Педагогу, путешествующему по Стороне подростка, есть смысл для начала немного сориентироваться или, как говорят туристы, привязаться к местности. |
Надо сказать, что ввиду отсутствия удобной в пользовании подробной карты этой страны, особенно ценными представляются "путевые заметки" и "этнографические исследования", а также некоторые советы "бывалых" тому, кто рискнет отправиться в путь в страну подростка на стороне подростка.
Школа и два пути развития
Старшим пионером России, старшим другом скаутов России называли Иннокентия Николаевича Жукова (1875-1948). Он известен в нашей стране как оригинальный скульптор, фотооткрытки с работами которого расходились в начале века в сотнях тысяч экземпляров, и как педагог с почти 30-летним стажем.
|
|||
|
В буре и натиске грозного железного времени, среди вопросов первостепенной важности приходится нам перестраивать школу: из учреждения затхлого, бюрократического, опекаемого, нам предстоит сделать ее более свободной и демократической.
В чем состояла сущность старой школы? Ответ один: в ее рационалистических, образовательных по преимуществу заданиях. Вопросы воспитания не играли в ней существенной роли. Многопредметная, сжатая в тиски выполнения программы, она даже при добром желании не могла по недостатку времени уделять воспитанию сколько-нибудь значительного внимания.
Засилью образовательных задач школы должен быть положен решительный предел! С особенной силой и настойчивостью должны быть выдвинуты и проведены в жизнь воспитательные задачи школы.
Спросим: что делает современная школа для того, чтобы развить в школьной молодежи характер, крепкую волю, настойчивость?
Ответ один: почти ничего. Характер наших детей складывается под влиянием внешкольных, совершенно случайных условий жизни.
Что делала и делает школа для того, чтобы развить в молодежи чувство мужества, находчивости, ловкости, наблюдательности? Ничего: все это, как и развитие органов чувств, является делом внешних случайностей.
И наконец, что делает школа, чтобы вызвать в молодежи чувство долга и чести и создать привычки активного альтруизма?
У школы для этого не было времени. Если иногда она и касалась этих вопросов, то делала это попутно в связи с каким-нибудь учебным материалом, а главное, подходила к разрешению этих вопросов рационалистически, а не практически, создавала альтруистическое миросозерцание, но не создавала альтруистических волевых навыков. Старая школа создавала иногда людей - энциклопедически образованных, но, к сожалению, совершенно неприспособленных к жизни, людей без определенно выраженной воли, настойчивости характера.
Не этой ли школой была создана наша интеллигенция, лучшая в мире, в смысле идейной настроенности, но, вероятно, худшая в смысле активного творчества, упорства и проведения своих идей и идеалов в жизнь? Не граждан, а обывателей воспитывала старая школа. Не школой в лучшем случае была она, а только лишь "копилкой знаний".
:В чем же должна заключаться реорганизация школы? Какие пути ведут к этому?
Ответ на эти вопросы даст англосаксонская школа в Старом и Новом свете, выпускающая уже не одно поколение граждан с ярко выраженным характером, настойчивых и энергичных строителей жизни.
На этот же путь вступили школы и в других странах мира. На этот же путь следует встать и русской школе, отказавшись предварительно от рационалистической гипертрофии и введя в школу элементы воспитания воли и чувств.
Что же это за путь? Чем он отличается от того пути, по которому шла русская школа?
Прежде чем ответить на этот вопрос, отклонимся немного в сторону.
Никто не станет отрицать, что одною из основных особенностей детского возраста является подражание. В более яркой форме это выражено в детях дошкольного возраста: все их игры, будут ли это игры в куклы у девочек или разнообразные игры у мальчиков - все эти игры носят характер подражания взрослым.
Современное воспитание детей до-школьного возраста старается использовать игры, эти неистребимые потребности детской души, придав им планомерный педагогический характер.
Что касается детей школьного возраста, то у них эти инстинкты и потребности души находятся по большей части в потенциальном состоянии или проявляются в ограниченных размерах, так как школа, с одной стороны, игнорировала их, с другой стороны, благодаря обилию образовательного материала, у детей почти не оставалось времени для их удовлетворения: утром и днем - уроки, а вечером - подготовка к ним.
Американская и английская школа поняла, какое огромное воспитательное значение имеют игры детей, и придала этим играм организованный характер, разгрузив предварительно школу от всего того ненужного балласта, который имеется в школьных программах.
Замечательно, что на первых же порах этим организованным играм был придан грандиозный размер; в круговорот каждой воспитывающей игры были вовлечены десятки и даже сотни тысяч детей школьного возраста, а в одном случае эта игра приобрела даже международный характер.
От обычного типа игр эти воспитывающие игры отличаются тем, что они носят не случайный и кратковременный, а длительный и даже постоянный характер. В них игра приобрела серьезный характер, сливаясь с самой жизнью.
Наметилось 2 основных типа этой грандиозной воспитывающей игры.
К первому из них принадлежат игры, в основе которых лежит подражание взрослым, современникам, гражданам. К этому типу игр принадлежат школьные республики И всякого рода детские клубы.
Целью школьных республик является практическое ознакомление школьной молодежи с тем государственным строем, в котором им потом придется жить.
Школьный кабинет министров и другие выборные должности развивают в молодежи чувство ответственности за других и за то дело, которому они служат, развивают ораторские и организаторские способности, столь необходимые в свободных демократических странах.
Школьное Министерство труда, располагающее различного рода мастерскими и огородными плантациями, делает все возможное, чтобы целесообразно использовать труд юных граждан школьной республики.
Министерство юстиции внедряет в сознание юных граждан правовые нормы и отношения. Интересно, что важнейшие законопроекты, подлежащие обсуждению в Конгрессе Штатов, одновременно обсуждаются также и в школьных собраниях и, таким образом, уже на школьной скамье юные республиканцы всесторонне знакомятся с теми законами, под покровительством которых им потом придется жить и работать. Кроме того, таким путем они приучаются активно относиться к государственной жизни своей родины.
Школьное Министерство народного просвещения оказывает содействие кружкам самообразования. Министерство физического здоровья устраивает всякого рода спортивные состязания, гимнастические игры и т.д.
В более скромных размерах эти подражательные потребности юной души используются многоразличными "детскими клубами", "домами юношества" и "союзами молодежи".
Как мы уже сказали, этот тип воспитывающих организаций основан на подражании взрослым в их общественной деятельности.
Организации второго типа возникали в Англии. Они так же основаны на подражательных свойствах юной души, но не на подражании взрослым и гражданам вообще, а на подражании излюбленным героям юношеских книг или, вернее, определенному типу этих героев.
Юная душа в возрасте от 12 лет полна идеалистических, романтических порывов. Она жаждет подвига, сопряженного с опасностью для жизни, будет ли это спасение на воде или еще где-нибудь. Ее влечет неотвратимо скитальческая жизнь в условиях первобытной природы, полная поэзии лунных ночей лагерная жизнь в лесу или на берегу полноводной реки, треск вечернего костра и замирающие голоса ночи.
И вот в Англии, чтобы использовать эти неиссякаемые родники вечно юного романтизма, облагородить их и слить в один мощный поток, была создана грандиозная международная воспитывающая игра "в скауты", "в юные разведчики". Не военные разведчики, как это иногда понимается у нас людьми мало осведомленными, а в "разведчики" в смысле пионеров культуры, разведчиков доброго дела. юных рыцарей, разведывающих на всех дорогах жизни, где бы им помочь тем, кто нуждается в их помощи.
Практическая подготовка к этим возможностям, изучение ремесел, полезных людям, особого рода скаутские игры в лесу и в поле, развивающие находчивость, наблюдательность, силу воли и чувство личной ответственности, летом - лагерная жизнь.
Возникнув в Англии, где отцом этой воспитывающей игры был Баден Пауэль, автор переведенной на все культурные языки книги "Бой-скауты", это рыцарское движение молодежи охватило решительно все страны культурного мира. В одной только Англии в настоящее время насчитывается уже около миллиона скаутов, десятки и сотни тысяч их в других странах мира.
Любопытно, что скауты всего мира составляют единое Рыцарское Братство, имеющее одни и те же законы и обычаи во всех странах.
Никогда еще международная солидарность молодежи всего мира не принимала таких грандиозных размеров, как в этом своеобразном движении молодежи, в этой игре, полной захватывающего интереса.
Во всех культурных странах это движение на первых порах было принято под покровительство выдающихся государственных и общественных деятелей, вошедших в Центральные комитеты Патронажа.
В Соединенных Штатах на каждом билете скаута значатся подписи 3-х президентов: Рузвельта, Тавта, Вильсона, входящих в высший Совещательный Комитет организации.
Какая это живая и красноречивая связь между юным гражданином и его Великой демократической Родиной.
К этому же типу организаций принадлежат в Англии так называемая "Бригада мальчиков", Христианские Союзы Молодежи, но их деятельность протекает в более ограниченных рамках и носит несколько специальный характер.
Как в том, так и в другом типе воспитывающих игр - самовоспитание и самодеятельность являются основным принципом, а грандиозность игры и ее серьезность являются могучими стимулами воспитательного характера.
Заканчивая настоящую статью, снова повторим: скучная для учащихся рационалистичная школа наша должна быть заново перестроена!
В широко открытые двери ее должны войти самодеятельность и самовоспитание молодежи, а не те бедные попытки воспитания, которые делались рационалистической школой с такими ничтожными результатами.
Публикуется по изданию "Игра и детское движение. И.Н.Жуков - в помощь организаторам детского движения и педагогам". Сборник. Сост. Руденко И.В. Москва, НПЦ ЦС СПО (ФДО), 1992 г.
ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИННОКЕНТИЯ НИКОЛАЕВИЧА ЖУКОВА
5 октября 1875 г. - родился в семье управляющего Горно-Зерентуйским рудником (Забайкалье)
1895-1902 - учеба на филологическом факультете Петербургского университета.
С 1901 г. - работа в Петербургском коммерческом училище учителем географии и воспитателем. Создание бытовых скульптур. Занятия в скульптурном классе Академии художеств.
1912 г. - отъезд в Париж, учеба в студии скульптора Бурделя.
1914 г. - Работа в коммерческих училищах Петербурга, скульптурная деятельность. Секретарь общества "Русский скаут".
26-30 декабря 1915 г. участие в I съезде по скаутизму в России.
1916 г. - выход книги "Русский скаутизм". Редактирование журнала "Петроградский скаут".
1917 г. - приезд в Читу. Работа в Высшем начальном училище учителем географии. Создание скаутских отрядов в Чите, выпуск журнала "Забайкальский скаут". Цикл статей о воспитательной системе "скаутинг". Широкая переписка с организаторами детских объединений.
1922 г. - фантастический проект создания при Наркомпросе штатной должности "Робинзона Крузо". Окончательный переезд в Москву. Участие в подготовительных совещаниях Наркомпроса по созданию детской организации, работа учителем географии в школах Бауманского района столицы.
23 марта 1923 г. - утвержден членом Главквартиры юных пионеров. Присвоено звание "Старшего пионера республики".
1931 г. - уход на пенсию.
1936-1937 гг. - переписка с Роменом Ролланом.
Ноябрь 1940 г. - работа над проектом "Положения о детской коммунистической организации".
1941 г. - Эвакуация в г.Губаху (Пермская область).
Июнь 1942 г. - возвращение в Москву.
5 ноября 1948 г. - умер. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
(составлено Руденко И.В.)