Понятие «молодежные радикальные формирования». Неформальные молодежные объединения. Краткий справочник.
Причины появления экстремистских настроений и формирований
Проведенные исследования1 по вопросам молодежного экстремизма показали наличие вполне конкретных условий его появления:
1. Экономические условия разрастания экстремизма: экономический кризис, падение жизненного уровня населения, остановка предприятий, рост безработицы.
2. Политические условия роста экстремизма: кризис власти, проявляющийся, с одной стороны, в повышении агрессивности к инакомыслию, а с другой — в неспособности обеспечить порядок и стабильность в обществе. Отсутствие или слабость «правового поля» приводят к тому, что люди все меньше верят в силу Закона.
3. Социальные условия: усиливающееся социальное расслоение людей, появление неправедно наживших состояние людей и бедняков, не желающих или неспособных прокормить себя и свои семьи.
4. Духовные предпосылки экстремизма: духовное разложение, как общества, так и личности, мировоззренческое безвременье, когда моральные ценности обесценились.
Описанные причины характерны для политического экстремизма, и, прежде всего, для националистического, в гораздо меньшей степени для религиозного.
По мнению президента РФ В. Путина2, предпосылками радикализации общества являются нищета и отсутствие безопасности.
По подсчетам социологов3, доход ниже прожиточного минимума имеют 38% россиян. Из них 19% — являются нищими, то есть их доход — менее половины прожиточного минимума.
Ницше писал: «...Мистические объяснения считаются глубокими. Истина в том, что они даже и не поверхностны».
Для укрепления тоталитарной системы руководства в радикальных формированиях, их идейные лидеры могут пытаться создавать всевозможные мистические учения и мифологию, которые дают возможность дополнительно сплотить формирование на принципах околорелигиозной секты.
Применительно к русскому национализму, теорию мистического национализма развивает лидер РНЕ А.П. Баркашов4:
«В современных условиях материалистический национализм становится еще более подчиненным масонской «прогрессивной цивилизации», а следовательно, в большинстве своем управляемым со стороны «международной финансовой олигархии»… Победа [национализма] в том, что национализм из материалистического должен стать мистическим! Мистический Национализм воспринимает Нацию и Мир, как поле битвы между Силами Бога и силами «князя мира сего» — дьявола». |
Большинство националистических радикальных группировок действительно стали околорелигиозными. В их среде появилось очень большое количество мифов и легенд об атлантах, борющихся со славянами, о древнеегипетских жрецах, выведших методом генной инженерии биороботов — евреев, и т.п.
В реальном плане, подобные методы внутригрупповой обработки в экстремистских формированиях полностью идентичны тем, что используются в религиозных сектах.
Причиной роста неофашистских молодежных формирований является исчезновение идеологического иммунитета к фашизму и нацизму, который весьма эффективно поддерживался в социалистический период. Базисом этого иммунитета являлось описание исторических событий за период Второй мировой войны, которые ранее давались в школьных уроках истории.
Однако, если в советский период прославление действий Красной армии в ходе Второй мировой войны носило навязчивый характер, то с начала 90-х годов эта тема стала «невыгодной» и «неинтересной». Во вполне либеральных изданиях появились публикации о том, что, может быть, не стоило побеждать фашистов — раз сегодня в России люди живут хуже, чем в Германии. В одних учебниках писалось5, что агрессором был Гитлер, в других — что Гитлер всего лишь предупредил нападение Сталина. В одних писалось, что СССР совместно с западными демократиями разгромил фашистский тоталитаризм, в других, напротив, что война привела к усилению тоталитаризма в Европе.
Учителя растерялись. Поскольку общей тенденцией было «бичевать советскую власть и коммунистов», то многие учителя не говорили о преступлениях фашистов, а без устали разоблачали Сталина. Кто-то вообще старался обходить эту тему. На страницах педагогических газет не раз писали, что некоторые учителя отказываются преподавать новейшую историю, не зная, какая концепция «правильная».
1. Юрий Бубнов. «Протестное поведение и права человека. Социологический очерк экстремизма»
2. «Большая пресс-конференция» В. Путина от 24.06.2002, газ. «Петербургский Час Пик» № 26 от 26.06-02.07.2002.
3. Т. Протасенко — ст. научный сотрудник Социологического института РАН/ «Выставленные за порог». В журнале «Пчела» № 1 (37), январь-март 2002.
4. А. П. Баркашов. «Мистический национализм, последний крестовый поход». В газете РНЕ «Русский порядок», № 1, 2001 год.
5. Александр Тарасов. «Бритоголовые, они же скинхеды». В журнале «Артгород», № 17, февраль 2002.
Обсудить на форуме | Обсудить в ЖЖ