И ляжет на плечо мальчишечье ладонь зеленого листа (*)
Педагогика Юрия Устинова
В этом тексте не будет экстрасенсов с биополями, чутьев с интуициями, астралов и аур. Подразумевайте их сами, если хотите. Я хочу рассказать о новой, рожденной на наших глазах педагогике, языком педагогики ординарной, банальной и посконной, каким в 21 веке поседевшие от входящих и исходящих бумаг методисты районо будут диктовать это воспитателям - уставшим от детей, своих и отрядных, живущим от забастовки до компенсации.
С финансов, кстати, и начнем .
1. Наличная экономика
Кормить детей в летних лагерях надо только за наличные деньги. Посылать их на базар, а еще лучше - ходить вместе с ними по рядам, чтобы все пробовали и обсуждали вкус, торговаться с торговцем или платить щедро ( это уж дело вкуса), нести это все к себе и еще пробовать по дороге.Никогда, никогда не кормите детей по безналичному расчету! От него происходят позеленевшие котлеты, спецпайки для директоров, задние дверцы в кладовках, грязные купюры в шоферских накладных и прочая мафиозная мерзость.
Наличные же деньги Детский Фонд им.В.И.Ленина переводит прямо на личный счет в любую Гострудсберкассу СССР, то есть на сберкнижку. Правда для этого надо быть Устиновым, и молодые сотрудники Детского фонда должны объявить голодовку, чтобы заставить свою бухгалтерию это сделать. Потому для тех, у кого нет таких возможностей, новая советская педагогика разработала много других методов, методик и методологий. Например, детей в лагере должно числиться значительно больше, чем их есть. Придумывайте изощренные подписи в ведомостях, стреляйте у проводников билеты для отчета (автобусные можно собирать на остановках) вымаливайте копии чека у продавцов и т.п. Не стесняйтесь собирать деньги у родителей, у своих друзей и просто у тех, кто может пожертвовать их Вам лично, без посредства фондов. При этом поменьше думайте о налоговой инспекции и ОБХСС а побольше - о своей совести, и все обойдется. Что касается так называемых спонсоров, то если вам повезет - берите и у них, но, чаще всего, богатые помогают богатым, а бедные- бедным.
Полученные всеми такими образами суммы, вместе со своей зарплатой,следует носить в кармане рюкзака в смятом виде, выдавать на нужды горстями, а вернувшись из лагеря вываливать остаток на стол.
2. Бульварная экология
Первый экологический митинг в Одессе был в защиту платанов на городском бульваре. Устинова, правда, там не было, но у себя в Туапсе детей на аналогичные митинги он выводит. Также и чтение Красной книги у костра, лежка под тракторы на лесоразработках и сбор подписей под требованиями немедленно остановить все заводы у Устинова имеют место. Сверх того: дети убирают мусор на местах пикников, разгребают затоптанные родники и малые реки чистят от человеческого мусора. Сверх того: в лагерях Устинова категорически запрещено втыкать не то что топор, но и ножик и иголку в дерево, потому что оно - живое.
- Ну это уж! - заверещат жалобно воспитатели,- Как же так, деревьев в лесу вон сколько! Дай бог уследить, чтоб не пили и не курили...
- Нет, сурово скажут методисты, качая сединами, пить и курить запрещать не надо. Надо чтобы до ближайшего магазина было четыре часа пути и 50 бродов, и если человек придет откуда-то пьяный, то считать, что к тому у него есть талант. Запрет же должен быть таков, чтобы его самому себе можно было запретить и самому себе разрешить - вроде гири для тренировки совести: хочу - подымаю, хочу - под кроватью лежит.
3. Историческая география
Все лагеря и стоянки Устинова располагаются на местах древних поселений (от 9 до н.э. до 16 н.э. века). Все его маршруты проходят по древним тропам. "Тропа" - так называется система его лагерей и экспедиций - это восстановление забытых человеческих путей.Там, в Кавказских горах, тысячу, две, три тысячи лет назад, цари не гласили, где будет город заложен и не чертили линейкой рельсовых трасс. Тропы, как и ущелья рек, возникали из проб и ошибок многих поколений людских и водяных потоков. Один человек, один вождь с племенем, один сель в снежный год могли пойти другим путем, но проторить Тропу или Русло, заметные после трех веков запустения или засухи, могла только Природа, частью которой, элементом биоценоза было Человечество.
4. Материальная культура
Мальчики в лагерях "Тропы" одеты в х/б шорты, а девочки еще и в майки. Некоторые имеют сандалии. Спать можно в палатке, но можно и у костра, или где угодно. Инструменты для расчистки троп: топор, лопата, грабли, пила, садовые ножницы. Не намного более, чем было в доисторические времена, а даже и менее: древние носили оружие, чего на "Тропе" не может быть никогда. Единственные исключения - полевые телефоны и электрические фонари, но они постоянно ломаются (техника не любит "Тропу" до смерти) и ходить приходится с факелом, а общаться - гонцами.5. Психология и религия
Страх темноты, уют огня, спокойствие воды - три драгоценных камня из наследства Человечества, доставшиеся каждому из нас. Наследство это неизмеримо богаче и вступить в его владение можно здесь: в глубокой древности,ночью, без оружия у дольмена - могильника предков. Здесь не изучают экологии, истории, священного писания (какая учеба в каникулы?), здесь живут в них. Наедине с деревом, которое, непонятно почему нельзя уколоть, сам задумаешься о том, кто живет в этом дереве, а затем и о Том, Кто узнает про твой грех и простит его. Дети и задумываются, и говорят об этом, а на "Тропе" есть с кем поговорить. Здесь есть преклонение и смирение без храмового здания, праздники души без календаря и религиозные чувства без церковной организации. Здесь вообще ничего не организуется, не планируется и не созидается: здесь случается, происходит и возникает.6. Социальная терапия
На глазах у этого пацана брат зарезал отчима. Деревенский милиционер нашел его, скорчившегося и онемевшего,в луже крови у трупа, но не услал в психушку, а принес к деревенскому учителю, а тот переправил на "Тропу". Через неделю его уже нельзя было отличить от других. Без лекарств и вообще, как будто бы, без каких-то специальных действий. Человек просто жил, жил и ожил. Также неотличимы здесь детдомовские от родительских,богатые от бедных, олигофрены от отличников. Сюда приходят без прошлых ярлыков, получают новое - лесное - имя, здесь не принято спрашивать о "той" жизни, но дело не только в этом. Устинов создал невиданный доселе и парадоксальный на первый взгляд метод.Вам приходилось, наверное, знавать детей, которым доставляет мучение одно только напоминание о том, что завтра нужно проснуться и пойти в школу. А может и не в школу а в зоопарк: все, что нужно обязательно и в определенный срок , им невыносимо тяжело. Это (можете считать болезнью, а можете - чертой характера) прямой путь к безработице, десоциализации, бродяжничеству. Что обычная педагогика предлагает с этим делать? Тренировать, развивать, накачивать мускулы воли. Если уместна аналогия с мускулами. А если это почки или печень?
Клиническая медицина знает и противоположный путь: больной орган на операционном столе временно отключают, заменяют на искусственный, дают ему отдохнуть, восстановиться.
На "Тропе" можно отдохнуть от невыносимого для многих чувства ответственности, от опасности исходящей от электрической розетки, красного светофора, темной подворотни. Все, что здесь делается, делать не обязательно, все, что запрещено, можно нарушать, что обещано - не выполнять. Здесь ритм жизни тысячелетней давности, здесь нет опасностей и наказаний, здесь Человек Биологический, не успевший приспособиться к жизни Человека Социального и Человека Технологического может побыть самим собой. Большинству хватает одной смены, некоторые застревают на все лето, собираются на зимние, весенние, осенние каникулы. Устинов, вместе с энтузиастами-голодовщиками из Детского фонда, мечтает построить для особо сложных случаев Центр восстановления личности, где можно так прожить несколько лет. Трудно сказать, что больше ему мешает: экономическая ситуация, личные и идейные враги или несовместимость его методов с какой-либо материальной базой.
7. Капитальное строительство
Устинов делает свое дело тридцать лет и будет делать до конца, у него множество учеников и последователей. Его идеи уже замешаны в будущую педагогику, как яйца в цементный раствор: можно опорочить и даже уничтожить его самого, но извлечь из раствора удастся, разве что, скорлупу с его именем. Страна оправится от разрухи, когда устанут разрушители и воспрянут созидатели, и придет время собирать камни.* Заголовок - из стихотворения Владислава Крапивина.
Комментировать: |
|