Технология альтруизма
Оглавление раздела

Альтернативные источники

на Деборе и Хавской
книгу можно добыть всегда (круглосуточно) и дешевле всего. К тем, кто не знает что такое Дебор и Хавская, это, увы, не относится. Впрочем, попытайтесь позвонить +79067870343 или написать dlyavas (сами-знаете-кто) gmail дот com . Вреда от звонка или письма точно не будет, а шансы есть.


можно получить инфу о продаже книги за 250 р. на неформальных тусовках  — теперь уже не только московских. Только для этого желательно не только читать, но СПРОСИТЬ, прямо в ЖЖ.

Почтой по Украине
книгу распространяет одесский книжный салон «Остров сокровищ», Одесса, ул. Ланжероновская, 2, тел. +38050 653-22-03, e-mail: lit_ostrov собака mail крапка ру. Оплата почтовым переводом. Цену уточнять по телефону или мейлу (ведутся работы по ее снижению).

Традиционные источники

Честно говоря, большая часть ниженаписанного уже потеряла смысл. Сейчас достаточно набрать в любой поисковой системе название книги и вывалятся сотни адресов интернетовских и обычных магазинах в разных городах России. Их число все растет, потому лучше пользоваться Яндексом или Гуглем чем этой страницей.

350 р, включая стоимость доставки по России. Кроме заказа он-лайн связь по по этому е-майлу.

293 р. не считая стоимости доставки по России.

345 руб.   Москва, Малый Гнездниковский переулок, д. 12/27, стр.2-3, тел. (495) 749-57-21, (495) 629-88-21.

по одноменному адресу в Питере.


Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
К ОГЛАВЛЕНИЮ книги: Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов. Технология группы — 2. Очерки неформальной социотехники

Для печати   |   Обсудить в ЖЖ   |   Обсудить на форуме

Для справок: «Словари сленгов неформалов»

Клуб как квант неформального поля

Обобщённый портрет клуба

Для любителей всего живого клуб — самая естественная и распространённая форма сосуществования. И его тоже легко уподобить живому: он зарождается, растёт, цветёт и увядает, падает срубленный или гниёт на корню, стоит сухостоем или лежит валежником, а после удачной жизни из созданных им зёрен вырастают новые клубы.

Чтобы вырастить хороший клуб, нужно иметь либо талант и интуицию, данные от природы, либо (лучше и то, и другое) опыт и знания, малая толика коих содержится в этом тексте, а остальное — в учебниках по разным предметам. Но и без всяких учебников любой опытный клубмен наверняка согласится, что клуб — это не вывеска и даже не подвал под ней, а, прежде всего, люди. Или, точнее, особой формы система отношений в малой группе людей.

Самым распространённым заблуждением среди неопытных создателей клубов является следующее: «Мы сможем создать хороший клуб любителей крокодилов, потому что все мы любим крокодилов». По этому поводу есть классическое опасение Пятачка перед визитом к Слонопотаму: «Любит ли Слонопотам поросят, и как он их любит?»

Прежде чем тратить на будущий клуб свои силы, вещи и деньги, надо бы хорошенько прояснить это самое как.

Среди пятерых искренне любящих крокодилов (К.) людей вполне может быть, что:

Первый хочет побольше узнать о К. Ему нужна библиотека, компьютер с базой данных и командировка в биоценоз.

Второй имеет К. и хочет его дрессировать. Ему нужен бассейн и антилопы.

Третий хочет выводить новые породы К. Ему нужен электронный микроскоп и источник гамма-лучей.

Четвёртый хочет улучшить людей путём общения с К. Ему нужен К. и группа добровольцев.

Пятый, наконец, любит поговорить о К., особенно с девушками. Ему нужны стулья, стол и чайный сервиз.

Можете не сомневаться, эти пятеро клуба не создадут, ибо на одном и том же содержании деятельности они пытаются построить разные социальные типы клубов, предназначенные для удовлетворения разных человеческих потребностей.

Это не значит, что сообществ с таким разнообразным набором деятельности не может существовать. Может. Но в нашей терминологии это будет уже не клуб, а круг клубов или система клубов. Такое сообщество может при этом осознаваться участниками и в качестве единого клуба, под одним брендом.

Но подобные сложные социальные конструкции не могут образоваться сразу. Появление системы под единым брендом и с единой оргструктурой — это результат многолетней эволюции, когда первоначально один клуб, занимающийся преимущественно чем-то одним, отпочковывает от себя направления — другие клубы. Каждый из них имеет своё ядро, при этом между ними сохраняется единство общности. Сразу прыгнуть на этот уровень невозможно — либо будет одновременно несколько разных клубов под одной крышей, никакого единства; либо, что скорее всего, ничего не будет — все разругаются.

 Что же нужно, чтобы клуб удался? Конечно, в идеале, неплохо бы, чтобы совпадала и тема любительского увлечения (например, крокодилы), и потребности будущих клубменов (например, научные исследования). Если такие совпадающие, да ещё имеющие свободное время, силы и ресурсы люди встретятся — то получится клуб, именуемый в нашей классификации «Клуб любителей». Его главная задача — удовлетворение потребности своих членов в знаниях. Наибольшим уважением в таком клубе пользуется тот, кто более учён. (Напомним, что это и имеется в виду под ценностно-личностной ориентацией или ЦЛО — т.е., какое человеческое качество ценится более всего.)

Какие ещё бывают клубы?

 Клуб общения удовлетворяет потребности своих членов в общении, больше всего там любят людей обаятельных.

Клуб любителей удовлетворяет потребности своих членов в знаниях. Наибольшим уважением в таком клубе пользуется тот, кто более учён

 Творческий клуб удовлетворяет потребности своих членов в творчестве, там ценится, прежде всего, талант.

 Реактивная группа (internal-club) служит исключительно для духовного или нравственного самоусовершенствования своих членов. Главное человеческое качество в ней — совместимость с другими членами группы.

 Неформальный производственный коллектив (external-club) удовлетворяет потребности не-членов клуба, главное там — успех. (Такие клубы нас интересуют в первую очередь.)

Чуть не забыли про самое главное — про крокодилов. Так вот, второе распространённое заблуждение: якобы всё это можно совместить, причём сразу, здесь и сейчас. То есть в бассейне плавают крокодилы и несут под микроскоп облучённые яйца, а на берегу, за чаем с компьютером, члены клуба общаются с ними и между собой. Теоретически это возможно, но в жизни у нормальных людей никогда не хватит на всё одновременно сил, времени, материальных ресурсов, в конце концов. Если хватит, допустим, на покупку одного К. и аренду ванной комнаты, то держать там книги будет сыро, а общаться — тесно. Это не значит, что «непрофилирующих дисциплин» совсем не будет.

В каждом клубе в той или иной мере происходят и самовыражение, и самоусовершенствование, и знакомство с будущей семьёй. Но что-то всегда, волей-неволей, становится главным, и процесс выбора может превратить любой клуб в клуб любителей конфликтов. Особенно в процессе становления клуба, когда ни ресурс, ни традиции жизни ещё не наработаны. Если вы этого не хотите, соразмерьте желания с возможностями и выберите что-нибудь.

Если клуб уже есть, то определить, к какой категории он относится, не очень сложно. Нужно просто понаблюдать за его жизнью, не обращая внимания на декларации. Нередко бывает, что театральный клуб считает себя театром, клуб искателей снежного человека — экспедицией, а политический клуб — партией. Определить искомое легко по количеству зрителей, снежных людей и избирателей.

Если клуба ещё нет, и вы пытаетесь его создать, и идеальных условий у вас, как в жизни, не случилось, помните: легче найти консенсус в тематике клуба, чем в его социальной направленности. Легче создать клуб троим любителям крокодилов вместе с двумя искателями летающих тарелок и одним выращивателем комнатных огурцов, если все они главным человеческим достоинством считают, например, обязательность, и ради этого готовы простить какой-то другой недостаток, например, жестокость. Или наоборот. В конце концов, легче использовать микроскоп другим концом в качестве телескопа и вывести крокодилов, питающихся огурцами (или огурцы, любимые крокодилами), чем перевоспитать в человеке такое базовое мировоззренческое свойство как ЦЛО. (Чего там говорить, не только клубы — семьи от этого распадаются.)

Определив содержание и социальный тип клуба, пора задуматься о его социотехнической форме: сколько людей будет в клубе, когда и как они будут встречаться, кого принимать или не принимать в клуб и т.п. Основной параметр социотехнической формы — степень открытости клуба. Закрытость обеспечивается системой членства, либо просто сплочённостью дружного коллектива, вытесняющего чужаков. Для создания открытости необходимы реклама и радушие к посетителям. Открытый клуб — это массовость, закрытый — результативность.

Клубы отличаются по способу обновления состава.

 Модель «трамвай». Синонимы: «поточный клуб», поток. Создание клуба — начало движения, на каждом клубном заседании — остановке — двери открываются для всех, люди входят и выходят. Только водитель и небольшая часть пассажиров едут от начала до конца, большинство посетителей клуба — люди приходящие. Трамвай может ездить и по кольцу.

 Модель «самолёт». Синоним: «наборный клуб». Открыт только при посадке, после взлёта новому человеку туда не попасть.

Аналогии с транспортом не случайны. У всех клубов есть экипаж и пассажиры, все куда-то везут людей. Но вот что странно: везут одновременно, но разными маршрутами и в разные пункты. Каждый человек с помощью клуба перемещается в другое место самого себя, в иное состояние души, в новый облик своей личности — для того-то клубы и нужны.

Несколько кратких советов арендаторам и арендодателям клубных помещений и инвентаря.

Полноценный клуб может вырасти только в отдельной комнате. По нашей нищете это трудно, но можно, например, разделить помещение перегородками, а сэкономить на чём-нибудь другом — качестве ремонта, оборудовании.

По соседству легче уживаются клубы разного содержания, но одного социального типа. Не заставляйте два экологических клуба пользоваться одним фоторужьём: они будут обвинять друг друга в браконьерстве. Напротив, клуб любителей поговорить о кино вполне поделит видеомагнитофон с клубом любителей поговорить о сексе.

Продолжительность эффективной жизни сильного клуба, действующего с высокой производительностью труда, колеблется от 3 до 4 лет. Дольше живёт тот клуб, члены которого реже встречаются и менее напряжённо работают. В пределе, если ничего не делать или что-то делать раз в несколько лет, то… всяко бывает.

И последний, самый главный, совет: какими бы правильными ни показались вам предыдущие советы, ни в коем случае ими не пользуйтесь, если они вам хоть чуть-чуть не пришлись. Вы же не на работе! Клуб — это не то место, где нужно поступать правильно!

Клуб — это для души.




Для справок: «Словари сленгов неформалов»

Для печати   |   Обсудить в ЖЖ   |   Обсудить на форуме




Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: 25 плюс четырнадцать равно
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100