Людмила Сауленко. Молодежные субкультуры: украинский контекст
«Откуда они» или «Зачем они»?
Периодическое возникновение неких групп людей, объединенных общими нормами, стилем поведения, исповедующими общие ценности еще не определяется как «субкультура». Главный родовой признак субкультуры — присущее всем ее носителям отношение «аута с миром». «Аут!» — преимущественно спортивный (футбольный) термин, означающий, что мяч оказался за пределами поля и находятся вне игры.
В каждом обществе есть «люди вне игры». Но субкультура — это не люди собственно, а та система правил, которые управляют их поведением и, главное, придают ему смысл — общий смысл, одинаковый для всех тех, кто «внутри» группы, и не всегда понятный (или понимаемый неадекватно) вне ее. Например, «фенечка» для члена общины хиппи — ценность, символизирующая принадлежность к группе и несущая в зашифрованном виде важную для общины информацию. Для человека же постороннего «фенечка» — обычно дешевая безделушка, не более того.
Субкультуры возникают как ответ: ответ на невозможность господствующей культуры удовлетворить их потребности (см.: Марк Титлей. «Новый подход к теории молодежной субкультуры»). Можно сказать и так: субкультуры возникают потому, что господствующая культура оказывается не в состоянии ответить на вопросы, поставленные ею же в процессе развития.
Символика делает наглядной принадлежность человека к чему-то иному — противопоставление его существующим нормам и правилам поведения: человек таким образом визуально дистанцирует себя от толпы, уже своим видом заявляя: «Я — иной». Внутри же группы действует противоположная семантика: «Мы не такие, как все, мы — это только мы».
Символика превращается в идеологию и становится парадигмой только в процессе противостояния — противопоставления себя остальному миру («другим»).
<< Несколько ступенек на лестнице поколений | Обсудить в ЖЖ | К ОГЛАВЛЕНИЮ | Обсудить на форуме | Проблема систематизации, или Какие они?»? >>