Педагогика Владимира Ланцберга
1. Что такое «неформальная педагогика»?
Ирина Рынкевич: Давайте начнем с определения: что такое «неформальная педагогика»? Единственное ли оно, или еще как-то это явление называется? И в чем, собственно, неформальность этой педагогики?
Михаил Кордонский: Я не могу избежать некоторого философского предисловия. Тот самый детский клуб, который мы делали вместе с Ланцбергом,— у него были законы. Законы для детей и законы для педагогического коллектива. Естественно, все они были гласные. Свод законов для педагогического коллектива назывался «Из области мнений», это была кратко сформулированная идеология. Первым пунктом этой идеологии был: «Мы не знаем истины». Это очень важно, чтобы мне не пришлось после каждой фразы повторять: «Это моё мнение». Учтите, всё, что я говорю,— исключительно моё мнение.
«Неформальная педагогика» — это сленговый термин, и я не уверен, что он входит в официальный язык науки, хотя и попадается в научных трудах. Он возник на наших глазах в середине-конце 1980-х годов в кругу педагогов-новаторов — было тогда такое массовое общественное движение. В их среде были и школьные учителя, и внешкольники. Я не помню сейчас, от кого я впервые услышал этот термин. Постепенно мы его сформулировали, во всяком случае в нашей с Ланцбергом книжке и в статьях: это когда педагог является лидером неформальной детской группы.
Понятие «неформальная группа» у нас точно такое же, как в академической социальной психологии. Но часто бывает, что в разных науках одни и те же термины обозначают разные вещи. В психологии личности, в общей психологии под неформальной группой понимается не то же, что в социальной психологии.
Та область, в которой мы с Бергом работали,— это детский клуб по месту жительства. Их число уменьшилось после революции (здесь и далее я имею в виду Великую криминальную революцию 1991 г. — М.К.), на Украине и в большинстве стран б. СССР они исчезли совсем, но в России и Белоруссии до сих пор есть, причем бесплатные, и именно по месту жительства, а не при школе. Дело в том, что практически нет такого ресурса, которым можно было бы детей туда загнать. Опыт показывает, что родители загоняют детей в детский клуб по месту жительства очень редко. Как правило, наоборот, ребенок приходит сам, а потом родители приходят проверить, куда ходит их сын или дочка. То есть ребенок абсолютно сам выбирает, ходить ему туда или нет. В принципе такой кружок может быть и в учреждении внешкольного образования, и при школе. Главное — выбор ребенка и абсолютное право свободного выхода. То есть не захотел — не пришел, захотел — пришел. Ребенок может регулярно посещать, а может нерегулярно. Одни дети приходят раз в месяц, другие — каждый день. Педагог, не имея ни двоек, ни каких-то других административных средств воздействия на ребенка, вынужден строить свою позицию так, что дети сами хотят к нему прийти. В результате получается группа, существование и деятельность которой основаны только на личных интересах участников и не основаны на каких-то внешних силах,— что сводится, в огрубленном варианте, к определению неформальной группы в социальной психологии, которая изучает только поведение человека, а не его внутренний мир.
В нашей сленговой терминологии неформальной педагогикой называется значительная часть дополнительного образования, до сих пор существующая в России. Другой вопрос, согласится ли сам педагог с тем, что его работу назвали «неформальной». Тем не менее мы восприняли этот бытующий сленговый термин и им пользуемся, вот это им обозначая.
<< К оглавлению | Обсудить в ЖЖ | Обсудить на форуме | Неформальная педагогика и официоз >>