Андрей Русаков. Эпоха великих открытий в школе 90-х годов.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ГРАМОТНОСТИ.
Евгений Шулешко
Как и куда проникает в последние годы шулешкинская педагогика, кем передаётся, за счёт чего приживается — большая и интересная загадка. Ведь никаких официальных путей распространения у неё давно не существует. Забавно, что при этом едва ли не во всех официальных концепциях «гуманизации начального образования» провозглашаются в качестве идеальных целей те самые вещи, которые давно уже незаметно и вполне успешно реализуются в самых дальних уголках России вроде бы обычными учителями при наличии минимально приемлемых условий.
Первое время такое положение дел удивляло и возмущало. Но со временем начинаешь понимать, что, видимо, такова сама природа шулешкинской «нормальной педагогики», настроенной на абсолютное отторжение правил чиновного мироустройства.
Похоже, происходит справедливая обратная отдача от приоритетной шулешкинской цели: изгнать дух и зуд администрирования из работы с детьми, отучить взрослых от веры в инструкции и сценарии, формируя у них привычку находить грамотные решения из самого хода общей жизни со своими воспитанниками.
Да и невыносима для делового административного разговора и личная шулешкинская манера общения, его уникальная роль «педагогического Сократа» в современной России, так переиначивающего любой будто бы очевидный вопрос, переворачивающего любой план беседы, сбивающего с толку замечаниями, кажущимися издевательскими, что собеседнику начинает думать, что ему просто морочат голову.
И лишь потом обнаружишь, что по столь кривой траектории тебе помогают выскользнуть из прямолинейных шаблонных тупиков, увидеть истинное многомерное положение вещей, что уже прощупывается новая почва под ногами. Но для таких подвижек потребуются и время, и терпение, и заинтересованность. Ничем подобным начальство не располагает.
Так что, видимо, и дальше все останутся при своём. Программа «Обновление и самообразование» продолжит быть нормативным призраком, вспыхивая то там, то тут по стране внезапными встречами, на которых собеседникам не пожелают объяснить, как «надо правильно работать по нашей системе», а попытаются восстановить в людях природную способность видеть и понимать происходящее, вернуть чувство профессионального достоинства и веру в себя и детей.
- Круги общения >>
- Программа жизни весёлой и таинственной >>
- Термины наизнанку >>
- Золотое дно шахтёрских посёлков >>
- Клубок в разрезе >>
- Долгосрочная программа: пятилетие ровесничества
- Среднесрочная программа: освоение языковой и речевой культуры
- Краткосрочная программа: событийность жизни детей
- Методика родной речи: утверждения и отрицания
- Стиль
- Образовательная система
- Мечты об укладах жизни >>
- Высшая радость — ухаживать за поколением >>
- Нас принимали такими, как мы есть >>