Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Тетрадь 2

М.К.

Если хочешь быть быстрым дельфином —
будь мудрым дельфином.

Знаю, что ничего не знаю,
но я уже знаю, почему.

Помнится, милостивый государь, за шкафом мною вам было обещано первое же обращение к Вашему на предмет посвящения некоего труда, который я привожу здесь на близкую, к сожалению, не свободную (пока) тему.

Поскольку до теперешнего времени не было подходящих тетрадок (все были толстые или в клеточку), а я привык заполнять собой все свободное пространство, начинаю только сейчас, незадолго до конца.

Объем настоящего труда позволяет обойтись, при его употреблении куда-либо, стаканом чая, если они вам нужны, и полкоробком спичек для грызения, жевания и пометок на полях которые я с радостью оставляю свободными, как в интересах экологии, так и ввиду отсутствия изъянов в том, что находится за их пределами, ибо оно не имеет претензий.

Следуя указанию, что одна глава хорошо, а две лучше, я постараюсь придать некоторую двуглавность, не считая вступительного слова и игнорируя собственное заключение, каким бы нелепым и тяжелым оно ни оказалось.

I

Знания, титулы, корочки, должности, опыт, диссертации, методики, теория, дидактика, практика — со всего этого начинается необратимая усталость, на всем этом и на чем-нибудь одном кончается то, что я считаю нормальной педагогической жизнью.

Невежество рождает беззащитность, беззащитность рождает свои атрибуты, перечисленные выше, и оборачивается усталостью, похоронами всяких надежд найти удовлетворение в своей работе.

А удовлетворение очень нужно, ибо мы животные, и ничто человеческое нам не чуждо, как же?

Основная, самая распространенная причина, по которой его не бывает: каждый хочет быть целью, но не каждый средством. Собачка здесь зарыта со слона. Осознав себя Их (ребят) средством, приняв себя в этом качестве, совершенствуясь в этом качестве, не будешь устало и привычно ждать Их проказ, подлостей или благодарностей, но будешь жить в Их жизни, станешь чувствовать, как Они.

Крайности тут тоже не нужны. Не надо быть удобным предметом для познания мира или давать Им запредельно паразитировать на своей способности к резонансу.

Вот тут и лежит первый ключ первого пути: резонанс. И вроде законный вопрос: Ну, настроишься на одного, а как же остальные?

Да, чем выше избирательность, тем лучше. Здесь важнее, однако, чувствительность. Каждый может найти свой вариант. Меня хватало так: непосредственная двухсторонняя связь — +3, в это время еще прослушиваются +3, в это время подразумеваются по прогнозу и дискретно контролируются еще +4, итого — 10. Это не дар божий, а у любого есть, если хотеть. Все дело в том, что настройка идет не сдвоенным блоком, а включением уже подобранных емкостей. Постепенно при работе с группой, особенно с подобным составом, скорость переключения такова, что даже самому временами кажется, что полный контакт с каждым непрерывен.

Почему я — средство? Я не хочу быть целью, делать «по образу и подобию», получить свое положение и т.д.? Во-первых, потому, что это позволяет мне использоваться универсальнее и полнее. В-третьих, потому, что не так больно (вру), лучше сохраняешься и меньше усталости (правда).

Второй ключ — объявление войны формулировке и понятию «определенные возможности» касательно себя, Их и Нас, т.е. себя и их вместе. Кем определены возможности Мариванны из соцвоса? Да никем. Петькины? Никогда. Твои? Ни за что. И начинаешь видеть, что эти «определенные возможности» — просто удобная дорожка для халтурщиков вроде т. Прокруста. И тогда ты вылупляешься в настоящий, истинный Их мир, и запросто носишься там, где границы еще не установлены, по запретной территории талантливости или отзывчивости, мало ли что...

Но там, где границы уже стоят, не тяни, не пихайся, и не выворачивай столбы. Пригласи поиграть. Ты же — средство, понимаешь?

В четырнадцать до меня глубоко дошло, что я — «лишь» форма существования материи, и хотелось умереть. То же — с ощущением себя средством, Их средством, повторяю, и еще раз повторю: средством достижения цели.

Какой цели? У каждого из Них — своя. Каждый — попытка природы, Каждый имеет право и шанс. Что бы ни делала жизнь с ними, что бы ни делали Они с жизнью — будь средством.

Множество ключей уже лежат в этих двух, и я их просто не упоминаю, например «быть самим собой» — уже в первом, «быть личностью» — во втором. Нечего также пояснять, что если встал вопрос «сколько себя оставить себе», то ты просто лжешь Им. И так далее. (Ну, если ты с Ними всегда остаешься самим собой, то тебе не надо отгораживать себя в себе)

Короче, умного труда, как видишь, опять не получается. Обобщать трудно потому, что нет более конкретного, чем педагогика, а не обобщив, как писать?

Но — буду.

Ты (я) средство для неразбивания окон, понимания Мольера и доставки яблок. Бывают специализированные средства, но ими пользуются по средам и пятницам, а что в понедельник?

Ключ третий: формирование сообщества. Для примера принято уподоблять себя инженеру, художнику у мозаичного полотна, но это чепуха. Там в итоге — конечный продукт, здесь не должно быть итогов и страшно, когда их приходится подводить.

По форме сознательной и подсознательной деятельности (если я имею о них представление) это ближе всего к игре. Но к игре на качественно иной ступени, когда условие проверяется на приемлемость и становится (нее становится) живой частью, органом или свойством объединения.

Я начинал обычно с игры в общую пищу и общие вещи. Потом — общие интересы. И уже гораздо позже — общие отношения. Система ценностей. Соцактивность.

Ключ четвертый — отражение. Капли отражают океаны, симбиоз насекомой с зеленым листком — «Петькину с Вовкой дружбу». Целесообразное красиво выживает, ненужное некрасиво гниет. Видя красоту окружающего мира, Они не только отражают ее но и впитывают ее законы. Не надо строить Им дворцы или делать Их людьми будущего — настоящее погубит. Их Лес должен быть не пройден, а прожит, и тогда, грубо говоря, 1 км. леса * 1 см. Монэ * 1 мин. Дебюсси * (.....) = М красоты для каждого, как результат повышенной выживаемости в конкретных сегодняшних условиях.

Обглодками какими-то пишу. И каждый обглодок как вершина айсберга выглядит, наверное: «Во, наколбасил!». Ну и ладно.

Ключей можно целую связку, но что на этом пути после создания объединения? А дальше — тот этап, до которого я два раза уже нее добирался по метеоусловиям.

В Размножение.

Группа, бывшая некогда монолитной, или связанной, как порывистая стайка мальков, (рыбьих), начинает постепенно приобретать «зернистую структуру», внутренние связи слабнут, бузят или тихо уходят первые лидеры и последние функционеры, молчаливы «звезды», но свет их — внутрь себя — все ярче. Это наисложнейший этап, и большинство, если не все группы, кончаются на нем.

(На этот раз у меня прервалось примерно на середине первой четверти этого этапа. Но и эта четверть дала шестерых, по-своему умеющих делать то, что делал я. Четверо из них идут или уже пошли в пед.).

Смерть группе на этом этапе можно устроить запросто: оставить в силе все мерки и требования прошлого года, самого яркого, самого-самого.

А надо просто помочь собраться в дорогу, Ты больше не нужен им, и немногие из них нужны друг другу. Группа отработала свое. По моим субъективным наблюдениям, период существования группы (оптимальный или возможный) около 3,5 лет. Меня лично хватает на столько. Хватало то бишь. Вариант с постоянным обновлением состава (текучий вариант) не дает результатов за счет снижения общих уровней. Это все равно, что устроить в школах только десятые классы и всех, окончивших девять, доводить в них до полного усвоения программы. А рядом — консервативные второгодники, настоящие выпускники.

Главное на этом пути, наверное, уважение к каждому из Них. Любовь на втором месте. Справедливость — на третьем, ибо слишком многолика. Уважение же, хотя и емко, имеет свое лицо. Оно, конечно, предполагает Справедливость, но не делает ее. Что надо еще? Уметь (мочь) не видеть, и видеть, не прощать, и прощать, копать, и не копать.

Постоянно, неистово, в лобовую: чтобы в каждом плоде была кость. Несъедобная кость, единственное назначение которой — прорасти. Жаль только почву для них ты подготовить не сумеешь. Не успеешь, не сможешь в одиночку. Помнишь у Бредбери ходил один и сажал на Венере, что ли, или на Марсе. И не знал, что будет. А когда он заснул, пошел дождь.

Можно рыть тоннель через гору к воде или сокровищам, но КАКИМ будет тот, кто увидит свет? Вот видишь, весь первый путь от ощущения себя средством до света в конце тоннеля, до дождя, до всходов. И единственная награда, которая желанна на этом пути: сделать все, что мог, выложиться, целиком. (Светлая мечта: выкладываться целиком каждый день). Придет время, и педагогику отменят так же, как прививки оспы. Ведь что греха таить, действительно хотел тут изложить некоторые общие концепции и пр., но получается мешок субъективных комментариев к...

Тьфу, замучил ты меня, любознательный. Ну, путь так путь. Теряешь тропу и находишь, дождь и солнце, мороз и зной, родники и сточные канавы. Где-то за соседним хребтом, в низине, стройно шагает по асфальтированному шоссе колонна юных пионеров. Хриплый глухой звук горна, кандальный звон, дробь барабанов.

Они учатся ходить как положено.

При современном уровне техники асфальтобетонную почву для плодов укладывают централизованно, мощными машинами.

Какие же две разницы есть между сообществом тех и этих, наших?

Думать одинаково.
Со-чувствовать и понимать.
Право участвовать в принятии решений голосованием.
Право принимать решения или отдавать это право.
Поощрение за дело.
Дело есть поощрение.
Кто не с нами, тот против нас.
В чем мы неправы, раз он не с нами? Или он?
Сделал хорошее — хороший, сделал плохое — плохой.
Не сделал хорошее — плохой? Нет, ты славный. Просто оступился. Мы с тобой. Ладно?
Я один, а вас много.
Вас много, но я — для каждого.
Делай, как я.
Я бы ТАК сделал. А ты — подумай.
Стань человеком.
Будь человеком.
Уважай старших.
..................

Надо же, бледная поганка, какая чушь получается! Суть разности «подхода» понимаю, а изобразить не могу. В общем, у «них» почти все бутафорское, а у нас настоящее. И даже не это.

Как не пиши, все не так, все капканы какие-то.

Не разные грани, а круглый стакан.

Ан, суть разности подхода: у нас — ты настоящий, у них — ты сырье.

Ох, бледная поганка, как я этих ненавижу «расти большой и стань человеком»! Наверное, что-нибудь одно: или уже человек, не болванка, не заготовка, твари долбаные. Он с вами груб? Значит, заслужили. Скрытен? Не мешайте. Увлекается попной музыкой? А что же, слышали мы по радио настоящую? Хи!

Ваши галоши совсем износились, собака пропала, фотография на стене пожелтела, а в пустом аквариуме паук ловит мух. Ваша ночь бесцельна, день зябок, вы давно не боитесь вечера, рафинада, быстрорастворимого, без памяти о давних запонках и ударах музыки под дых.

У вас есть кошка, но ее никогда нет дома.

Что же вам надо от Них?

Никто не украсит ваше одиночество, если не будет любить вас. Но почему вы уважения — требовали, любовь же — хочете? Зачем?

Разве вы давали в долг? Разве у вас Их расписка? Разве не будет у Них неблагодарных детей? Тьфу!

II

Путь второй: «Ура, дави!»

Орет в мокрой пеленке? Пусть орет, сам обделался. Я занят. Не хочет идти в садик? Пойдет, никуда не денется. Все ходят и он пойдет. Учительницу начальных классов учили, а теперь ей деньги платят. Небось, ей виднее, дурак он или нет. Сама знает, когда орать. Ученая и оплачивается. Перестань прыгать, на тебе октябрятская звездочка. Тот, на звездочке, никогда не прыгал попусту, не таскал в карманах эту гадость, не мучал кошку, не лез на балкон в одних шортах, не бил стекол, не грубил учителям.

Не будешь таким, как он — в пионеры не примут (а Он не знает, что это такое, и Ему еще не все равно!).

В музей? Все идут, и он пойдет, никуда не денешься. Всем повяжут и ему повяжут. Все будут беречь и он. И вяжут цвета одного. Песня о Щорсе? А куда он денется? И обе эпохи Возрождения носом перепашет. Дави!

Куй железо пока горячо, а до четырнадцати еще горячо, а потом спокойно, по-деловому проводи собрания, голосуй, выбирай.

Не подведет. Никуда не денется.

Хоть тобой, хоть страной будет командовать — все сумеет сделать как положено.

НИКУДА НЕ ДЕНЕТСЯ?

Вот и весь путь. Не так уж сложно сделать, чтобы никуда не делся. Гораздо сложнее, чтобы было куда деваться. Легче построить забор, чем проложить дорогу.

И этот путь основной, общепринятый, законный. Который так проложен, чтобы и ты никуда не делся.

И каждого на этом пути можно деть куда угодно. И каждый свободен в выборе — идти так, или не идти вообще.

Если в начале века асфальт был в диковинку, то сейчас все норовят на травку, на землю, хотят по-своему, асфальтобетонная машина их уже не устраивает.

И деваются.

Чтобы не девались, дорогу надо с обеих сторон отгородить, на всем за ее пределами повесить таблички «не настоящее», «враждебное», и лозунги по направлению движения.

Не плохо, если все за пределами пути будет вызывать отвращение и страх (остальное частично изложено на 4-ой странице обложки), см. ученическую тетрадь «Законы пионеров»).

А действительно, чушь какая-то получается. Набор фраз. Не умею я писать об этом. И вообще не умею, идите к черту.

Просто если кто-то еще захочет попробовать сделать мир, то пусть знает, что:

  •  — после двенадцати — поздно;
  •  — уверенность с сомнением — 50/50.

Ладно, хватит. Те, кто хочет «оторвать себя от земных благ» и заняться педработой, нуждается в условиях, а не в советах...

И любое дело нужно беречь от дураков, особенно медицину и педагогику. Многие хорошие люди так и думают и не идут к ребятам. Боятся оказаться несостоятельными. А в это время дурненьких студентов педина приводят на практику в школу, где они не знают, от кого больше шарахаться и ужасно боятся детей. Я видел много раз, как дети за это на них красиво кладут. Я все не о том и не о том, бледная поганка.

Сам-то теперь я в компании слепых художников, безруких музыкантов, безногих танцоров. Чего, собственно, надо? Как я все делал?

Хотел — и делал. И каждый день мечтал выложиться до конца.

И такие дни были, мне не о чем жалеть. Что еще?

Страниц впереди полно, но хоть бы что-нибудь конкретное спросили. Например, как сосчитать неразбитые за день стекла. Достойная тема. Это будет около 30% от количества активных переключений, сделанных индивидуально ввиду прогноза аффектации. А?

То, что не случилось, бывает даже важнее того, что произошло. Жаль, продукцию считают и оценивают только в одну сторону по шкале.

Что еще? Постоянная свобода выбора — созидающая сила. Необходимость выбора — условие созидания.

Что еще? Писать уже совсем не могу, вот что еще. И хватит.

Лучше спрашивайте.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100