"На путях к новой школе
- На стороне подростка"
╧ 2, 2002 год
Привязка к местности
- Евгений ШУЛЕШКО (Москва), Наталья КАСИЦИНА, Андрей РУСАКОВ.
Школу для подростков могут сделать только сами подростки, если их нормально учили в начальных классах
Интервью с известным московским психологом, автором оригинальной методики становления грамотности Евгением Евгеньевичем Шулешко.
Школа для подростка
- Андрей СПЕРАНСКИЙ (Красноярск). Система социальных ролей ученического класса. Изгои
О том, почему в классе появляются изгои, какие они бывают и что делать педагогу, если в классе изгой, рассказывает социолог из Красноярска Андрей Валентинович Сперанский.
- Сергей КУРГАНОВ (Харьков). Тесты с человеческим лицом. Часть 2. (Окончание. Начало в ╧1)
Что получается, если на тестирование взглянуть не только как на проверку знаний и умений учащихся, но и весьма действенный способ обучения? - Читайте продолжение статьи одного из создателей Школы Диалога Культур, соразработчика программы по математике в системе развивающего обучения (Давыдова - Эльконина) Сергея Курганова.
- Александр ЛОБОК (Екатеринбург). Избыточность как минимальное условие вероятности Организация культурно-информационной среды (КИС) в школе Вероятностного образования.
Как избыточность, так и специальная организация культурно-информационной среды необходимы для того, чтобы позволить осуществлять образование как процесс свободного путешествия ученика и учителя по пространствам этой среды, непрерывно развивающейся за счет деятельности детей и педагогов.
- Михаил КОРДОНСКИЙ (Одесса). "Смайлик" на полном серьезе
Наверняка каждого из нас посещала довольно здравая мысль - ребятам в старшем подростковом возрасте надо дать возможность участия в реальных производственных отношениях, чтобы получить опыт зарабатывания денег собственным трудом. Но в современном мире взрослому-педагогу, рискнувшему в это ввязаться, придется и самому организовывать свое предприятие, и придумывать рабочие места для ребят, и работать, и обучать, и воспитывать одновременно. Как? Один из таких примеров - клуб "Смайлик", организованный известным одесским педагогом и журналистом Михаилом Кордонским.
Паноптикум подростковых странностей
- Михаил ЛУРЬЕ (Санкт-Петербург). Что и зачем наши дети пишут на стенах?
Надписи на стенах стали неотъемлемой частью городской среды. Что это - распад культуры или появление нового "настенного" языка общения? Над этим вопросом размышляет автор статьи - петербургский ученый-искусствовед и фольклорист Михаил Лурье.
Надстройка
- Валерий СОФИЛОВ (Санкт-Петербург). На чьей стороне?
Если попробовать однажды честно сказать (хотя бы самому себе) все, что в душе накопилось по поводу этих самых подростков, то выяснится, что встать на их сторону, жить рядом с ними, учить их и воспитывать не воюя практически не возможно - мы по разные стороны баррикад. Где же выход? Над этим размышляет Валерий Софилов.
Образование: символы, мифы, имена
- Валерий ПУЗЫРЕВСКИЙ (Санкт-Петербург). Невидимая часть методики
"Мне показалось, что было бы здорово, если бы эти педагоги, может быть фантастическим образом, встретились и в общении друг с другом проговорили бы свои позиции в деле воспитания. Какой содержательный разговор мог бы состояться, окажись, скажем, Макаренко, Иванов, Дьюи и Роджерс за одним круглым столом?" - Философ Валерий Пузыревский приглашает поучаствовать в разговоре.
(Использованы материалы из педагогических произведений А.С.Макаренко, И.П.Иванова, Д.Дьюи, К.Роджерса и личного архива И.П.Иванова,).Я - свой? Для кого?
- Евгений РУДАКОВ (Десногорск, Смоленская область). Cельская школа в городе (очерки социально-педагогической реанимации)
Эти заметки появились у врача Евгения Рудакова после 9-летнего опыта работы в качестве директора Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, созданного в 1993 году в городе Десногорске Смоленской области.
Агентство педагогических приключений
- Евгений КУЛЕШОВ (Санкт-Петербург). Национальность: орк, маг, гном, тролль, эльф, хоббит (нужное подчеркнуть)
Некоторые штрихи к портрету сообщества поклонников ролевых игр ("ролевиков"), их история и эволюция - основные темы очерка исследователя современных подростковых субкультур Евгения КУЛЕШОВА.
- Борис КУПРИЯНОВ, Алексей ПОДОБИН (Кострома). Лагерь ролевых игр "Кентавр"
В Костроме сложилось продуктивное сочетание интереса к ролевым играм ученых-педагогов, методистов, педагогов-практиков и групп увлеченных взрослых и детей. Результат этого - постоянное развитие технологии ролевых игр как педагогического средства. О появлении ролевой игры-эпопеи "Диалог культур" и восьмилетнем опыте лагеря ролевых игр "Кентавр" рассказывают ученые-исследователи, основатели лагеря - Борис Куприянов и Алексей Подобин.
- Константин МИРОНОВ (Санкт-Петербург). Я играю в сказочный мир средневековья и фэнтэзи
Не так давно в Санкт-Петербурге появился еще один детско-юношеский клуб, в котором объединились подростки, увлеченные сказочным миром средневековья и фэнтези. О том, чем живет клуб, какие правила там действуют, как можно стать орденарием, заработать дворянский титул или стать рыцарем рассказывает руководитель клуба Константин Миронов.
- Лилия ПИРОЖКОВА (Петрозаводск). Множественность миров фантастики
Подробный путеводитель по книжному морю фантастики составлен методистом Карельского ИПКРО Лилии Пирожковой.
Другими словами
- Анатолий ЦИРУЛЬНИКОВ (Москва). Удостоверение личности
"Существует масса всяких теорий о человеческих способностях. В этой чудесной теме (недаром про талант говорят - от Бога) больше, впрочем, неясного. Единственное, чем мы располагаем, что более-менее очевидно - собственная жизнь." - Автобиографический очерк известного ученого-педагога, писателя, журналиста Анатолия Марковича Цирульникова.
- Борис ЯРМАХОВ (Нижний Новгород). Гитара
"...Как рак клешнями цеплялся я за чехол, что было силы стараясь не отдать любимую свою на поругание. Но соперник был взрослее и сильнее. Толкнув меня так, что вязаная шапка свалилась с головы моей в грязь, он рывком обнажил гитару и подставил ее чуткую кожу безжалостному ноябрьскому ветру." - Рассказ нижегородского учителя Бориса Ярмахова.
- The contents and summaries in English
Аннотированное содержание номера на английском языке.
"На путях к новой школе" - "На стороне подростка" ╧ 2 2002 г
|
Над выпуском работали: Дарья Ворона, Наталья КАСИЦИНА, Светлана КУДРЯШОВА, Игорь КУРОЧКИН, Валерий ПУЗЫРЕВСКИЙ, Андрей РУСАКОВ, Светлана ШАРОВА
Благодарим первых подписчиков нашего журнала за поддержку и доверие
Адрес редакции: 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а
Телефон/факс: (812) 444-38-62
E-mail: osvita@unitel.spb.ru
Организатор издания - Агентство образовательного сотрудничества.
С редакцией можно связаться через бюро Агентства в Красноярске sibbjuro@krsk.ru, Таганроге detsad_tag@mailru.com, Киеве sadok@1veresnya.com.ua, Москве detsad@online.ru, через Стаса Скибинского в Мюнхене sskibinski@hotmail.com и Сергея Михельсона в Нью-Йорке ssm21@columbia.edu.
Дизайн-макет: Татьяна Скроденис. Иллюстративный материал для оформления журнала любезно предоставлен: Дмитрием Яновским (СПб), Еленой Мороз (СПб) - фото; Игорем Хомутовым- фото на обложке; Юлией Лушниковой (СПб) - илл. на обложке; Юлие Созоновой (СПб), Юлией Масловой (Таганрог) - рисунки.
Использованы фото из архивов лагеря "Кентавр" (Кострома), Ордена Золотого Эмбера (СПб), клуба "Смайлик" (Одесса), Анатолия Цирульникова (М), Евгения Рудакова (Десногорск)
© "На путях к новой школе" - "На стороне подростка"
Рег. свид. ╧ 069 от 24.09.1990 выдано исполкомом Ленсовета народных депутатов, ISSN 0869-690X
Учредитель Эпштейн М.М.
Издатель: АНО "Агентство образовательного сотрудничества", 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а. Лицензия ИД ╧ 04585