Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

"На путях к новой школе" ╧ 2

Привязка к местности

Педагогу, путешествующему по стороне подростка, есть смысл для начала немного сориентироваться или, как говорят туристы, привязаться к местности. Надо сказать, что в виду отсутствия удобной в пользовании подробной карты этой стороны-страны, особенно ценными представляются "путевые заметки" и "этнографические исследования", а также некоторые советы для тех, кто рискнет отправиться в путь в страну подростка на стороне подростка.

  • Мария МИРКЕС "Рабочие" и "нерабочие" проблемы детского дома

    Позиция автора - плакать по поводу "поломатого детства" воспитанников детдома "можно, нужно, но бесполезно". Гораздо продуктивнее - обсудить "рабочие проблемы" детского дома. Например, такие: Как задать ребенку яркий положительный образ будущего? Что в опыте "неблагополучных" детей может быть ресурсом для их развития? Как решить задачу оформления позиции и статуса воспитателя детского дома? и т.д.

Школа для подростка

На границе 5-6 классов для школьных педагогов заканчивается благостное, относительно благополучное время общения с младшими школьниками. Этот период вроде бы и ожидаем, но при этом, всегда неожиданен для педагогов. Они не узнают спокойных и милых малышей в столь активных, часто агрессивных и вечно проказничающих 5-6-7-классниках. Такое ощущение, что злой джин, доселе томившийся в бутылке, вдруг вырвался наружу. Именно в это время и начинается ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ШКОЛЯРОВ И ШКОЛЫ, много раз описанное в мировой литературе.

К этой ситуации можно относиться по-разному:

Одни считают, что такое поведение подростков ненормально - дети должны быть дисциплинированными, а всякие их поползновения против заведенных в школе порядков - происки, распущенность, плохое воспитание┘

Другие могут думать, что это нормально - подросткам для их развития нужно иметь среду сопротивления и школа ее создает.

Третьи, скажут, что все-таки это ненормально, видимо школа в чем-то не соответствует потребностям и природе подростков, и надо что-то менять в самой школьной жизни.

Наверняка существуют и другие взгляды.

Но, так или иначе, мы из двух возможных углов зрения ("Подросток для школы" или "Школа для подростка") выбираем второй.

И в этой рубрике предлагаем всем нашим читателям и потенциальным авторам принять участие в обсуждении - какой должна быть школа ДЛЯ подростка.

  • Вячеслав БАШЕВ, Исаак ФРУМИН "Коллективное и индивидуальное в образовательном результате"

    Авторы, анализируя современную социокультурную ситуацию, приходят к выводу о необходимости перехода к неиндивидуально-направленным целям образования и декларируют такие ценности как готовность ребенка к взаимодействию, способность к кооперации, умение искать информацию и спрашивать ее у других и т.п. В статье приводятся примеры некоторых практик неиндивидуального обучения и рассматривается вопрос о возможных новых способах оценки образовательного результата.

  • Сергей Курганов "На границах подростковой школы" (Часть 2)

    Как складывается у подростка чувство взрослости? Как взрослый может помочь ребенку переходного возраста "нормально" прожить все этапы взросления? Об этом продолжает размышлять автор вместе с третьеклассниками харьковской гимназии "Очаг". (Начало в ╧1)

Образование: символы, мифы имена

Иногда, чтобы разобраться в частном, нужно увидеть общее - целостный образ; или проследить историю возникновения (расцвета, умирания) того явления, которое пытаешься понять; или уловить нечто главное, важное, стержень проблемы, попробовать отыскать корни проблемы; или выслушать того, чье имя стало неоспоримым авторитетом по данному вопросу.

А порой наоборот - нужно ухватиться за деталь, артефакт, набор парадоксальных суждений, чтобы определить свое собственное отношение.

Все это мы будем стараться представить в рубрике "Образование: символы, мифы, имена".

  • Карл РОДЖЕРС Межличностные отношения в фасилитации учения (перевод Валерия ВОРОБЬЕВА)

    Эта статья выдающегося американского психолога и психотерапевта на русском языке публикуется впервые. Создание благоприятных условий (фасилитация) для того, чтобы научить детей учиться, развить в них способность адаптироваться и изменяться ≈ вот что, по его мнению, является единственно имеющим смысл для обучения в стремительно развивающемся и меняющемся мире. Но это возможно лишь при установлении особых межличностных отношений между фасилитатором и учеником. В статье раскрываются особенности этих отношений.

  • Нина МИХАЙЛОВА, Наталья КАСИЦИНА Педагогическая поддержка: гарантия права на риск

    При каких условиях спонтанная детская активность может "повзрослеть" и оформиться в "свободоспособность" ≈ то есть обретение независимости и способность конструктивного разрешения противоречий, связанных с собственным развитием и самореализацией ? Одним из таких условий авторы называют педагогическую поддержку ребенка в проблемной ситуации. В статье раскрывается специфика педподдержки как деятельности по "выращиванию" субъектной позиции ребенка, принципиально отличной от обучения и воспитания и дополняющей их.

Я - свой? Для кого?

Странности взросления подростков чаще всего явлены взрослым в форме активного выхода за пределы семьи - демонстративного или тайного, длительного или непродолжительного, навсегда или на время. Начинается поиск своих. Передел мира.

"Свои - не свои" это теперь уже не "родные - чужие". В число "своих" попадают те, на кого хочется быть похожим, кто принимает тебя за взрослого, за равного, в общем за своего. (Именно поэтому родителей часто из этого списка вычеркивают.)

Но есть дети, которым не с кем рвать семейные узы - они давно порваны и не по их воле. Дети - сироты, "дети улицы"┘ Кого они выберут в свои? И смогут ли выбрать, если они еще "своими", близкими ни для кого не были?

Вопрос не из легких┘

Статьи, представленные в этой рубрике ≈ это голоса воспитанников детских домов и тех, кто там работает ≈ одна из возможностей окунуться во внутренний мир взрослеющего сироты и увидеть мир взрослых его глазами.

Другими словами

Ну вот, дорогой читатель, Вы и познакомились с большей частью материалов нашего журнала. Перед Вами предстали некоторые штрихи к портрету подростка, Вы услышали мнения и советы, зарисовки и размышления людей, неравнодушных к судьбам современных подростков. И, завершая этот номер, хочется снова обо всем этом поговорить, но только "Другими словами" - на языке художественных образов.

  • Владимир Шульман "Пикник" (Часть 2)

    Окончание фантастической повести о подростках, прочувствовавших на себе все "прелести жизни" домашних животных. (Начало в ╧1)


"На путях к новой школе" - "На стороне подростка" ╧ 2

Издательство: АНО "Образовательный центр "Участие"

195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а

Лицензия ЛП ╧ 000218 от 20.07.1999.

Редактор Михаил ЭПШТЕЙН

Над выпуском работали: Егор БАЛТИЕВ, Наталья КАСИЦИНА, Вера КРЫЛОВА, Андрей РУСАКОВ, Елена САМСОНОВА, Татьяна СКРОДЕНИС, Светлана ШАРОВА, Елена ЮШКОВА

Адрес редакции: 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а
Телефон/факс: (812) 444-38-62
E-mail: osvita@unitel.spb.ru

При подготовке номера использованы материалы петербургской газеты педагогов, воспитанников и выпускников детских домов и интернатов "Добрый день".

Организатор издания - Агентство образовательного сотрудничества.

С редакцией можно связаться через бюро Агентсва в Красноярске sibbjuro@krsk.ru, Таганроге detsad_tag@mailru.com, Москве detsad@online.ru, через Стаса Скибинского в Мюнхене sskibinski@hotmail.com и Сергея Михельсона в Нью-Йорке ssm21@columbia.edu.

"На путях к новой школе" - "На стороне подростка" - совместный выпуск газет "Школа для подростка" и "Подростковый клуб".

Рег. свид. ╧ П4371 и ╧ П4372 от 11.05.2000 выданы Сев.Зап.Рег. Управлением ГК РФ по печати (г. С.Петербург). Учредитель Эпштейн М.М.

Издательство АНО "Образовательный центр "Участие", 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а. Лицензия ЛП ╧ 000218 от 20.07.1999.

Благодарим ГАГАРИНСКИЙ ФОНД за поддержку проекта "На путях к новой школе", в рамках которого выходит журнал.



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет длилась столетняя война?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100