Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Андрей Русаков. Эпоха великих открытий в школе 90-х годов. Прологи из начальной школы. Возвращение грамотности. Евгений Шулешко. Клубок в разрезе.

Методика родной речи: утверждения и отрицания

Чего в ней быть не должно

Шулешко описывает традиционный механизм отчуждения детей друг от друга и от родного языка примерно следующим образом.

Если задачи учебного общения сводятся к передаче своевременной информации, то взрослый по праву сильного захватывает позицию лидера в жизни детей. Детская инициатива — непредусмотренные замыслы, вопросы, предложения, поступки — только сбивает учителя с правильного порядка прохождения программы. Осторожность детей, вызываемая сначала просто новизной обстоятельств, а затем и неудачами в проявлении своих намерений ведет к распаду ещё не сложившейся групповой активности.

Потеря чувства новизны обеспечивается обращением к стабильному учебнику, стабильной странице для упражнений. Официальность отношений с первого дня в школе, режимные действия под присмотром учителя устанавливают разобщённость детей. Потом с помощью учителя уточняется «кто есть кто» в учебном деле — и утверждаются незримые границы между теми, кто надеется на успех, теми, кто не ждет успеха и немногими лидерами, требующими признания своей успешности от других. Теперь каждый озабочен своей удачливостью и ожиданием укоров. Укоры появляются ежедневно в виде хотя бы записи в тетрадках красным цветом — цветом опасности. С течением времени разобщенность детей углубляется, а воспринятую многими детьми позицию социального неудачника становится все труднее и труднее изменить.

Ведь дети, начинающие общую жизнь в новой обстановке, всегда сталкиваются с несколькими важнейшими заботами: установление слаженности контактов с окружающими людьми; определение негласной меры посильности-непосильности приложения своей инициативы в новых обстоятельствах; выбор сферы приложения сил в связи с обнаружением личной удачливости-неудачливости. Неблагоприятное для большинства детей решение всех трёх забот приводит к тому, что речь дифференцируется в разных ситуациях по степени инициативности вплоть до приобретенной беспомощности что-либо произнести. У детей теперь больше страха, чем доверия, больше непризнанности, чем благодарности, больше самоограничения, чем самостоятельности.

Этот разлад приводит к вялости эмоционального тонуса в лучшем случае, а в худшем — к стрессовым состояниям. Какие бы при этом изящные программы и учебники по русскому языку не придумывались, изменить ситуацию при катастрофическом спаде речевой активности детей они бессильны.

Не стоит и говорить о том, что из предпочитаемых самими детьми сфер активности начисто исключаются школьные предметы — чтение, счёт, письмо. Обучение письму — темпу, ритму, точности — выявляет не только у детей, но и у учителей проблемы со способностью писать. Вынужденный затормаживать речь, учитель тормозит и руку. Вялая рука рождает вялую речь и безжизненный слух. А невслушивающийся не может быть в письме самостоятельным, ему трудно думать и писать одновременно.

Педагогический брак в виде задержки речевого развития стал массовым явлением. Отбракованных детей можно снова собрать в спецкласс и подвергать тем же процедурам. Все это оправдывает существование школьной дефектологии, школьной психологии, диагностических подходов (с целью не допустить к обучению тех, кто может ухудшить общую успеваемость). Так закрепляется предрассудок о невозможности беспрепятственного освоения всеми родного языка.

Дело с преподаванием русского языка в России выглядит столь прискорбно, что и большинство выпускников средней школы не преодолевают отчуждения к письму. Школьники интуитивно приучаются видеть в письменной речи лишь способ заполнения бюрократических бумаг и выдерживания разного рода учебных испытаний: контрольных, диктантов, сочинений; им кажется странным рассматривать литературный язык как естественное средство выражения собственных мыслей и чувств. В этом плане шулешкинские педагоги к четвёртому классу достигают того, чего система образования не умеет добиться и к десятому.

...И то, на чём она может держаться.
Пафос координации

Шулешко всю жизнь собирал и совершенствовал приёмы, похищенные из разных педагогических практик — и наделял их новыми смыслами, новой точностью и многогранностью. То же рекомендует поступать и своим последователям. Но чтобы многоцветное компилятивное месиво педагогических находок обернулось стройной, динамичной, чуткой к реальности образовательной жизнью — необходим центр тяжести такого круговорота, некий стерженёк, который эту махину удержит. И стержень этот — методика родной речи: чтение, письмо, русский язык.

Примерно в пять лет человек перестаёт считать себя самодостаточной ценностью и обнаруживает окружение сверстников, с которыми нужно устанавливать отношения — и уяснять самого себя не из собственных эмоций, а из их реакций. Именно в этот год ребёнка ждут и многочисленные культурные требования и соблазны, а сам он уже обладает достаточными возможностями для их освоения.

Оттого суть шулешкинских подходов к обучению грамотности и родному языку определяют три важнейших связки.

1) Задачи овладения первоначальными культурными навыками объединяются с решением детских забот об установлении взаимоотношений между собой и со взрослыми.

2) Освоение письма связывается с постановкой внутреннего единства руки, взгляда, мысли, голоса. В позе пишущего достигается высокая степень скоординированности важнейших личностных качеств детей.

3) Утверждается единство занятий по обучению грамотности со всеми остальными занятиями — так, что успешность одних определяется другими. Тогда умение писать, освоение позы пишущего можно рассматривать как «фокус» всех психических и физических качеств, ритмичности и точности действий, итог общего развития дошкольника.

Потому характер всех шулешкинских пособий нацелен на установление рабочего единства руки, взгляда, мысли, голоса. Каждое из пособий выступает как повод для демонстрации детьми важнейших личностных качеств и от каждого легко оттолкнуться в сферу других родов занятий и предметов размышлений. Каждое из пособий хранит оттенок необычности и загадочности, как бы уравнивающий взрослого и детей, подталкивающий к обсуждениям и рассуждениям, поддерживающий дух доверительности, инициативности, увлеченности, готовности к риску сказать необычно или поделиться своими особенными знаниями.

Начала математики тоже связаны с обучением грамоте. Это относится к записи особой комбинации линий модели слога и слова, и особого видения кривых при написании букв, и представления — зрительного, слухового, голосового — числа знаков и букв в слоге и слове, особое видение структуры алфавита. Существует много других методов связывания математики с языковой работой. Даже специальные шулешкинские математические пособия имеют лингвистический оттенок; характерное название — «Математический словник».


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100