Оглавление раздела
На путях к новой школе

Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Cетевое взаимодействие

Совместный выпуск газеты "Сельская школа со всех сторон" и журнала "На путях к новой школе"
N 3, 2003 год

  •   Предисловие

     

    Часть I. Дискуссия о сетях

    Основой первой части нашего сборника стала дискуссия, публиковавшаяся в 2002 году в газете "Первое сентября" и ряд последовавших на нее отзывов. Нам представляется, что в подобных обсуждениях и очерчиваются какие-то новые общие представления о значительных и значимых для людей педагогических явлениях, складывается почва для взаимопонимания и более широкой соорганизации действующих сил. Однако, и эти новые представления никогда не сольются в однозначное определение, они так и останутся "диалогическими", углубляющимся и уточняющимся под несводимыми в одну логику оценками, опытом и убеждением собеседников. Педагогические понятия живы, пока находятся в центре внимания как узлы противоречий, пока их поворачивают к себе то одной, то другой стороной, показывая в разных образах и называя разными словами. Тем более не может быть описано одним лишь способом "сетевое образование" - даже тот или иной конкретный его пример. Ведь сам принцип равноправия участников сети предполагает, по крайней мере, и равноправие их оценок, признание множественности их взглядов, представлений и намерений...

  • Анатолий Цирульников (Москва)   Школьная сеть вместо управленческой вертикали

     

  • Александр Лобок (Екатеринбург)   Узлы культуры и педагогики

     

  • Ната Крылова (Москва)   Образование как эволюция самоуправления

     

  • Марк Кукушкин (Москва - Томск)   Об опасностях, подстерегающих учительские объединения

     

  • Владимир Загвоздкин (Москва)   Чему учить? Вопрос, который по прежнему

     

  • Дмитрий Иванов (Москва)   Школа больше чем школа

     

  • Игорь Реморенко (Красноярск)   На путях к сетевому управлению

     

  • Андрей Русаков (Москва)   Педагогика "с миру по нитке" или рубашка для народной школы

     

  • Иван Осадчий (Киевская область)   Основы теории "системы без границ"

     

  • Михаил Кожаринов (Москва)   Несостоявшаяся сеть малых школ: какова "критическая масса"

     

  • Николай Бугаев (Якутск)   Сеть начнается со школы для учителя

     

  • Владимир Ланцберг (Туапсе-Москва)   Плавание в мотивационном поле

     

    Часть вторая. Подростки и сети

    "Образовательное пространство класса, школы - это не только учителя, преимущественно работающие с классом, и оборудованные классы и школьные мастерские. Это вообще все люди и заведения в пределах досягаемости. Просто за минуту до появления в этой сторонней точке пространства кого-либо из детей, там должен оказаться педагог и обо всем договориться. В том числе и об оплате. Тогда эта точка (дяденька-тетенька, музей, автохозяйство) становится узлом сети образовательного пространства, и можно говорить о сетевом образовании. Но, как сказал бы Суворов, каждый узел должен знать свой маневр".

    Владимир Ланцберг
    Из статьи "Живописцы"

  • Игорь Жуков (С.-Петербург)   Ленинградские математические кружки

     

  • Михаил Скипский (С.-Петербург)   "Что? Где? Когда?" для любителей и профессионалов

     

  • Михаил Беркинблит, Елена Глаголева (Москва)   Школьники Москвы и Петербурга не принимаются

     

  • Игорь Реморенко (Красноярск)   Конструирование миров. Пока заочно

     

  • Михаил Кордонский (Одесса)   За сайтом сайт

     

  • Татьяна Ковалева (Москва - Томск), Наталья Рыбалкина (Москва)   Образовательное путешествие

     

  • Ольга Леонтьева (Москва)   Город как школа

     

  • Кайла Валстром (США) Пит Зваал (Нидерланды)   Спасательные круги службы "Гайденс"

     

  • Михаил Кордонский (Одесса)   Великий Кристалл. Россия, конец XX века.

     

    Часть третья. Сельские сети

     

    В представленной в первой части "дискуссии о сетях" режет глаз одна особенность: впервые со времен В.Сухомлинского (и уж точно впервые за последние тридцать лет) разговор о наиболее значимых педагогических явлениях опирается, прежде всего, на опыт сельских школ. Это может показаться удивительным: "отстающая" сельская школа делает "опережающий шаг", помогая увидеть дорогу в будущее - общую тенденцию развития образования. Как это возможно? Отсталая, находящаяся на обочине прогресса, подлежащая повсеместной "реструктуризации"? И - "открытие", "опережающий шаг", "главная тенденция"? Одно не вяжется с другим. Может быть, все знающей, все диктующей Большой системе - дозреть еще надо, дорасти до той духовной, нравственной высоты, на которой находится маленькая школа? С ее заботами не о двенадцатилетке, не о стандарте, не о военной подготовке два раза в неделю, а о ребенке, о мире, о ладе, о здравом смысле. Да, в чем-то убогая, отстающая, а в чем-то - опережающая время. В чем-то слабая, а в чем-то сильная. Нет идеальных школ, как и людей. Но у каждой есть какая-то сильная, лучшая сторона, и если соединятся друг с другом, может выйти то, чего не хватает. Дело не только в том, что на селе, в сельской школе многие явления предстают, говоря словами С.Т.Шацкого, как естественный эксперимент, в более "чистом виде". Важно и другое: по своей природе сельское образование тяготеет к самобытности, кооперации и сообществам - основам сетевого образования. Поэтому мы полагаем, что сельской школе не только предстоит преодолевать свою однобокость и изолированность, возникшие во многом благодаря системе, не только включаться в различные (информационные, инновационные, международные, сельско-городские) образовательные сети, но, смеем утверждать, без сельских школ и сообществ они не смогут сложиться.


  • Галина Разбирная (Петрозаводск)   Кружевное полотно, а не рыболовная сеть

     

  • Анна Кычкина (Якутск)   Восемь школ одной долины

     

  • Игорь Реморенко (Красноярск)   Между крайностями крайностями. Несколько вариантов

     

  • Иван Осадчий (Киевская область, Ставищенский район)   Модульная организация образования в сельском районе

     

  • Алевтина Макарчук (село Каптерево, Шушенский район, Красноярский край)   Ассоциация сельских школ - инициатор сетевого образования

     

  • Наталья Атяшкина, Владимир Колесников (село Тальменка, Алтайский край)   Тальменка: соты и сети школы оптимальных возможностей

     

  • Людмила Рыбина, Зоя Халюта (село Нововаршавка, Омская область)   Нововаршавка: сельский университет Зои Халюты

     

  • Анатолий Цирульников (Москва)   К Лобелии Дортмана за здравым смыслом

     

  • Андрей Остапенко (станица Азовская, Краснодарский край)   Модели профильного обучения в сельской школе

     

    Часть четвертая. Педагогическая культура в сети

      Эта часть сборника - про взрослых. Вроде бы про их формы образования и самообразования. Однако, речь все-таки не о "повышении квалификации", как это обычно представляют. Скорее "сети для педагогов" (настоящих или будущих) предстают сперва как ниточки: ухватившись за них можно "войти в долю" того или иного педагогического наследия. А потом - как такие формы профессиональных традиций, которые это наследие, тонкий слой педагогической культуры позволяют поддерживать и пропускать через себя.
      В целом представление о "культуросообразности" педагогики - одно из ключевых для философии таких сообществ.
      Характерно, что критики, отрицающие значимость предмета разговора о "сетевом образовании", ссылаются на преимущественно "сервисную" роль школы по отношению к государству, обществу или родителям - а защитники "сетей" апеллируют к представлениям о педагогике как о культуре. Или же о культурах: со своими законами, традициями, этикой; которые никогда не смогут превратиться просто в правила сферы обслуживания, в систему "чего изволите?"
      Впрочем, один и тот же человек в разных ситуациях может защищать как первую, так и вторую позицию. Когда мы начинаем мыслить о школе, рассуждая "что она нам должна..." - то взаимодействие между педагогами, характер их отношений начинают выглядеть чем-то третьестепенным, побочным.
      Но как только мы задумываемся о том, каковы же возможности педагогики - так характер этих взаимодействий выходит на первый план наших размышлений...


  • Евгений Шулешко (Москва)   Образы самообразования

     

  • Наталья Романова (Железногорск, Красноярский край)   ГООП: встречи без судей

     

  • Светлана Экс (Киев) и др.   Вальдорфская садовая сеть: от кроны к корням и обратно

     

  • Юлия Маслова (Таганрог)   Венец встреч

     

  • Ирина Демакова (Москва)   Корчаковская прививка от равнодушия

     

  • Марина Карпова (Иерусалим)   Сетевое образовательное сотрудничество

     

  • Оксана Лукаш и др. (Москва)   Жить в мире звуков

     

  • Александр Адамский (Москва)   Проект "Эврики"

     

  • Михаил Кордонский (Одесса)   Технология альтруизма

     

    Часть пятая. Легенды о сетях

  • Михаил Эпштейн (С.-Петербург)   Наследники "Дикого ВУЗа"

     

  • Владислав Протасов (Таганрог)   Коллективный интелект заменяет учителя

     

  • Николай Крыщук (С.-Петербург)   Фрунзенская коммуна: торжество и драма свободного братства

     

  • Михаил Кожаринов (Москва)   Эволюция идей во времени

     

  • Евгений Балакириев (Владивосток)   Сага о Системе

     


"На путях к новой школе" - "На стороне подростка" N 3 2003 г
Редактор - Михаил Эпштейн

Редактор
Михаил ЭПШТЕЙН

Благодарим первых подписчиков нашего журнала за поддержку и доверие

Подписной индекс в каталоге "Роспечать" 14525

Адрес редакции: 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а
Телефон/факс: (812) 444-38-62
E-mail: osvita@unitel.spb.ru

Организатор издания - Агентство образовательного сотрудничества.

С редакцией можно связаться через бюро Агентства в Красноярске sibbjuro@krsk.ru, Таганроге detsad_tag@mailru.com, Киеве sadok@1veresnya.com.ua, Москве detsad@online.ru, через Стаса Скибинского в Мюнхене sskibinski@hotmail.com и Сергея Михельсона в Нью-Йорке ssm21@columbia.edu.



© "На путях к новой школе" - "На стороне подростка"

Рег. свид. N 069 от 24.09.1990 выдано исполкомом Ленсовета народных депутатов, ISSN 0869-690X

Учредитель Эпштейн М.М.

Издатель: АНО "Агентство образовательного сотрудничества", 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а. Лицензия ИД N 04585



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет длилась столетняя война?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100