Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Я - свой? Для кого? Я - свой? Для кого?

Слишком сильного сломает, тихого затрет, двуличного порой подкупит, бедному всегда отрежет дорогу. Кто? Да никто - жизнь!

Януш Корчак


Евгений Константинович РУДАКОВ

г.Десногорск Смоленская область
врач, директор Десногорского городского Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, инструктор по туризму
E-mail: admin@desnogorsk.ru (для Рудакова Е.К.)

Cельская школа в городе

(очерки социально-педагогической реанимации)
Ребенок из неблагополучной семьи постоянно находится на пороге смерти - физической или социальной. Вот почему процесс "вытягивания" этих детей со "дна жизни" можно назвать "социально-педагогической реанимацией". Наш опыт свидетельствует о том, что для успешного обучения и воспитания таких детей нужна небольшая школа с маленькими уютными классами

Эти заметки появились после почти 9-летнего опыта работы в качестве директора Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (ППМС - центра), созданного в начале 1993 года в городе Десногорске. ППМС-центры - принципиально новая форма образовательных учреждений в России (первый такой Центр появился в 1991 году).

Существует и постоянно увеличивается большая категория так называемых "проблемных" детей, успешное обучение которых в условиях обычной массовой школы практически невозможно.

    Это:
  • дети, страдающие тяжелыми врожденными и приобретенными соматическими заболеваниями (органов дыхания, кровообращения, пищеварения и др.);
  • дети с нарушениями интеллектуального развития (от задержки психического развития до умственной отсталости);
  • ослабленные, часто и длительно болеющие дети;
  • дети (в основном подростки) с нарушениями в эмоционально-волевой сфере (так называемые подростки с девиантным поведением).

Практика показала, что подавляющее большинство этих детей растет в неблагополучных семьях, где не уделяется (или почти не уделяется) внимание их развитию, воспитанию и образованию. У родителей этих детей нет ни желания, ни сил, ни возможностей воспитывать собственных детей.

Жизнь этих детей протекает в основном вне семьи и вне школы: в больнице, в приюте, на лестничной клетке, на чердаках, в подвалах, а чаще всего - просто на улице, в компании себе подобных.

Они не ходят в школу совсем не потому, что не хотят, а потому что не могут: стыдно своих недостатков, над которыми смеются сверстники; стыдно за отсутствие учебников, ручек, тетрадей, которые пропивают родители-алкоголики; стыдно за несделанные домашние задания (а попробуйте их сделать, если в квартире постоянно собираются "веселые компании", а у мамы каждый день новые женихи, которым не нужны лишние свидетели).

Создание в школах классов коррекции и компенсирующего обучения только усугубляет их проблемы. Эти классы почти открыто называют "классами дураков". Дети здесь чувствуют себя изгоями, людьми "второго сорта". Они очень быстро озлобляются на учителей и "благополучных сверстников", уходят из школы или совершают различные преступления (основная часть правонарушений совершается именно детьми из "классов коррекции").

Не посещают "проблемные" дети и так называемые "учреждения дополнительного образования" (кружки, секции, спортивные, музыкальные, художественные школы).

Во-первых, за пребывание во многих из них надо платить.

Во-вторых, нет необходимых принадлежностей (спортивной формы, музыкальных инструментов, альбомов, красок и т.д.).

А в-третьих, и самое главное, абсолютно нет привычки к какой-либо длительной систематической работе!

Педагоги обычно относятся к этому факту как к личному возмутительному недостатку конкретного ребенка. Но это общая трагедия: все дети из неблагополучных семей совершенно не приучены к работе. Никто из них в этом не виноват; никаким образом без помощи извне привычка к работе и не могла возникнуть. Родители давно на все "махнули рукой", дома - непролазная грязь, из мебели - старые кровати, кухонный стол и несколько табуреток, все остальное давно пропито или украдено "друзьями"; телевизор все-таки, чаще всего имеется, а вот книги или газеты - никогда.

Увы, главным дестабилизирующим фактором в работе с "проблемным" ребенком, источником всех его бед и страданий оказывается семья. Понятие "семья" в данном случае является условным. Фактически ребенок воспитывается в патологической, "нечеловеческой" среде, где изначально отсутствуют такие базовые ценности как любовь, доброта, творчество, честность, доверие...

В сочетании с постоянной борьбой за выживание, которую ребенку приходится вести дома, на улице и в школе все это приводит к тому, что у него формируется патологическая, сугубо материальная система ценностей. Вся его дальнейшая жизнь оказывается подчиненной одному - обеспечению собственного материального благополучия. Чаще всего это достигается преступным путем. Однако и эта "материальная" система ценностей часто бывает несформированной или не принимается ребенком. Ценность собственной жизни и жизни вообще сводится к нулю. Это неизбежно ведет к самоубийству или его "отсроченным" формам - алкоголизму и наркомании.

Круг общения этих детей четко ограничен и включает в себя только детей с похожими "проблемами". Характерными чертами "проблемного ребенка" являются:

  1. Низкий уровень физического развития (небольшой рост, дефицит веса, слабое развитие мышц).
  2. Низкий уровень самооценки (характерным проявлением этого является полное равнодушие к своему внешнему виду).
  3. Низкое развитие волевых качеств в сочетании с высокой лживостью и абсолютной безответственностью по отношению к своим поступкам.

Вместе с тем, эти дети хорошо адаптированы к окружающей их социальной среде.

Они прекрасно знают где, когда и как "достать" определенную сумму денег.

Они мастерски обманывают учителей, родителей, врачей и других людей, от которых они зависят.

Они хорошо знают "расстановку сил" в криминальной среде и часто имеют там друзей и покровителей.Они отлично знают все места, где можно скрываться, отсидеться, "зависнуть", "перекумарить" и т.д.

Самое же главное, в свои 10-12 лет они имеют богатейший жизненный (включая и сексуальный) опыт, которого нет и не может быть ни у кого из их учителей.

К сожалению, этого никак не хотят понять и принять учителя, с удивительным упорством продолжая снова и снова воспитывать и "учить их жизни".

Жизнь этих детей протекает параллельно обычной школьной жизни и никак с ней не связана. Это та глубина жизни (падения), куда не доходят волны "реформирования" и "модернизации". Эта жизнь развивается по другим законам. Здесь ежедневно идет жесткая, смертельная борьба за выживание. Итоги этой борьбы предрешены - большинство неизбежно опустятся на дно.

Именно отсюда, из этой глубины жизни "выплывают на поверхность" алкоголики и наркоманы, бомжи и проститутки, воры и убийцы. Всех этих людей объединяет одно - им нечего терять в этой жизни. Все что они имели, они давно потеряли в самом раннем возрасте. Ребенок из неблагополучной семьи постоянно находится на пороге смерти - физической или социальной. Вот почему процесс "вытягивания" этих детей со "дна жизни" можно назвать "социально-педагогической реанимацией".

Очевидно, что такой процесс "социально-педагогической реанимации" нельзя осуществить в обычной школе. Мало подходят для этого и школы-интернаты. Во-первых, концентрируя в одном месте большую массу детей с однотипной патологией, мы лишаем их контакта с обычными детьми, резко снижая планку их возможного развития. А во-вторых, длительная изоляция ребенка в "тепличных условиях" интерната ведет к тяжелейшей социальной дезадаптации в будущем. Именно поэтому так велик процент самоубийств среди выпускников интернатов.

Наш опыт свидетельствует о том, что для успешного обучения и воспитания таких детей нужна небольшая школа (не более 100 человек) с маленькими уютными классами (не более 9-10 человек в каждом - согласно исследованиям психологов, объем активного внимания человека (учителя) не превышает обычно 10 объектов (учеников)).

Больше всего такая школа напоминает сельскую. Все здесь хорошо знают друг друга и не стесняются собственных недостатков. К сожалению, дети каждый день должны возвращаться домой, а нормального дома и нормальной семьи ни у кого из них нет. Вот почему процесс "социально-педагогической реанимации" мы начинаем каждый день снова.


Мы начинали свою работу с обучения небольшой группы детей-инвалидов. Сейчас в Центре тремя основными формами обучения - начальной школой, подростковой школой и самодеятельными подростковыми объединениями - охвачено более 100 детей с различными "проблемами" (от чисто медицинских до явно криминальных).

К сожалению, как и в медицине, отдаленный прогноз наших "реанимационных мероприятий" неблагоприятен. Мы не можем изолировать ребенка от той социальной среды, в которой он родился и вырос. А поэтому "рецидивы" болезни неизбежны. Сделать надежную прививку жизнестойкости и саморазвития удается далеко не всем.

И все же структура нашего центра доказала свою высокую эффективность, значительно большую, чем другие известные нам формы.

За время работы в центре я понял две вещи.

1.   Все проблемы "проблемных" детей на самом деле являются проблемами их родителей. Я знаю много примеров, когда дети, благодаря вниманию и поддержке семьи, имея довольно тяжелые заболевания, успешно оканчивали школу, учились дальше, находили хорошую работу, создавали семьи и были счастливы. Но я знаю гораздо больше примеров, когда дети, имея выдающиеся способности и отличное здоровье, погибали или скатывались на дно. В России более трети семей живет за порогом бедности, 10% населения страдают различными формами алкоголизма, а значит, треть детей могут стать "проблемными".

2.   Обычная массовая школа не может и не хочет работать с проблемными детьми. Для этого есть, по крайней мере, три причины: а) диктатура образовательной бюрократии, б) отсутствие в школе мужчин, в) отсутствие сильных педагогов.

На мой взгляд, давно необходимо издание (газета, журнал), полностью посвященное работе с социальными сиротами и проблемными детьми.

С подростками работают множество организаций: школа, учреждения культуры, спортивные клубы, милиция, армия и т.д. Но реальное влияние на подростков оказывают совсем другие силы. По степени влияния на подростков можно составить рейтинговую таблицу:

  1. Телевидение
  2. Значимые люди и близкое окружение.
  3. Музыка.
  4. Алкоголь (особенно пиво) - непьющих подростков сейчас почти не осталось.
  5. Наркотики.
  6. Спорт.
  7. Все остальное.

Почему это так - вот главный вопрос в работе с подростками. Он смыкается с очень важной темой - проблемой свободы и зависимости.

Путь подростка от детства к юности и взрослой жизни пролегает по очень опасной территории - территории зависимостей: от других людей (социальная зависимость); от уровня благосостояния родителей (материальная зависимость); от TV и музыки (психическая зависимость); от алкоголя, никотина, наркотиков (химическая зависимость) и прочее, прочее, прочее.

Судьба подростка, в конце концов, зависит от того, хватит ли у него здоровья и сил для преодоления всех этих зависимостей.




Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет в пятилетке?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100