Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Образование: символы, мифы, имена Образование: символы, мифы, имена
"Неосторожные заметки" по поводу выступления В.А.Караковского открывают новый для нашего журнала жанр полемики.

Валерий ПУЗЫРЕВСКИЙ

Валерий ПУЗЫРЕВСКИЙ

в 1987-88 году работал в лагере "Орленок", далее - преподаватель истории, зам.директора школы по экспериментальной работе, защитил диссертацию "Феномен эмпатии в контексте современной западной философии", ныне отв.секретарь Северо-Западного бюро Агентства образовательного сотрудничества

Чье инобытие лучше?

Неосторожные заметки по поводу выступления В.А.Караковского

Недавно выяснилась ужасная вещь. Оказывается, эти чертовы радикалы-демократы вступили в тайный заговор с америкашками. Чтобы экспортировать в нашу педагогику коллективного воспитания ужасные "ветряные мельницы" american education. И все это каких-нибудь 10 лет назад! Ох, неспроста все это:

И, действительно, зачем нам их "гуманитарная помощь": эти "брейнсторминги", "тренинги", "шеринги" и прочее там "креативное" и "личностно-центрированное", если у нас у самих давным-давно в коммунарстве придуманы "мозговой штурм", "КТД", "огоньки", и прочие воспитательные фокусы? Зачем нам их кольбергское нравственное воспитание и роджерианское фасилитаторство в образовании, если у нас давным-давно И.П. Ивановым "придумана" наша национальная методика? Ох, неспроста все это: Видимо, это вовсе не гуманитарная и вовсе не помощь, а самая настоящая идеологическая: - правильно! - диверсия.

В эту диверсию верят многие педагогические Дон Кихоты, готовые сражаться с импортными "ветряными мельницами" ради защиты своей Дульсинеи Коммунарской. Однако, нуждается ли она в защите?

Коммунарство вроде бы никто и не изгонял. Более того, с 60-х годов его пытались внедрить в систему школьного образования. Но система оказалась закрытой и консервативной, и поэтому полноценно внедрить хорошую методику смогли лишь единицы или, по крайней мере, десятки. Система же содержит на попечении десятки тысяч школ. Многие школы еще до сих пор в своей воспитательной работе даже не приблизились к идеям коммунарства, и про КТД и ЧТП знают намного меньше, чем про КГБ и ГКЧП. Для многих и многих коммунарский сбор - это не меньшая революция, чем тренинг личностного роста.

О какой экспансии методов гуманистической педагогики и психологии ("made in USA") может идти речь, если многие педагоги не знакомы со своими отечественными аналогичными традициями, становление которых через родные бюрократические препоны идет с начала 50-х годов?!

И, действительно, зачем нам "записываться в коллектив", если "коллектив" - это задаваемая государством и правящей партией норма жизни, вне которой ты выглядишь уродом? Конечно, "записаться в коллектив" - это абсурд, но записаться в тренинговую группу, помогающую решать коммуникативные и личностные проблемы - это все же лучше, чем хлебнуть стакан водки или побалдеть с друзьями, участвуя в КТД.

Естественно, что воспитательный потенциал коммунарства как "одной из форм создания инобытия" лучшего, чем реальная жизнь, огромен. Однако, что дает лично каждому выращивание в себе фанатика "заботы" и коллективной творческой деятельности? Часто я вижу в коммунарстве много дела, но мало мысли, много строительства мероприятий и мало личностного самосозидания, много внешнеповеденческой формы и мало внутриличностного содержания, много оценки дела и мало рефлексии чувств и мыслей, возникающих при совершении этого дела.

Никакой экспансии американской педагогики в нашу не обнаруживается. Была робкая попытка взять то лучшее (а значит, и немногое, что у них есть) - например, личностно-ориентированный подход - и посмотреть, как это может работать у нас. Поспешно решили, что работать он не может, даже не разобравшись толком в философской, психологической и социокультурной сути данного подхода. Просто оклеймили его "Made in USA", приняли его за, якобы, чужеродную нам психоаналитическую штучку, так и не уяснив его экзистенциальных основ.

Мол, мы - другие, мы не столько личности, сколько коллектив, мы - община. Это иллюзия. Мы уже давно не та природосообразная община, на которую рассчитывали славянофилы. Мы уже давно с помощью государства превратили себя в социомассу, в производственный коллектив или в микрогруппу "на троих". Наша коммуна - это уже вовсе не соборное общение с Богом и мировое ощущение родной почвы как основы бытия, а та еще самозабвенно марширующая в делах и мыслях трудовая бригада, которая если и мечтает, то построить социалистическое Царство Божие на Земле (и то вряд ли). Ощутить соборность теперь можно только в лоне Церкви, сельская община разорена колхозами, трудовые бригады сделали страну супердержавой, но оставили каждого в отдельности гражданина, что называется, "без порток".

Виртуальная реальность - духовный наркотик. Допустим. Но ведь и коммунарство может выступать в той же роли. Такой "хороший" духовный наркотик, который заглушает боль социальной несправедливости и, безусловно, сплачивает ощущающих эту боль в коллектив единомышленников, втягивает их в деятельностное пространство - время заботы друг о друге и сотворчества. Однако, коммунарство не способно проводить терапевтическое лечение причин появления такой боли, которые во многом зависят не только от внешних, социокультурных факторов, но и от существования внутриличностных и семейно-психологических проблем.

В коммунарстве забываются все личностные проблемы, и поэтому единственный способ не вспоминать о них никогда - это жить коммунарством. Коллектив спасет. С индивидуальным же творчеством сложнее: А ведь искусство повседневной жизни - это в основном такое творчество. Искусству же творческого созидания собственной жизни в сотрудничестве с самыми разными другими людьми, да и, желательно еще, в гармонии с природой нужно учиться не столько в горячке организации интересных и полезных дел, сколько в осмысленном проживании опыта самопонимания и взаимопонимания, эмпатии и рефлексии, в становящемся из группы случайных людей коллективе. Такой опыт бывает и в коммунарстве, но пока его мало.



Примечание по поводу заметок В.Пузыревского на выступление В.А.Караковского

Более моя коммунарская душа вынести не может!!!!!!

Извините, многоуважаемый, но достаточно ли у вас оснований для того, чтобы столь язвительно и презрительно заявлять свой высокомерный философский взгляд на то, что было "давным-давно придумано в коммунарстве"????

Вот у меня есть на этот счет серьезные сомнения - НЕ ВАМ СУДИТЬ!

И. К., набиравшая этот текст


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет в пятилетке?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Юрий Мороз Sat 25-May-2002 02:28:23  
     

Да. А судьи то кто?
Кто тут готов претендовать на истину?
Неужели никто????
Ю.



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100