Для печати |
Для справок: «Словари сленгов неформалов»
Структура неформального поля
Тусовка
Когда мы приводим цифры (экспертные оценки) численности неформальных движений мы всегда включаем в их число множество, которое на большинстве сленгов неформалов называется «тусовка». Слово «тасовать» есть и в русском, а может и в каком-то праязыке. Очень удачное слово, точно отражающее и внешний вид и суть явления: броуновское движение, хаотическое перемещение в пространстве отельных элементов, в данном случае людей. Человек подойдет, то к одному о чем-то перемолвится, то к другому — постоит, послушает.
Тусня — самый рыхлый уровень организации, масса иногда редко, иногда часто встречающихся людей. Тусовщики заняты общением, информационным обменом, фоновой деятельностью, например, катаются на скейтах, поют или слушают песни и т.д. Человек, попавший в тусовку, либо вообще не имеет устойчивых связей с остальными, а только начинает их заводить, либо входит в одну из микрогрупп, на которые разделено все поле тусовки. Тусовка характеризуется низким уровнем межличностных отношений, люди в ней знакомы друг с другом поверхностно: одни лишь адаптируются, другие — чувствуют общую атмосферу недоговоренности и некоторого недоверия, отвечают тем же и не особенно стремятся к более глубоким взаимоотношениям. За исключением, конечно, знакомств между парнями и девушками, но подробное рассмотрение этих процессов предполагает другую дефиницию «глубоких взаимоотношений» и вообще не является темой этой книги.
Устойчивые характеристики тусовки — конгломерат, ассоциация. Время от времени тусовка может доходить до стадии кооперации, например, в чувстве восторга от совместной ритмики на рок-фестивалях по хорошо изученным в академической социальной психологии закономерностям поведения толпы. Высокая плотность массы людей, нехватка кислорода, повышенная энергетика, легко передающаяся возбуждаемость — вот те характеристики, которые сопутствуют подобному порыву. Это состояние неустойчиво, быстро исчезает и не является для тусовки характерным. Тем не менее, раз переживший подобное состояние человек часто вновь и вновь стремится попасть в ту же тусню, и еще раз ощутить пережитое.
Продвинутые неформалы нередко называют тусню «отстойником». Это удачное название, отражающее множество смыслов, характерных для тусовки. С одной стороны, оно подчеркивает низкий уровень развития данного сообщества. «Отстой» в молодежном сленге обозначает низкий уровень, падение, дно. С другой стороны, в отстойниках отстаиваются: здесь можно найти ценных кадров, приятелей, товарищей для собственных более организованных групп, ведь это поле адаптации, куда забредают те, кто что-то ищет, те, кому чего-то не хватает по жизни. Потому иногда тусовку презирают, а иногда относятся к ней благожелательно, как к понятному и организованному месту вербовки, нахождения «своих». Осознанное использование отстойника как элемента социальной технологии типично для неформальных сообществ, преследуемых властями, например, диссидентов прошлой эпохи или нацболов текущей. И тогда, и ныне тусовка сама по себе бездеятельна и ненаказуема, но является центром притяжения для пассионариев, склонных к определенному мировоззрению. Найти в ней «своего» гораздо легче, чем просто на улице.
В тусовке попадаются яркие личности, которых слушают, разинув рот, но в ней практически отсутствуют лидеры, потому тусовка трудноуправляема. На единое действие она способна лишь на короткий срок в трудно предсказуемый момент. Тем не менее, среди этой расплывчатой массы образуются плюс-минус постоянные сгустки — относительно устойчивые микрогруппы — основа стадии ассоциации. Иногда они кратковременны: люди объединились вокруг некого события — распили по бутылке пива, покатались вместе с горки и разбежались. А иногда демонстрируют некую стабильность. В этом случае взаимодействие в такой группе очень напоминает взаимоотношения приматов в стае. Одним из первых это заметил основатель этологии (науки о поведении животных) Конрад Лоренц. Замечали это и отечественные исследователи неформальных групп, например, В. Дольник «Непослушное дитя биосферы»[18] и Роман Морозовский «Лидер и законы неформальных групп»:
«Структура стада обезьян либо автократична (кто сильнее — прим. авт.) либо геронтократична (кто старше и опытней — прим. авт.), но иерархия строится по одному и тому же принципу. Есть вожаки (либо группа вожаков, совместно достигших вершины и поделивших сферы власти), а возле них крутятся «шестерки»: во-первых, нужна информация, а «шестерки» наушничают, во-вторых, эти не свергнут вожаков (статус не позволит), в-третьих, лидеры первого ранга получаются чуть в отдалении. В походе вожаки идут в центре, лидеры первого ранга впереди, чтобы вожаки их видели, а лидеры второго ранга — сзади, поскольку для того, чтобы свергнуть вожаков, они должны сначала справиться с лидерами первого ранга, да и силы победить вожаков у лидеров второго ранга не хватит, даже если сзади напасть. Молодняк группами по 2-3 слева и справа рыскают в отдалении. Тот, кто читал «Боевой устав пехоты», понимает: это подразделение на марше. И кто у кого схему стащил, тоже понятно. Среди стада обезьян время от времени возникают разборки. Обычно они касаются лидеров первого ранга, у них что-нибудь отбирается, чаще всего несущественное, но сопровождающееся травлей «шестерками» и лидерами низших рангов. Это инспирированное вожаками превентивное воздействие, после чего лидер первого ранга долго приходит в себя и не помышляет о захвате власти. Кстати, лидеры первого ранга такие же штуки проделывают с нижестоящими и так далее до самого конца иерархии, когда самые бесправные вымещают злобу на неживой природе, кидаясь, чем попало и плюясь. Если вспомнить загаженные подъезды, разбитые телефоны и изрезанные сиденья в транспорте, то можно понять, куда уходит злоба наиболее бесправных членов нашего общества. Один из способов защиты у животных — это оскал зубов. Он означает: «Я готов дать отпор». Постепенно у людей оскал превратился в улыбку, хотя и осталось некоторое ощущение, что тот, кто улыбается, как-то более самостоятелен. Поэтому в тоталитарных обществах так ненавидели улыбку, в армии и во время любых совещаний в нашей стране любят говорить: «У нас серьезный вопрос, а вы тут улыбаетесь» [19]. |
То же и в дворовых компаниях: «Чего ты здесь лыбишься?» — нередко слышится в рамках такой дворовой стайки.
Не надо думать, что подобные отношения распространяются на всю тусовку. В общем, это достаточно аморфная масса людей, слабо связанная друг с другом. Но среди редких сгустков в общем поле тусовки встречаются и такие похожие на приматов стайки. В поле тусовки вожаки первых рангов, а иногда и рядовые участники стайки нередко перемещаются от одной стайки к другой. Обычно лидеры стай этому не сильно препятствуют, лишь поулюлюкав и позлорадничав вслед.
Тусовка — не совсем безобидное явление для более организованных групп. Она легко растворяет группы более высоких стадий развития, испытавших на себе провал взаимоотношений. Поскольку деятельность любой группы не может всегда идти гладко, то такие провалы неизбежны. Тут-то и можно увязнуть в тусне, не имея никакой возможности преодолеть центробежные силы, отталкивающие микрогруппы друг от друга. Тусовка часто достаточно массивна, и те, кто уже готов что-либо делать, не могут преодолеть естественный конформизм и инерцию оставшегося пассива — уж больно он большой. Поэтому развитые коллективы предпочитают пространственно отделять себя от тусовки, допуская к себе лишь небольшую ее часть, всегда отслеживая численную пропорциональность свою и впущенной к себе тусни. Не доглядишь, и уже не поднимешься, и тогда тусню придется либо разгонять, либо менять собственное место дислокации. С тусней хорошо находиться рядом, но не в ней. Допускают в себя тусовочный поток только клубы, ощущающие особенную стойкость. Тогда рождается явление, названное нами «точкой потоков».