"ПАНОПТИКУМ (лат.) - собрание разнообразных необычайных предметов, причудливых живых существ:" (Энциклопедический словарь) |
"Дети испортились" - говорят педагоги. "Я не узнаю своего ребенка" - вторят им родители. Ленивый, вспыльчивый, наглый, задира, не уважает старших, сам себе на уме... - такими и многими другими характеристиками награждают взрослые своих доселе милых и отзывчивых учеников.
Да, ребята становятся странными, - говорим мы, или просто, может быть, другими, нам не всегда понятными. У них появляется своя собственная жизнь, новая жизнь нового поколения, не всегда доступная пониманию взрослых.
В нашей рубрике "Паноптикум подростковых странностей" мы будем представлять и пытаться осмысливать факты их "странной" жизни.
Выдержки из книги А.Гармаева "Этапы нравственного развития ребенка".
Решма: Свет православия, 1998 г.
Не самоутверждение, а проявление самостоятельности
Заботливый подросток - это нормально
До 12 лет происходит запечатление в себе внутреннего образа действия и внешнего поведения взрослых людей. Как поступают взрослые - так и ребенок. Ребенок всей душой и зрением своим открыт к тому, чтобы брать и брать пример со взрослых. А с 12 лет начинается период самостоятельности, когда ребенок должен на собственных поступках проверить и утвердиться в том, что он запечатлел. С легкой руки журналистов, этот период назван "периодом самоутверждения". На самом деле это неправильное название. Действительно, исследования социологов показывают, что почти 90%, а то и до 97% современных подростков в этом возрасте самоутверждаются. Но не все 100.
3-10% подростков проявляют заботу. То есть, существует какой-то процент детей, которые в подростковом возрасте особо внимательны, чутки, щедры, уважительны, почитают взрослых и могут проявить поразительные примеры самопожертвования и готовности помочь ближнему своему. Откуда это? Внимательный анализ показывает, что главное психологическое содержание этого возрастного периода не самоутверждение, а проявление самостоятельности. Это как раз то, что они запечатлели до 12 лет в своей семье. И оказывается, что эта разница в соотношении процентов и есть характеристика сегодняшнего состояния семей.
В тех семьях, где идет самоутверждение родителей друг перед другом, оно естественно запечатлевается детьми и затем, в самостоятельных поступках, проявляется как самоутверждение. В тех же семьях, где родители утверждают друг друга и где существует атмосфера любви друг к другу и удивительной заботы, там и дети с 12 лет начинают проявлять заботу.
Попробовать все, что возможно
В возрасте 10-12 лет на внешнем плане идет активизация всех способностей, на внутреннем - усвоение трудового действия. При этом, если внешний план происходит сам, то внутренний зависит от родителей и взрослых. Без их внимания и помощи правильное становление трудового действия невозможно.
Итак, возраст активизации способностей. Удивительно мудро устроена природа человека. После того, как способности к научению развернуты и радость интеллектуального учения дает душе силы, открываются другие, неумственные, способности. Всего их 15 видов - ремесленные, технические, сельскохозяйственные, организаторские, ораторские и прочие.. У каждого ребенка свой набор, свои доминанты. В этом возрасте дети живут по принципу: "Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота". Это нормальное, естественное состояние детей. Они приходят домой и говорят:
- Мама, я записалась!
- Куда?
- В кружок.
- Ты ведь уже в два кружка записалась.
- Ну и что, я и сюда хочу тоже.
- Так ты же не успеешь!
- Успею!
- Папа, я записался в три кружка, а мне предлагают сегодня в четвертый, я запишусь?
- Будешь ходить?
- Буду.
- Записывайся.
И это будет правильная позиция. Иди и записывайся, иди и пробуй, потому что в этот момент все способности должны себя пробовать. Все способности. Поэтому утром он будет делать модель, а вечером он уже схватит кубики и будет заниматься ими. Это перемена способностей, перемена дела. И нередко они будут хвататься одновременно за несколько дел. Все это нормальное явление, потому что способности пробуждаются - ребенок все хочет попробовать.
Три ступеньки трудового действия
Единственное, чему важно в этот период научить, детей - это полноте трудового действия, если труд как отклик на нужду они уже восприняли от 5 до 7 лет, тогда от 10 до 12 лет трудовое становление получит законченность в трудовом действии. Что такое трудовое действие? Это три ступеньки. Первая - начало трудового действия, вторая - само трудовое действие, третья - окончание этого действия.
| |||
Чувство благодарности дает силу, чтобы откликнуться на следующую нужду. И это нечто совсем другое, нежели вдохновляющее чувство успеха. | |||
|
Здесь я должен сделать маленькое отступление. Дело в том, что если три ступеньки трудового действия будут в этом возрасте усвоены, то дальше человек всегда будет правильно выполнять любой труд, проблем с выполнением труда у него не будет. Мы же, к сожалению, неправильно пройдя в своем детстве этот возраст, часто делаем так: начало труда мы ухватили, включились в него, до середины дошли, а дальше бросили. Либо начало никак не получается, раскачка долгая, тягостная и, наконец, с трудом великим вошли. Начинаем делать, а к концу уже разогрелись, разошлись, идем на подъеме. То есть начало не умеем делать. Или же в начале труда вошли, в середине - вдруг - как ушло все, никаких сил нет.
Часто ребенок берется за пять дел одновременно. Одно бросает, едва начав. Три доводит до середины. И только пятое дело приводит к завершению. Пройдет время, ему исполнится сорок или больше лет. Станет он замечать за собой, что всю жизнь имел привычку браться за пять дел. Одно - бросать в самом начале, три - едва дотянув до середины, и только одно из пяти доводить до конца. И не сразу поймет человек, откуда берет начало такой навык.
Никаких аплодисментов!
Мы выделяем два типа трудового действия: ложное и истинное. Тогда три ступеньки в том и другом будут выглядеть по-разному.
В ложном трудовом действии первая ступенька - задумка. Это мечты, грезы, планы. Вторая - само трудовое действие. И третья ступень - успех. В результате выполнения этих трех ступеней мы получаем хорошего трудягу, но эгоиста. Он ориентирован на успех и поэтому изначально выполняет действие с этой ориентацией. Поэтому и первый момент, задумка - это планирование успеха. Он заранее настраивается на него. Затем начинает планировать, как этот успех развить, составляет проект своей работы, дела своего, затем начинает это самое дело делать. Делает, достигает успеха, т.е. он обязательно должен получить либо похвалу ("Молодец, как хорошо ты сделал!"), либо грамоту, либо еще что-то.
Двухлетний малыш бежит к маме.
- Мама, я помогу.
- Помоги, - отвечает мама. Малыш помог и вполне удовлетворен тем. Но мама, не подозревая этого, поворачивается к нему и говорит:
- Молодец!
На мгновение малыш приходит в замешательство и растерянность. Но в следующую минуту его лицо уже расплывается в счастливой улыбке, улыбке включенного мамой тщеславия. А мама на этом не успокоится. Вечером, когда остальные взрослые соберутся домой, мама будет рассказывать, поглядывая на малыша, какой он у них "молодец". Нужно видеть при этом ребенка, как он жеманится, стесняется, водит плечами, счастливо смущается и не знает, куда девать руки! Он еще не освоился с тщеславием, не умеет переживать его как должное, не умеет прятать под маской скромности или равнодушия. Все это еще впереди.
Другое действие - истинное трудовое действие. Тоже три ступеньки, но они совершенно иные. Первая ступенька - нужда, отклик на нужду. Вторая ступенька - исполнение нужды. Третья ступенька - чувство благодарности. Все наоборот. И никаких "зала и сцены" быть не может в принципе, никаких аплодисментов, никаких грамот, ничего этого не может быть между людьми. Проявляется совершенно другой стиль отношений.
Здесь может вызвать недоумение чувство благодарности. Может показаться, что речь идет о благодарности тех, чья нужда исполнена. На самом деле три ступени трудового действия относятся к тому, кто нужду исполняет, а не к тому, чья нужда исполняется. И это действительно так. Благодарность испытывает сам ребенок. Это благодарность родителям за то, что вырастили, благодарность учителям, наставникам за то, что развили способности, которые теперь позволили возникшую нужду исполнить мастерски. Для верующего человека это благодарность Богу. Чувство благодарности дает силу, чтобы откликнуться на следующую нужду. И это нечто совсем другое, нежели вдохновляющее чувство успеха.
Мастерство - это всегда до конца
Три ступени трудового действия ребенок запечатлевает при активной помощи взрослых. Если он взялся за какое-то дело, пускай берется, только чтобы обязательно все три ступени выполнил. Прибежал ребенок из школы:
- Я записался в фотокружок.
- Хорошо, - говорит папа. - На какой срок? (неожиданный вопрос.)
- На целый год.
- На год тебя может не хватить. Давай все же определимся, на какой срок.
Отцу необходимо, чтобы был конечный результат. Но, так как он знает, что не по силам ребенку большой срок или большое дело, то он должен срок этот определить.
- На какой срок?
- На полгода.
- Многовато, давай сначала попробуем меньше, а потом продлим.
- На месяц.
- Хорошо, месяц ты у меня будешь ходить в фотокружок, а дальше решим.
И вот он неделю ходит. А на второй неделе вдруг:
- Вань, тебе же на фото надо!
- Пап, неохота!
- Ваня, скажи, кто записался в фотокружок?
- Я.
- А кто решил, что месяц будет ходить?
- Тоже я.
- Ну так что же ты?
И Ваня через силу собирается и идет добиваться своего конечного результата. Что совершается в эту минуту? А он учится пересиливать себя, он взбирается на вторую ступеньку. Пересилить себя неохота, поскольку конец еще не виден. Но Ваня пересиливает себя и идет. Два раза пересилит, а потом прибегает и говорит:
- Папа, фото кончилось!
- Ура! - говорит папа.
И они вместе радуются. Просто радуются, потому что дело завершено. И вот точно таким же образом в этом возрасте важно детям разрешить дела, за которые они берутся, но во всем определить окончание, которое было бы по силам ребенку, и это окончание переживать как радость, просто радость исполненного дела. И вот если это будет, вы увидите, что дети научатся всякое дело доводить до конца. Если при этом дела будут выбираться не только по способностям как работа, но и как отклик на реальную нужду, а исполнение их будет погружено в атмосферу заботы и радения друг о друге, тогда возраст 10-12 лет даст свои удивительные плоды. Именно этот возраст формирует наиболее чутких заботников, причем, заботников, идущих к мастерству заботы, которая исполняется мастерски. А ведь мастерское - это всегда до конца.
Новая позиция
| |||
Важно детям разрешить дела, за которые они берутся, но во всем определить окончание, которое было бы по силам ребенку, и это окончание переживать как радость, просто радость исполненного дела. | |||
|
С 12 до 14 лет продолжается возраст активизации способностей, а по глубине смыслов - это обретение истинного трудового действия. Причем, подростки в этом возрасте очень активны, энергичны, живы, они берутся за множество дел. Если до этого ребенок готов был прислушиваться, присматриваться и вбирать, а потом что-то делать, то с 12 лет он скорее готов сам что-то начинать делать, включаться по ходу дела и параллельно еще что-то добирать. Отсюда необыкновенная активность, необыкновенная самостоятельность в этом возрасте. Чтобы самостоятельно действовать, подростку необходимо быть свободным от влияния взрослых, и взрослые здесь могут быть в позиции либо принятия такого, нового состояния детей, либо непринятия.
Когда это новое состояние детей не принимается, тогда между взрослым и ребенком разворачиваются самые разные конфликты, начиная от малых и кончая жесткими, вплоть до того, что дети бегут из дому или из школы и не хотят больше общаться с преподавателями, учителями. Когда же принимается новая позиция ребенка, тогда между ребенком и взрослым наступает самая благоприятная возможность настоящей дружбы, и дети готовы вместе со своим руководителем или с родителями в одной упряжке тянуть общий воз и тянуть с любой скоростью, с той, на которую только они вместе способны.
Авторитеты уже не нужны
| |||
Хотят взрослые или не хотят, ребенок будет расти в самостоятельном движении. Даже если взрослые не хотят этого самостоятельного, самостоятельное все равно будет, но проявится в конфликте со взрослыми. | |||
|
Удивительно то, что авторитет взрослых в этом возрасте падает почти до нуля, а авторитет сверстников резко поднимается, и этим обеспечена сама самостоятельность. Если не будет падения такого авторитета взрослых, то ребенок изнутри самостоятельно действовать не может. Он будет постоянно сомневаться в себе, он будет обращаться внутренне к взрослым, как было до 12 лет. Он все время обращается к старшим: "Мама, так или не так?"; "Папа, а ты мне помоги!"; "Мария Ивановна, а вы мне подскажите". А с 12 лет такой подсказки уже не требуется, потому, что внутренне ребенок или подросток освобождается от давления взрослого авторитета.
Это психически обеспечено закономерностью становления самого подростка. Ибо иначе он не обретет самостоятельного. И в этом - удивительная мудрость, заложенная в природу человеческого становления. Хотят взрослые или не хотят, ребенок будет расти в самостоятельном движении. Даже если взрослые не хотят этого самостоятельного, самостоятельное все равно будет, но проявится в конфликте со взрослыми. Если взрослые, наоборот, хотят этого самостоятельного, тогда самостоятельное будет проявляться в мире, в дружбе со взрослыми. И в этом случае, действительно, взрослые становятся верными друзьями подростков.
Внимание, иерархия!
В этом возрасте дети с удовольствием формируются в множественные группы. И с ними легко работать педагогу со стороны, потому что дети с радостью формируются в отряды, в отрядах вступают в различные иерархические отношения. Девочки, которые с первого класса активно доминировали в классе, в этом возрасте становятся суперактивными. Мальчики, которые ранее проявляли уравновешенность в иерархическом подразделении, теперь начинают проявлять внимание к этой иерархии, они хотят занимать какие-то посты, они хотят кем-то в классе состояться. Если в классе не получается, они неизбежно идут во двор, туда, где возможно состояться, и формируются либо в группировки внутри класса, признаваемые со стороны школы, учителей, взрослых, либо в группировки вне класса, вне школы или в скрытые группировки, которые и есть на самом деле вариант самоутверждения.
Неудивительно, что это время созидания множества подростковых клубов, интересных классных коллективов, спортивных секций. Ребята готовы в интересах группы идти хоть на край света. Личного взрослого лидера здесь быть не может, а вот зато групповой лидер взрослый - это обычное явление. И более того, это внутренняя потребность подростков.
Неудивительно, что если весь класс полюбил учителя, или же в группе какой-то полюбили своего руководителя в большинстве, то зависимость друг от друга, от мнения друг друга усиливает эту любовь. Тогда взрослый групповой лидер становится ведущим у детей, равно как и те ценности, которые он исповедует. Дети идут за ним.
Энтузиазм и самоотдача
Это благоприятное время для активной социализации детей, так как они, выйдя в самостоятельное действие, готовы на такие дела, которые действительно значимы. Пустых действий, ненужных действий они делать не хотят. И если это обнаруживается, то очень быстро у них гаснет всякий интерес к данному делу вообще. Более того, вглядываясь во взрослых, дети в этом возрасте очень хотят делать все, как взрослые, действовать самостоятельно, но как взрослые. И отсюда там, где им предлагается какое-то серьезное мероприятие, они выкладываются с такой искренностью и с такой полнотой, какой другой возраст не имеет и не знает. Дело в том, что когда они будут постарше, они сориентируются в мире взрослых: кому что подложить, кому что дать. А в этом возрасте вот таких ложных, лицемерных действий они еще не знают. И с искренностью отдаваясь тому или иному делу, они не смотрят: что под этим может быть, что из этого может выйти, куда это может быть направлено? И потому в деле они присутствуют в полноте, как здесь и теперь. И если это дело для них значимо и принято ими как значимое, то оно будет выполнено с полной отдачей. Отсюда такая энергия и мощь этого возраста.
Было время, когда сельским школам было разрешено формировать самостоятельные детские бригады, с тем, чтобы они взяли поле от начала до конца, то есть от посева до уборки урожая. И по результату, по урожаю им выдавали зарплату. Было разрешено выдать им в полное владение трактора, необходимую технику. В помощь детям, в помощь - но не во главе детского коллектива - можно было ставить любого из колхозных работников. И вот часть директоров хозяйств пошли по этому пути, возникло движение сельских детских бригад. Как раз это был 6-й класс, когда дети брали участок, - результаты были поразительные, то есть урожаи, которые они собирали, превышали урожаи лучших взрослых бригад в два, в три раза. С такой вот самозабвенностью, с такой вот готовностью отдать себя делу, ребята включились в жизнь и в работу.
Они в этом возрасте готовы делать все легко, и быстро, и много. Причем, так как идет активизация всех способностей, плюс одновременно с этим идет активизация в самостоятельном поступке, то, естественно, в этом возрасте дети не могут сидеть в школе. Для них невозможно быть в школе, потому что школьное действие - это действие интеллектуальное, опирающееся на одну единственную способность - умственность, а остальные 14 в этот период практически не используются. И те один-два урока физкультуры, труда, пения или еще чего-то по другим способностям это на самом деле несерьезно для этого возраста.
Реальное дело, а не сидение за партами
Дети в возрасте 12-14 лет совершенно не могут сидеть за школьной партой по психологическим причинам. И правильно было бы, если бы педагоги, понимая это, то есть интуитивно чувствуя потребности, запросы подростка и имея право менять программы, уходили бы в те дела, которые звали самих ребят по их способностям. Лишь бы в деле, лишь бы полноте всех способностей, лишь бы при этом была результативность, которая нужна и реально измеряема взрослыми.
В Макаренковских коммунах в этом возрасте создавали удивительные "ФЭДы", которые по своему качеству были выше мировых образцов. И это опять дети. Откуда? Что это такое? А это та самозабвенность и та легкость вхождения в дело, отдача всего себя делу. Кстати, на этом же основании зиждется тот успех, который имеют учителя, ведущие внеклассную работу с таким возрастом. Если они сами самозабвенно отдаются этой работе, то дети готовы с ними дневать и ночевать. И результативность самая высокая. В возрасте от 14 и старше - там уже появляются и скептицизм, и ирония, и цинизм, и отсюда, конечно же, уменьшается эффективность дела. До 14 лет ничего этого нет, если сами взрослые ничего этого не приносят детям, дети в это время очень искренни.
В этом возрасте, кстати, формировались самые яркие дворовые отряды, дворовые группы. Причем там, где подросток не удовлетворен системой школьного становления, он уходит в самостоятельное формирование, и вот возникает множество групп, группировок, они живут своим миром во дворе. И этот двор позволяет реализовать психические состояния ребенка, необходимые состояния.
Им многое по плечу
Был такой руководитель Тульского детского клуба - Евгений Волков. Будучи корреспондентом местной газеты, он решил организовать с ребятами военизированную игру. А через год под Тулой в военном марше с барабанами, с фанфарами, горнами двигались колонны - тысяча с лишним мальчишек возраста 12-15 лет. В основном это были дети 12-14 лет.
| |||
Для них невозможно быть в школе, потому что школьное действие - это действие интеллектуальное, опирающееся на одну единственную способность - умственность, а остальные 14 в этот период практически не используются. | |||
|
Подростки контролировали практически всю Тулу, преступность резко упала, сложные отношения в подростковом мире тоже сгладились. Но в этом (а дело было лет 20 тому назад) власти узрели угрозу самим себе. И когда движение выплеснулось на улицы в организованном марше, когда увидели полторы тысячи подростков, слушающих одного человека - Волкова и по мановению его руки готовых сделать все, появились опасения.
Эти дети решили бороться со спекулянтами. Договорились с воинской частью, шефами этого клуба, и на вертолетах около двухсот мальчишек было заброшено в глубины леса. Оттуда они вывезли несколько тонн грибов, причем самых лучших - белых и подосиновиков - и на неделю завалили рынок дешевыми грибами. В следующий раз такой же десант завалил рынок дешевой ягодой.
И вот, когда это все пошло, и туляки увидели в этом силу - они испугались. И было предложено Волкову все это привести в рамки какой-то пионерской деятельности. "Пускай будет, пускай действует, но не выходите вы на такие крупные операции". И в результате кончилось это большим скандалом, который, к сожалению, привел к отказу Волкова от этой работы. А ребят просто разогнали. Этот рассказ к тому, на что готов этот возраст, что он может. Было бы только кому быть с детьми.
Азбука организатора
| |||
Если передержать ребенка в роли организатора, то начинается превращение группы в иерархию: есть глава, есть приближенные к главе, есть основная масса исполнителей и, наконец, изгои. | |||
|
На внутреннем плане здесь огромная готовность быть в организованном действии, потребность в трудовом действии. Это само по себе требует внутренней организованности человека. Но помимо этого требуется еще и коллективная организованность. И потому детские группы ищут организованности межличностных отношений. Они готовы в это время, как и взрослые, играть разные роли, становиться, кто командирами, кто подчиненными, и при этом готовы постоянно меняться этими ролями.
Кстати, в этом возрасте роль командира не задерживается на каком-то одном ребенке больше месяца. Потому что, чем дальше, тем в большей мере внутренне, психологически он не выдерживает себя в чистоте. Начинается негативное развитие в самоутверждении. Примерно месяца хватает, чтобы быть в доброте, причем быть не начальником подчиненных, а организатором процесса, дела, действия. И, так как всякое дело имеет свои этапы, и на каждом этапе требуются люди определенных способностей, организатор - это тот, который четко знает технологию процесса, технологию дела, каких куда нужно ставить людей. И потому он организует людей не относительно самого себя, как часто у нас происходит, а относительно дела, именно дела. На такую правду организаторского дела дети в этом возрасте очень способны. Но ненадолго. Если передержать ребенка в этой роли, то дальше он невольно начинает скатываться на организацию людей относительно себя, и тогда уже начинаются все явления групповщины: и насилие, и самовластие, и давление - все начинает присутствовать. В итоге начинается превращение группы в иерархию: есть глава, есть приближенные к главе, есть основная масса исполнителей и, наконец, изгои.
Девчачьи группировки
Особенно это выражено среди девочек данного возраста. Девочки вообще немного опережают мальчиков в своем становлении. И вот, на внутреннем плане, если процесс отдать стихии, то возможно возникновение множества группировок в классе, в коллективе, секции, кружке, вообще во дворе. Причем, девочки, становясь во главе этих группировок, по своему эмоциональному фону проживания нестабильны и неуравновешенны. Поэтому они легко меняют группировки: сегодня она с одной группой, завтра она уже изменила и уже с другой - с первой полностью рассорилась. Проходит несколько дней, она снова возвращается в первую, со второй ссора... Такие постоянные переходы девочек из группы в группу - обычное явление или движение стихийности, неуправляемой организации групп. И только там, где взрослые начинают правильно чувствовать ситуацию происходящего в детях, они могут внутренне постепенно облагораживать девочек-лидеров.
Поскольку в этом возрасте проявляется потребность в самостоятельном движении, в этом лидерстве - все то, что девочки запечатлели в возрасте 5-7 и потом 7-10 лет. А что они там запечатлевали? Если иметь ввиду сегодняшнюю ситуацию воспитания, то возраст 5-7 - это возраст запечатления воспитательниц в детском саду - не мужчин, а именно женщин. А возраст 7-10 лет - это возраст запечатления учительниц. И опять же, не мужчин, а женщин.
Теперь давайте вглядимся во внутренний способ действия воспитательницы-женщины по отношению к детям. Это, к сожалению, обычно дисциплинарный, административный способ отношений, когда требуется дисциплина прежде всего, как самое значимое. А тогда - это просто полное подавление детской инициативы и подчинение женщине, которая действует в основном своими женскими средствами или женскими способами - эмоциональностью. И поэтому не рационально-логическое как мужское, а именно эмоционально-психопатическое как женское начинает становиться подавляющим в отношениях между детьми и взрослыми. И это запечатлевается. При этом, естественно, на эмоциональное быстрее реагирует со стороны детей тоже эмоциональное, то есть девочки. На женщину реагирует девочка. И потому начальниками, командирами, звеньевыми и прочими становятся именно девочки. С ними удобнее, женщина чувствует их язык. А вот язык мальчишек женщина не чувствует, и потому ей непонятно, что с ними делать.
Другое дело, что в последнее время появляется очень много феминизированных мальчиков, то есть воспитуемых женщинами в одиночку, мальчиков, которые образ мужского действия не схватили и не имеют внутри себя. И потому они больше - в эмоциональном движении, нежели в мужском, рациональном движении. Такие мальчики тоже оказываются понятными женщине- классному руководителю или воспитательнице, и таких мальчиков она тоже ставит рядом с девочками. Но если внимательно посмотреть, все равно оказывается, что девочки пользуются преимуществом, только потому, что они более понятны, только потому, что легче управляемы.
Когда приходит возраст 12-14 лет, при формировании группировок власть девочек резко проявляется и обнаруживается. При этом мальчики, немножко запаздывая за девочками, первый год невольно подчиняются девичьей организации. Не сами по себе крутятся, девочки имеют какую-то власть над ними. Внешне это незаметно. И только внимательно вглядываясь или же проводя дополнительный анализ, можно обнаружить, какая из девочек какой группой мальчиков крутит, и как она это делает. И чаще всего это оказываются те самые девочки, которые имели огромный навык лидерства: будучи в детском саду, они были любимицами, будучи в начальной школе были любимицами, - и вот теперь они управляют остальными.
Командирши
| |||
Когда приходит возраст 12-14 лет, при формировании группировок власть девочек резко проявляется и обнаруживается. | |||
|
Сегодня, в связи с тем, что в начальной школе отличницами быть очень сложно, потому что программа очень трудная, немало девочек, готовых быть лидерами, по своим интеллектуальным способностям не могут попасть в любимицы своих учителей. И тогда они входят в противоположное состояние - потребность в лидерстве все равно остается - в так называемое неформальное лидерство. В любом классе начальной школы, с первого до третьего, есть вот такие неформальные лидеры-девочки, которые скрыто управляют ситуацией. И эти неформальные лидеры в возрасте 12-14 лет становятся иногда просто бичом класса. Они не могут войти в ситуацию обучения, учебного процесса, тем более, что еще возраст такой, когда интеллектуальное не поддерживается изнутри, не активны они в этом. Они не могут войти в ценное, ценностное общественно-полезное как в норму, которую задает учитель в школе. Это не их среда, не их ценность и не их норма. Тем не менее, они вынуждены быть в этой среде, и тогда начинают создавать свои ценности, свои нормы, но тихо, исподволь.
Со стороны педагога здесь возможны две позиции. Одна - это позиция человека, который чувствует, что каждый ребенок есть самостоятельно развивающееся лицо, который имеет свой внутренний опыт, свой внутренний взгляд, оригинальный, не похожий ни на один другой. Тем более это взгляд, который никогда не может быть похожим даже на учительский взгляд.
Видеть так, как видит ребенок, - значит видеть так, как никогда никто другой в жизни не видел ни до него, ни после него. И вот, в самостоятельный период эта уникальность проявляется особенно бурно, особенно сильно. И эту уникальность можно принять как самое драгоценное и тогда двигаться в параллель с этим уникальным и вместе с ним творить все то, что будет рождаться. Не "под себя" загонять, а творить вместе с детьми и причем творить так, как они поведут. А они часто ведут совершенно оригинально, совершенно удивительно. Девочки-изгои или же девочки-неформальные лидеры проявляются в этом своем неформальном, негативном, отрицательном, на первый взгляд, но на самом деле очень оригинальном и уникальном. Другое дело, что это свое и это уникальное может иметь ценности, несовпадающие с ценностями педагога. И дело не в том, чтобы уничтожить эти ценности, а в том, чтобы, поддержав уникальное, вывести это уникальное в ценности нравственные. И тогда уже идти вместе, в параллель с ними.
Тогда для девочек-неформальных лидеров появляется возможность выйти из подполья, заявить о себе открыто и некоторое время переживать сложную ситуацию, когда все обнаружилось - формальное и неформальное - и всему разрешено быть. Все переплелось, начали появляться какие-то очень сложные отношения, и задача педагога в этом случае - правильно направить сами отношения между подростками, чтобы они научились примиряться, чувствовать уникальное друг в друге, чтобы научились это ценить, а не подавлять под ценности какой-то группировки, например, совета отряда, который, допустим, всех под себя подмял. Чтобы научились в каждом обнаруживать это уникальное и это уникальное поддерживать. Это очень трудная и сложная работа педагога, работа человеческого и нравственного характера, где слышится, что происходит между детьми.