Педагогическая мифология
...И было у отца три сына - Иван-царевич, Иван-дурак и Иванушка-интернейшнл.
А нельзя ли этой заурядной, но хорошей и добросовестной девочке дать подобную методику - с помощью которой она могла бы не только воспитать, но и обучить своих подопечных разным премудростям, ну, хотя бы в рамках школьной программы? <...> Человек, желающий сформировать свое сознание подобающим образом, должен быть погружен в среду, в которой происходит настоящая жизнь. С одной стороны, эта жизнь должна быть острой, богатой самыми различными ситуациями и эмоциями. С другой - достаточно дружественной и безопасной, иначе жизнь в ней сведется к выживанию. <...> Когда же коллектив будет создан, педагогу останется, с одной стороны, поддерживать его свойства на заданном уровне, а с другой - ходить по кругу и бдеть, "держать стенки" - по возможности блокировать внешние воздействия, способные нанести группе вред. |
Обозрев себя цивилизованным взглядом, честно сознаемся, что ментально мы все еще варвары, язычники. Христос? Да, но при всем его всемогуществе мы понимаем, что реально он мало что может, и потихоньку ставим свечку то Лужкову (от перебоев с отоплением), то Земфире (от невнятного томления духа), то Путину (от всего сразу). Фигур в нашем пантеоне много, но, как ни пытаемся вспомнить имя хотя бы одного из апостолов, выходит всё Якубович.
И счет у нас какой-то странный: система не то, чтобы десятичная или хотя бы двоичная, а - то по три девицы под окном, то по семь верст до небес, а кто-то боится жить на 666-м этаже.
Возможно, все дело в национальном инфантилизме; как погрузили нас в детстве в мир сказки, так мы в ней и живем. Не больно-то отличая дианетику от диалектики, резво манипулируем как одним целым такими массивами, как неомальтузианство, цигун и апоплексический материализм, полагая, что это и есть экзистенциальное мышление. Циркониевый браслет спасает нас от сглаза, посеребренная вода - от призыва в армию, а жизнь на Земле инициировали инопланетяне, спутавшись с кем-то из наших девок на пляжах Маракуйи.
Индивид-носитель массового сознания больше понимает в ядерной физике, чем ядерный физик, а в молекулярной биологии - чем молекулярный биолог. На каждую научную дисциплину в народе заготовлен свой эпос, и эта штука, как правило, "посильнее, чем "Фауст" Гете".
В области педагогической мифологии я столкнулся, по крайней мере, с тремя поверьями, и о каждом хочется кое-что сказать.
Миф первый - "харизматическая" педагогика
Примерная формулировка: "Хороший педагог - это особый человек. Супермен. Он живописен. Он впереди, на белом коне, размахивает шашкой и вращает горящими глазами. В каком-то смысле он секс-символ (только детям не говорите: эдиповы штучки - вещь нездоровая, а здоровую им еще рано). Он влюбляет в себя ребенка и ведет его за собой в мир знаний, умений и навыков, попутно адаптируя к обществу и уберегая от девиантного поведения и прилежания..."
Возможны вариации: допустим, эта модель рассчитана на массовое сознание и для "продвинутых" школ, детей и родителей не годится. Там харизме Василь Иваныча предпочитают более тонкий вариант антигероя типа лейтенанта Коломбо - смешного, неуклюжего, подслеповато-рассеянного, но суперинтеллектуального, и далее "со всеми остановками".
Объекты воздействия другие, механизм тот же: влюбившись в педагога, возводим его в ранг Учителя и ассимилируем все его "окружение" - манеру одеваться и говорить, систему жизненных ценностей и модели поведения, пристрастия в литературе и искусстве. Ну и, разумеется, науку, которую он представляет - как минимум - на уровне учебного предмета.
"Хорошая" школа не та, в которой больше компьютеров или заспиртованных лягушек, а та, в которой больше суперучителей. Соответственно, в "плохой" не встретить даже технички с человеческим лицом.
Где взять хороших учителей столько, чтобы на всех детей хватило? А нигде. Тогда фильтруем детей - кого в какую школу. Мне от этого грустно.
Боже, сколько еще в наших школах работает хороших людей - порядочных, добросовестных, неплохих "предметников", но - не хватающих звезд с неба, не обладающих фактурой, артистизмом или блестящим умом, не могущих влюбить-увлечь-зажечь, даже порой поймать верный тон разговора (я уж не говорю об импровизации на свободную тему), вследствие чего дети, не разбирая дороги, начинают их тихо ненавидеть... Боже, я к тебе обращаюсь, неужели многочисленных этих людей нечем вооружить, чтобы дети под их руководством научились тому, чему им надлежит научиться и чему их научил бы супермен?
В печали я иду летним вечером по пологому, поросшему субтропическим лесом, склону горы и натыкаюсь на ребят, сидящих на низких лавочках кольцом вокруг костерка. Тут до меня доходит, что, бродя по лагерю "Орленок", я наткнулся на "отрядное место", где происходит разговор, завершающий лагерный день. И самая крупная фигура из сидящих принадлежит девочке, то ли окончившей пединститут, то ли приехавшей сюда после второго курса и, прошедши через школу отрядных вожатых, она ведет отряд. А остальные ребята после месяца этой жизни - с отрядными делами, песнями, разговорами - расстанутся, чуть ли не в истерике, а потом всю жизнь будут переписываться и встречаться, помнить эти песни и разговоры, а главное - хранить те нравственные ценности, которые они обрели в отряде. Благодаря девочке, которая звезд с неба не хватает, но в школе вожатых ее научили этим речевкам и песням, этому умению завести разговор и создать атмосферу. Более того, ее научили, как создать и вырастить коллектив, который жил бы по определенным принципам и обладал определенными параметрами. В котором и человек, который ребенок, обзавелся бы самыми ценными для жизни качествами. Короче, дали девочке мощную воспитательную методику, с которой она обречена на успех.
А нельзя ли этой заурядной, но хорошей и добросовестной девочке дать подобную методику - с помощью которой она могла бы не только воспитать, но и обучить своих подопечных разным премудростям, ну, хотя бы в рамках школьной программы? Есть ли в природе такой способ?
В принципе, есть. Более того - отчасти он ей уже известен. Эта часть - так называемая "коммунарская" методика или "методика коллективного творческого воспитания", разработанная чуть ли не полвека назад, ленинградскими педагогами под руководством Игоря Петровича Иванова.
У этой методики забавная судьба. То сами авторы ее описывают, на мой взгляд, странным образом, не ранжируя приоритеты, а, наоборот, перемешивая главное и второстепенное. То ее используют в каких-то побочных целях, скажем, не для ежедневного и планомерного воспитания детей, а для проведения разовых мероприятий со спецэффектами и красивой отчетностью - это все равно, что повесить на стенку вполне работоспособную электродрель, сделав ее деталью модерного интерьера, в то время как ею можно было бы просверлить еще столько прекрасных дырок!.. То обгрызают со всех сторон и употребляют то, что осталось. Копируют видимую часть, верхний слой, что попроще и попонятней, не забуряясь вглубь и не особо задумываясь, что это такое и для чего нужно.
И, представьте, даже в таком виде эта штука работает! Похоже, сами создатели ее не отдавали себе отчет, какую могучую вещь они изобрели.
А мы с нашей хорошей девочкой Лидой (Жанной, Клавой) дурью маяться не будем. Мы сделаем отряд, но из школьного класса, и не на тридцать дней, а на несколько лет. И будем в этом классе не только учиться, но и заниматься всем, что нам интересно. И делать много чего нужного для других физических и юридических лиц. Не беда, если за какие-то работы нам немного заплатят. Зато мы будем чувствовать себя взрослыми людьми без скидок, а посему жить и работать с особым рвением. И если для успеха дела нам (ребятам) понадобятся знания (а мы, в смысле, автор и хорошая Лида уж как-нибудь позаботимся, чтобы для успеха дела те или иные компоненты школьной программы потребовались), то мы (ребята) запросим их сами, выцарапаем из нас с Лидой и запомним на всю оставшуюся жизнь. Ибо от этого вся наша оставшаяся жизнь и зависит. Все эти дидактические нагромождения на коммунаркой методике получили рабочее название "обучение через деятельность" и легли в основу Школы саморазвития, которая разрабатывалась и испытывалась сначала в Краснодарском крае, затем на Ставрополье, каждый раз не до конца (а кому сейчас легко!) - но каждый раз успешно.
Что есть Школа саморазвития, как ее видят авторы?
Это система (здания, сооружения, оборудование, педагогическая идея и метод, правила игры, уклад жизни, традиции, дух), с помощью которой личность (педагог) создает систему (класс-отряд, клуб, неформальное сообщество), способствующую формированию личности (ученика, воспитанника).
Какова здесь роль личности педагога и не задохнется ли в этой системе яркий харизматик?
Давайте поймем главную вещь: любая система - это, в том числе, ограждение - чтобы не забрести "не туда": перила, чтоб не упасть. В казарменной школе с немотивированным учением, полунасильственным пребыванием, рутиной и вялой вариативностью чего бы то ни было пространство для свободного полета ограничено расписанием занятий, временем и планом урока и еще кучей условностей. Все, что учитель хочет сделать дополнительно, он делает в личное время, за собственные деньги и в окружении ортодоксальных коллег до понедельника доживает редко, а ключ уносит с собой в могилу (см. кино). Зато жесткий футляр удобен (и единственно возможен) для учителя, который мало что знает и умеет, больше ничего знать не хочет, всего боится, абсолютно бесправен и заряжен плодить себе подобных.
- И стали они, детки, жить-поживать да добра наживать.
- А как наживать, Марь Иванна?
- Регламент!..
Сейчас уже не найти тех номеров (3-го и 4-го) журнала "Частная школа" за 1997 год, где была опубликована концепция Школы саморазвития. Но по этой концепции рамок у учителя не так много. Годовой учебный план, выраженный в индивидуальных планах каждого ученика. Государственный уровень учебных требований. Сутки за вычетом времени на сон, еду и пребывание дома (как Вовочки, так и Марь Иванны). Всё. Остальное - в режиме свободного полета. Это сюжет жизни, и выстраивается он без ценных указаний свыше. Одно условие: он должен быть захватывающим.
Понятно, что, чем более творческой личностью является педагог, тем больше у всех участников процесса будет захватывать дух. Но даже девочка Лида сможет завертеть такую жизнь, что мало (в смысле, скучно) никому не покажется. Такова ее подготовка для работы в этой школе. И такова сама школа, где жизнь, зародившись хотя бы в одном из классов, как некогда на пляжах Маракуйи, неизбежно перекинется на все прочие классы-материки. Секретное оружие, решающее эту задачу, - неформальное сообщество (клуб, отряд) самих педагогов.
Короче, "харизматическая" педагогика - это само по себе неплохо, но видится педтехнология, которую можно растиражировать на всех желающих, и в рамках которой харизматику будет даже лучше, чем сейчас.
Миф второй - "учительская" педагогика
Примерная формулировка: "Хороший педагог знает Заветное Слово". Это значит, что он изловит бесенка, посадит к себе на коленку, шепнет ему пару теплых Заветных Слов - и у бесенка отвалится хвостик, а сам он, белый и пушистый, взмахнет крылышками и упорхнет к другим ангелочкам с хорошей новостью, что он больше так не будет.
Я не верю в проповеди. Вернее, в эффективность проповеди, произнесенной "среди долины ровные", на чистом месте - вдруг, ни с того, ни с сего. Вообще говоря, не вижу принципиальной разницы между произведением искусства ораторского и какого-либо другого. Зато знаю некоторое количество примеров того, как креаторы прекрасного оказывались дядями и тетями, вообще говоря, не самых честных правил, и собственный талант отнюдь им в этом не препятствовал.
Думаю, сознание переворачивается не столько благодаря увиденному или услышанному как таковому, сколько пережитому лично - тому, что случилось непосредственно с тобой, либо - с чем близко столкнулся в качестве "заинтересованного лица". Чужое видишь словно за стеклом, которое какая-никакая защита.
Острый эпизод, конечно, вспарывает безмятежную поверхность мозга. Но, в силу нашей инертности, мы редко задумываемся над тем, что произошло, чаще относясь к этому, как к ушибу: до свадьбы заживет - и ладно! А если и задумываемся - всегда ли самим хватает ума адекватно сформулировать увиденное, поставить вопрос и приемлемо на него ответить? В младые годы - нечасто. Возникает надобность в этакой разновидности "домашнего доктора" - дежурном, "резидентном" наблюдателе-понимателе-спрашивателе-отвечателе.
В идеале человек, желающий сформировать свое сознание подобающим образом, должен быть погружен в среду, в которой происходит настоящая жизнь. С одной стороны, эта жизнь должна быть острой, богатой самыми различными ситуациями и эмоциями. С другой стороны, среда должна быть достаточно дружественной и безопасной, иначе жизнь в ней сведется к выживанию. В обозримом пространстве должны наличествовать еще какие-то люди, возможно, как раз те - априорно дружественные, погруженные в общие задачи. Это поможет научиться взаимодействию и вообще технике межличностных отношений. А может, и почувствовать прелесть общения.
Да, но ведь эта среда не что иное, как наш класс-отряд! Он живет полнокровной жизнью. В нем есть установки на толерантность, взаимопомощь, взаимный интерес. Действуют экологичные технологии деятельности и модели поведения. И есть тот самый "домашний доктор", резидент от рефлексии - специально подготовленный педагог. Звать его - Хорошая Девочка Лида, и рефлексии ее научили еще в школе орлятских вожатых. Тот отрядный разговор, на который я наткнулся в лесу, и был анализом прожитого дня.
А проповедь? Слово?
Да! Да! Да! Теперь, когда ситуация пропахала в мозгу извилину, в нее можно бросить зерно. Художественное Слово. Песню "Надежда - мой комплекс...". Картину "Иван Грозный забивает стрелку родному сыну". Балет... Анекдот... Более того, в дальнейшей жизни что-то будет капать уже не просто на мозги, но на конкретную извилину - и зерно прорастет.
И опять мы вместо супермена (или наряду с ним) используем педагогическую методику, заметим, ту же самую.
Миф третий - "родительская" педагогика
Примерная формулировка: "Хороший педагог каждого своего подопечного нутром чует и насквозь видит - какие в нем страсти да неровности". Снова кудесник; на сей раз - экстрасенс.
Но как решать сложные педагогические задачи, не зная, почему твой подопечный боится темноты, а на все проблемы отвечает истерикой?
Один из моих учителей в этом деле, большой психолог, учил меня проникновению в тайны внутренних миров. Если мальчик задумчиво грызет веточку, это еще не значит, что его девочка не любит. Скорее всего, у него просто кончились карманные деньги. А если весело виляет хвостом - сие вообще к дождю.
Я честно пыхтел, но самостоятельно так ни в один внутренний мир и не проник - и отступился.
Потом, в процессе работы с детьми пытаясь решать их нервно-паралитические проблемы, я понял, что это и необязательно. Известно, что морской воздух сам по себе лечит от всех болезней. Главное - не заехать с туберкулезом в Сочи.
Так и коллектив. Если он теплый, дружелюбный, терпеливый, но требовательный; если он в меру педагогизирован, ориентирован на помощь ближнему в подвижках развития, на исправления недоработок семьи, школы и Господа Бога, - в нем могут твориться чудеса.
Усадим в кружок мальчиков и девочек-вожатых - Лиду и ее коллег. И почитаем им, ну, хотя бы толстую книжку Кьелла Рудестама "Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика". Чтобы было ясно, к чему это, приведем аннотацию: "В книге излагаются методы группового психологического воздействия. Рассказывается о специально создаваемых малых группах, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи в самосовершенствовании, в преодолении трудностей на этом пути".
Оказывается, для того, чтобы Маша спокойно засыпала в темной комнате, а Витя не просыпался в мокрой постели и не верещал, когда его просят помыть посуду, создаются специальные малые группы, в которых что-то такое происходит!
Оказывается, для решения сугубо интимных проблем зачастую необходима именно группа, но не "одинокая толпа", а коллектив, взгляды которого активно обращены на каждого. Тогда каждый почувствует свою причастность к социуму, свою значимость. Перестанет быть одиноким, не будет ощущать себя отверженным.
Конечно, группа - это прежде всего общество в миниатюре. Но качество его может быть лучше или хуже, и это во многом зависит от педагога. В "хорошем" обществе его ролевые ожидания провоцируют нормальное поведение каждого члена группы. И раскрытие человека в таких условиях происходит эффективнее...
И вот мы читаем эту увлекательную книжку о психокоррекционных группах. Группы встреч... Группы тренинга... Психодрама... Практически все виды групп узнаваемы в нашем отряде - вот почему в такой неописуемый восторг пришла Лида. Оказывается, все это у нее уже имеется и работает (а она и не знала!), как та самая ступа с бабою Ягой, что идет-бредет сама собой.
А если зайти с другой стороны? Если, наоборот, при создании отряда (класса, клуба) заранее позаботиться о его психокоррекционном назначении и соответствующих параметрах?
Если при подготовке вожатого чуть-чуть доучивать его, чтобы он знал о целебных свойствах воспитательной группы и мог сознательно их использовать?
Что получается? "Хорошему" педагогу не обязательно быть еще и ясновидцем, но надо иметь некоторые представления о психотерапии и возможностях группы, которую он и так создаст, работая в рамках методики. Нужно быть немного социотехником, психологом, философом, чтобы группа получилась такой, как надо.
Когда же коллектив будет создан и начнет работать, педагогу останется, с одной стороны, поддерживать его свойства на заданном уровне, а с другой - ходить по кругу и бдеть, "держать стенки" - по возможности блокировать внешние воздействия, способные нанести группе вред.
Ну, а если он еще и экстрасенс - флаг ему в руки!