"На путях к новой школе" ╧ 2
Привязка к местности
Педагогу, путешествующему по стороне подростка, есть смысл для начала немного сориентироваться или, как говорят туристы, привязаться к местности. Надо сказать, что в виду отсутствия удобной в пользовании подробной карты этой стороны-страны, особенно ценными представляются "путевые заметки" и "этнографические исследования", а также некоторые советы для тех, кто рискнет отправиться в путь в страну подростка на стороне подростка.
- Мария МИРКЕС "Рабочие" и "нерабочие" проблемы детского дома
Позиция автора - плакать по поводу "поломатого детства" воспитанников детдома "можно, нужно, но бесполезно". Гораздо продуктивнее - обсудить "рабочие проблемы" детского дома. Например, такие: Как задать ребенку яркий положительный образ будущего? Что в опыте "неблагополучных" детей может быть ресурсом для их развития? Как решить задачу оформления позиции и статуса воспитателя детского дома? и т.д.
Школа для подростка
На границе 5-6 классов для школьных педагогов заканчивается благостное, относительно благополучное время общения с младшими школьниками. Этот период вроде бы и ожидаем, но при этом, всегда неожиданен для педагогов. Они не узнают спокойных и милых малышей в столь активных, часто агрессивных и вечно проказничающих 5-6-7-классниках. Такое ощущение, что злой джин, доселе томившийся в бутылке, вдруг вырвался наружу. Именно в это время и начинается ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ШКОЛЯРОВ И ШКОЛЫ, много раз описанное в мировой литературе.
К этой ситуации можно относиться по-разному:
Одни считают, что такое поведение подростков ненормально - дети должны быть дисциплинированными, а всякие их поползновения против заведенных в школе порядков - происки, распущенность, плохое воспитание┘
Другие могут думать, что это нормально - подросткам для их развития нужно иметь среду сопротивления и школа ее создает.
Третьи, скажут, что все-таки это ненормально, видимо школа в чем-то не соответствует потребностям и природе подростков, и надо что-то менять в самой школьной жизни.
Наверняка существуют и другие взгляды.
Но, так или иначе, мы из двух возможных углов зрения ("Подросток для школы" или "Школа для подростка") выбираем второй.
И в этой рубрике предлагаем всем нашим читателям и потенциальным авторам принять участие в обсуждении - какой должна быть школа ДЛЯ подростка.
- Вячеслав БАШЕВ, Исаак ФРУМИН "Коллективное и индивидуальное в образовательном результате"
Авторы, анализируя современную социокультурную ситуацию, приходят к выводу о необходимости перехода к неиндивидуально-направленным целям образования и декларируют такие ценности как готовность ребенка к взаимодействию, способность к кооперации, умение искать информацию и спрашивать ее у других и т.п. В статье приводятся примеры некоторых практик неиндивидуального обучения и рассматривается вопрос о возможных новых способах оценки образовательного результата.
- Сергей Курганов "На границах подростковой школы" (Часть 2)
Как складывается у подростка чувство взрослости? Как взрослый может помочь ребенку переходного возраста "нормально" прожить все этапы взросления? Об этом продолжает размышлять автор вместе с третьеклассниками харьковской гимназии "Очаг". (Начало в ╧1)
Образование: символы, мифы имена
Иногда, чтобы разобраться в частном, нужно увидеть общее - целостный образ; или проследить историю возникновения (расцвета, умирания) того явления, которое пытаешься понять; или уловить нечто главное, важное, стержень проблемы, попробовать отыскать корни проблемы; или выслушать того, чье имя стало неоспоримым авторитетом по данному вопросу.
А порой наоборот - нужно ухватиться за деталь, артефакт, набор парадоксальных суждений, чтобы определить свое собственное отношение.
Все это мы будем стараться представить в рубрике "Образование: символы, мифы, имена".
- Карл РОДЖЕРС Межличностные отношения в фасилитации учения (перевод Валерия ВОРОБЬЕВА)
Эта статья выдающегося американского психолога и психотерапевта на русском языке публикуется впервые. Создание благоприятных условий (фасилитация) для того, чтобы научить детей учиться, развить в них способность адаптироваться и изменяться ≈ вот что, по его мнению, является единственно имеющим смысл для обучения в стремительно развивающемся и меняющемся мире. Но это возможно лишь при установлении особых межличностных отношений между фасилитатором и учеником. В статье раскрываются особенности этих отношений.
- Нина МИХАЙЛОВА, Наталья КАСИЦИНА Педагогическая поддержка: гарантия права на риск
При каких условиях спонтанная детская активность может "повзрослеть" и оформиться в "свободоспособность" ≈ то есть обретение независимости и способность конструктивного разрешения противоречий, связанных с собственным развитием и самореализацией ? Одним из таких условий авторы называют педагогическую поддержку ребенка в проблемной ситуации. В статье раскрывается специфика педподдержки как деятельности по "выращиванию" субъектной позиции ребенка, принципиально отличной от обучения и воспитания и дополняющей их.
Я - свой? Для кого?
Странности взросления подростков чаще всего явлены взрослым в форме активного выхода за пределы семьи - демонстративного или тайного, длительного или непродолжительного, навсегда или на время. Начинается поиск своих. Передел мира.
"Свои - не свои" это теперь уже не "родные - чужие". В число "своих" попадают те, на кого хочется быть похожим, кто принимает тебя за взрослого, за равного, в общем за своего. (Именно поэтому родителей часто из этого списка вычеркивают.)
Но есть дети, которым не с кем рвать семейные узы - они давно порваны и не по их воле. Дети - сироты, "дети улицы"┘ Кого они выберут в свои? И смогут ли выбрать, если они еще "своими", близкими ни для кого не были?
Вопрос не из легких┘
Статьи, представленные в этой рубрике ≈ это голоса воспитанников детских домов и тех, кто там работает ≈ одна из возможностей окунуться во внутренний мир взрослеющего сироты и увидеть мир взрослых его глазами.
- Хайке ГЛЕДЕ Мысли об одном детском доме
Монологи, диалоги, переписка воспитанников детских домов
- Я тебя слышу. А ты меня?
- Ребенок в это время теряет себя...
- В этом ящике лежат точные ответы на твои вопросы
Другими словами
Ну вот, дорогой читатель, Вы и познакомились с большей частью материалов нашего журнала. Перед Вами предстали некоторые штрихи к портрету подростка, Вы услышали мнения и советы, зарисовки и размышления людей, неравнодушных к судьбам современных подростков. И, завершая этот номер, хочется снова обо всем этом поговорить, но только "Другими словами" - на языке художественных образов.
- Владимир Шульман "Пикник" (Часть 2)
Окончание фантастической повести о подростках, прочувствовавших на себе все "прелести жизни" домашних животных. (Начало в ╧1)
"На путях к новой школе" - "На стороне подростка" ╧ 2
Издательство: АНО "Образовательный центр "Участие"
195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а
Лицензия ЛП ╧ 000218 от 20.07.1999.
Редактор Михаил ЭПШТЕЙН
Над выпуском работали: Егор БАЛТИЕВ, Наталья КАСИЦИНА, Вера КРЫЛОВА, Андрей РУСАКОВ, Елена САМСОНОВА, Татьяна СКРОДЕНИС, Светлана ШАРОВА, Елена ЮШКОВА
Адрес редакции: 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а
Телефон/факс: (812) 444-38-62
E-mail: osvita@unitel.spb.ru
При подготовке номера использованы материалы петербургской газеты педагогов, воспитанников и выпускников детских домов и интернатов "Добрый день".
Организатор издания - Агентство образовательного сотрудничества.
С редакцией можно связаться через бюро Агентсва в Красноярске sibbjuro@krsk.ru, Таганроге detsad_tag@mailru.com, Москве detsad@online.ru, через Стаса Скибинского в Мюнхене sskibinski@hotmail.com и Сергея Михельсона в Нью-Йорке ssm21@columbia.edu.
"На путях к новой школе" - "На стороне подростка" - совместный выпуск газет "Школа для подростка" и "Подростковый клуб".
Рег. свид. ╧ П4371 и ╧ П4372 от 11.05.2000 выданы Сев.Зап.Рег. Управлением ГК РФ по печати (г. С.Петербург). Учредитель Эпштейн М.М.
Издательство АНО "Образовательный центр "Участие", 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а. Лицензия ЛП ╧ 000218 от 20.07.1999.
Благодарим ГАГАРИНСКИЙ ФОНД за поддержку проекта "На путях к новой школе", в рамках которого выходит журнал.