Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Агентство педагогических приключений Агентство педагогических приключений

Многие педагоги находятся в состоянии поиска новых форм сосуществования взрослых и детей, адекватных ребенку вообще и подростку в частности. Форм совместного существования, отвечающих потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе своих, в свободе, в возможности ощутить себя взрослым, сильным.

Так появляется множество мест, где взрослые помогают ребенку строить собственный мир и состояться в этом мире, стать в нем хозяином хоть на какое-то время. Для взрослого, работающего с подростками, это тоже становится незабываемым приключением.

Собирая информацию о сообществах взрослых и ребят, попробуем начать составлять подробную карту возможных "маршрутов путешествий" подростков, что увеличит возможности каждого из нас, позволит обмениваться опытом и идеями при проведении "путешествий". Так, общими усилиями, у нас. быть может, и появится настоящее АГЕНТСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ...


Сергей СКОРИКОВ

г. Ростов-на-Дону , социальный психолог, руководит Центром обучения взрослых "ПИК" (повышение, изменение квалификации). Область интересов - игротехника, неформальная педагогика,

Юлия ФЕДОТОВА

аспирантка кафедры Этносоциологии Ростовского государственного педагогического университета, воспитанница пространственного клуба "Танаис"

Культура "опыления" или "опыление культурой"

Говорят, что все позаимствованное приживается и живет лучше. Образовательное путешествие для нас вот уже 12 лет - способ общения с педагогами по всей стране. Выездной семинар-практикум, принятый в нашем Центре обучения взрослых "ПИК", дает не только возможность общения с преподавателями в их родных стенах и в контексте их профессиональных проблем, но и предлагает взаимообучение, обмен идеями, совместную деятельность. Мы называем все это принципом "опыления", когда увиденный или полученный результат в одном месте переносится в остальные.

Карта наших формальных контактов и неформальных отношений с коллективами-партнерами причудлива и вызывает теплые воспоминания: Сыктывкар, заснеженный даже в апрельско-майскую пору, Бендеры на юге с обожженными войной душами людей и оттого еще более теплые и гостеприимные. На Востоке, в далеком Братске, мы в свой адрес впервые услышали непривычное для русского уха: "Вы, западники, иные люди". И цепь красивейших русских городов в центральной и западной России, после которых иначе воспринимаешь банальную фразу о том, что слишком плохо мы знаем собственную страну и культуру. Боишься обидеть и не назвать десятки других образовательных путешествий, городов, лиц, идей. Выездные проблемные семинары - это не только уникальная возможность одновременно работать и с педагогами, и со студентами, но и каждый раз своя особая, индивидуальная атмосфера, своя "нажитость".

Именно поэтому привычное для нас образовательное странствие привело к созданию проекта в рамках Соросовского Института "Открытое общество", который посвящен толерантности в межнациональных отношениях на Северном Кавказе.

Первое образовательное путешествие на Кавказ мы совершили, не выезжая из Ростова: интереснейшие статьи кавказских ученых А.А.Цуциева, Х.Г.Тхагапсоева, А.А.Ярлыканова подарили много новых идей, мыслей и желание встретиться с авторами. Кроме того, для нас очень важным было познакомиться с педагогами и студентами северокавказских республик.

Путешествуя по Кавказу с образовательными семинарами, мы обрели не только новые знакомства, но и обросли идеями для диалога культур: А.А.Цуциев из Осетии подарил прикладную идею о воздействии стереотипов на восприятие русскими кавказцев и кавказцами - русских; Х.Г.Тхагапсоев из Кабардино-Балкарии утверждает, что для диалога культур важным аспектом является анализ архетипов на основе языка, мифов, сказок, поговорок, пословиц, которые позволяют понять корни менталитета славянских и кавказских народов. А.А.Ярлыканов натолкнул на идею знакомства культур не только через рациональные формы, но и обрядовые, воспринимающиеся на чувственном, эмоциональном уровне. В.Ш.Нахушев из Карачаево-Черкессии считает, что в современном мире нации одновременно притягиваются и отталкиваются, и их независимость - это во многом свобода выбора форм зависимости.

Совокупность этих идей может послужить разработке оптимальной модели межэтнических взаимоотношений народов Северного Кавказа. Моделирование сегодня общественных и межнациональных отношений, ценностей, материальной культуры, которые будут доминировать на Северном Кавказе в будущем, чрезвычайно важно. Этому и будет посвящена наша конференция, которую мы проведем в сентябре 2002 года. При этом за аналогию такого моделирования может быть взята культура древнего города Танаиса (сейчас - археологический музей-заповедник). Для нас Танаис - это особая точка пространства, где создается полифония культур народов, живших на нашей земле прежде и живущих ныне. Таким образом, диалог культур, с нашей точки зрения - наилучший способ предупреждения этнической нетерпимости. Преодолевая сложившуюся самоизоляцию, мы хотим добиться совместной позитивной нажитости, знакомства и сближения культур. Чужое и враждебное образуется там, где не знают и не понимают друг друга.Мы предлагаем организовать диалог культур не на бытовом уровне, а через духовные ценности: язык, обычаи, фольклор, материальную культуру. Что осталось от народов, живших здесь, что дошло до нас, как связаны были народы и как они выясняли отношения между собой, как повлияли на современную культуру?

Но самая большая радость для нас - это клуб детей, включающий в себя адыгейцев, рутульцев, осетинов, чеченцев, лезгинов, кумыков, армян, азербайджанцев, евреев, русских. Общение в этом межнациональном клубе приносит не меньше мыслей, идей, заряда оптимизма, чем наши поездки по Северному Кавказу. Для нас это и поиск языков общения - игровых, театрализованных, дискуссионных, и новое совместное открытие Танаиса, и будущее многонациональной России.





Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет длилась столетняя война?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Я Sat 14-Jan-2006 21:11:33  
     

Чушь



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100