостояние криминальному миру, неоднозначное отношение к глобализму, сомнительная оценка современных экологических движений, которые, по мнению собравшихся, из общественных давно стали профессионально-ремесленными." Из газеты "Одесский вестник", 22.08.2001 |