Оглавление раздела
No 3 2003 год

Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Дискуссия о сетях

Николай Иннокентьевич БУГАЕВ

Якутск,
сотрудник Института национальных школ Республики Саха (Якутия), руководитель центра "ОбрАз" ("Образование - взгляд из Азии), активный инициатор и координатор работы нескольких сетей сельских школ Якутии, кандидат филологических наук. Автор книги "Национальное своеобразие поэтического творчества".

Сеть начинается со школы для учителя

1.

ХХ век продемонстрировал, с одной стороны, насколько общество бессильно перед тоталитарными системами, и с другой стороны - слабость самих тоталитарных режимов перед грядущими системными изменениями, связанными с необходимостью разрешения противоречивости результатов научно-технического прогресса, ухудшения генофонда человечества, манипулирования психикой человека. Проблема нравственного императива человека и свободного времени становится критической - настолько существенным является разрыв между интеллектуальным и нравственным развитием человека.

В такой ситуации важно не просто понимать существующее противоречие между государственными и общественными интересами, а проектировать адекватную времени деятельность, направленную на создание гражданских инициатив.

Отсюда видна и проблема формирования инновационного образовательного пространства.

2.

Если допустить, что языком образования является способ организации образовательной деятельности, то язык образования выражается в образовательных действиях (поступках). Когда мы говорим о разных укладах жизни и способах восприятия мира, то речь идет о различных способах построения знания.

Определяясь в языке (способе) приобретения знания, мы определяемся и в целях, и в намерениях.

На практике, в отдельно взятой школе, параллельно могут существовать разные способы восприятия мира. Возникает вопрос подготовки универсальных аналитиков, экспертов или присутствие при оценке характера, успехов и недостатков в педагогической работе школы представителей очень разных направлений деятельности.

Поэтому чрезвычайно существенно формирование сообщества, где образование и повышение квалификации реализуется в сетевом взаимодействии на принципах кооперации и проектной деятельности.

А это, в свою очередь, предполагает разработку подходов к оценке качества образования через "социальные индикаторы", через соответствие потребностям и возможностям, складывающимся в разных социокультурных ситуациях.

3.

И тогда основанием для возникновения и становления сетей могут быть только некие культурно-образовательные инициативы, на которые могут опираться образовательные программы для педагогов (и не только), трансляция наработанного на образовательные учреждения и общественные институции. Таким образом, может формироваться школа, строящая содержание образования от вопроса ученика. Тогда возникает возможность структурирования содержания образования по способам вхождения в культуру, а не по ее компонентам (набор предметов). То есть такая сеть представляет собой сообщество не школ как организаций, а школ как неких способов (образовательных культур). Лучше многообразие способов, нежели один. Ибо в определенном смысле мир понятий неизменен. Изменяется только способ их восприятия.

А первый шаг - это определение образовательных потребностей возможных участников образовательного процесса и определение видов деятельности, изменяющих и развивающих эти потребности. Так возникает ситуация, позволяющая претворять общественные образовательные потребности в образовательные тенденции (впрочем, и не только в образовательные). А из этого неизбежно вытекает следующий шаг - решение проблемы инновационного повышения квалификации.

4.

К гражданскому обществу есть один путь - через общество не столько образованное, сколько образовательное. В таком обществе своеобразная "школа для учителя" должна быть не только в начале пути, но и на всем его протяжении.

Если вслед за М.М.Бахтиным определить культуру как самодетерминацию личности, то эту формулировку можно соотнести и с понятием образования. И тогда возникает и наполняется смыслом сочетание "образовательная культура" - как та культурная форма, в которой происходит самоопределение личности.

Только тогда обретает объективный характер и понятие сетевого - как той "диалогичной" гуманитарной среды, обогащающей возможности такого самоопределения.

И сеть тогда предпочтительней понимать как первый шаг после демифологизации досетевого мифа системы. Человек образовывается не потому, что получает что-то новое, а потому, что отказывается от чего-то старого, т.е. на время останавливает свой способ, чтобы понять новый. И тогда на сетевом (как становящемся новом) можно развивать и апробировать в работе новый миф. И тогда сеть можно воспринимать как в своем роде проектный шаг на пути к новому мифу. Т.е. сеть как мифодизайн. Сеть как рефлексия, как осмысление будущего через прошлое в настоящем.

5.

Остается только вкратце описать то, что у нас в Якутии происходит.

Основанием для возникновения, становления и развития сети служит только культурно-образовательная инициатива и проявившаяся в ней некая общественная образовательная потребность. Пожалуй, первым сетевым опытом стало взимодействие Черкехской (Таттинский улус) и Ожулунской (Чурапчинский улус) школ.

Чтобы формировать какие-то тенденции и тем самым влиять на образовательную политику в регионе, необходимо формировать общественное мнение. Так начался проект по созданию Ассоциации инновационных образовательных учреждений "Эврика-Кэриэн-Уhуйуу", которая объединила большое количество сельских школ и детских садов.

Чтобы отрабатывать какие-то ассоциативные связи и искать новые, для нас стал очевидным шаг по созданию улусных сетей. Так появилась, например, сеть "Таатта-Ситим", координируемая общественной институцией. Или Центр образовательных технологий "Менгэ-Школа" (Мегино-Кангаласский улус).

Тезис "Школа начинается со школы для учителя" определил шаг с созданием Свободного образовательного центра "ОбрАз" ("Образование - взгляд из Азии"), который в определенном смысле можно называть образовательной сетью для создания новых образовательных сетей. Это Вилюйская региональная сеть "Сельская профильная школа" и Сетевой ресурсный образовательный центр "Чурапча". Повышение квалификации и вообще подготовку кадров для села предполагается в основном вести через ресурсные центры, позволяющие не только отдавать свои, но и пользоваться чужими, не претендуя на абсолютное обладание ими.

Для нормального перехода к общественному управлению образованием необходим выход за рамки системы образования. Так возник проект "Общественно-государственное самоуправление", предполагающий кроме всего прочего и участие в выборах в местное Государственное собрание и т.п.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько дней в обычном году?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Лукьяненко Геннадий Васильевич Sat 15-Nov-2003 07:42:08  
   Эвенкия, Тура , центр непрерывного образования  

Создаем ресурсный центр на базе средней школы, где привязано высшее образование : филиал Красноярского госпедуниверситета, представительства технического университета и МЭСИ



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100