Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Александр ТРАПЕР и другие

Орден Стерегущего Льва

ФОРПОСТ КУЛЬТУРЫ √ детская общественная организация, созданная в Санкт-Петербурге в 1986 году. Инициаторами появления к жизни этой детской организация были участники педагогического отряда "Звезда". В первое десятилетие ФОРПОСТ КУЛЬТУРЫ действовал как моноколлектив, группы - составные части - которого базировались в одном месте, и приоритетными были общие дела. ФОРПОСТ жил и действовал на базе подросткового клуба во дворах Васильевского острова, на самом берегу Финского залива.

С 1997 года ФОРПОСТ КУЛЬТУРЫ становится союзом различных групп-отрядов, работающих на разных базах в разных частях города. Группы объединяются по программам, на основе которых работают.

Практическая цель деятельности ФОРПОСТА КУЛЬТУРЫ √ совместная деятельность детей и взрослых по сохранению и освоению культуры.

Методической основой деятельности форпостовских групп является сочетание методики коллективной творческой деятельности ("коммунарской методики") и длительной воспитывающей игры ("скаутская методика").

В частности, программами ФОРПОСТА КУЛЬТУРЫ являются "Петербургские странники" и "Союз питерских львят". Активные участники этих программ входят в постоянное форпостовское объединение "Орден Стерегущего Льва".

Все эти годы Командор ФОРПОСТА КУЛЬТУРЫ √ Александр Трапер.

В этом номере журнала мы хотим более подробно познакомить читателей с ФОРПОСТОМ КУЛЬТУРЫ. С этой целью предлагаем вашему вниманию фрагменты из Положений о программах ФОРПОСТА, внимательное знакомство с которыми позволит лучше понять, как живет ФОРПОСТ. А также представляем новый проект ФОРПОСТА √ "Лаборатория педагогических приключений". Члены Форпоста предлагают к нему присоединяться.

"Петербургские странники"

Тема длительной игры.

2.1. Длительная игра. Иннокентий Жуков писал о длительных воспитывающих играх: "Неизмеримо большее педагогическое значение имеют длительные воспитывающие игры, сливающиеся с самой жизнью и превращающиеся в организованную жизнь детей, насыщенную трудовыми и воспитательными процессами..."

"Длительная игра есть разностороннее развертывание в психике детей названия игры и девиза. Чем интереснее, чем заманчивее для ребят название игры и девиз, тем легче она развертывается в разных направлениях.

Термин "длительная игра" не вполне удовлетворителен: в обычном представлении игра противопосталяется жизни, труду. В длительной же игре она отождествляется с жизнью, создавая организованную жизнь детей, праздничную, но не праздную." (1925 г.)

2.2. Кто такие странники? Когда появился первый отряд, мы объяснили это так: "Странник √ от слова "странствовать"; то есть путешествовать; это человек, бывавший в разных сторонах. Но на Руси странниками называли не всех путешественников, а только тех, кто странствует в поисках духовности, красоты, мудрости; √ и от слова "странный" √ не такой, как все.

Мы называем себя странниками, во-первых, потому что мы стремимся много путешествовать и, главная цель странствий √ открытие мира, постижение его красоты и мудрости. И еще: мы странствуем, чтобы совершать добрые дела, как в старину странствующие рыцари √ подвиги.

Во-вторых, мы многим кажемся странными, потому что свою жизнь мы строим не по принципу "как все", а так, как сами считаем нужным".

2.3. Для странника странствием является любое путешествие: поход в лес или поездка по городу, пешком или на транспорте, дальнее или близкое, с товарищами-странниками или в одиночку, с родителями или с кем-то еще...

Странствие возможно не только в пространстве, но и во времени и в воображении. Оно может быть и в пространстве, где живут герои книг.

Цели любого странствия:

1) открытие (познание): в себе, в товарищах и окружающих людях; открытие мира для себя через освоение культуры и общение с природой;

2) добрые дела.

2.4. Готовясь к странствию, странник изучает маршрут, исследует карту, старается больше узнать о месте путешествия.

В странствии стремится увидеть все интересное. Свои впечатления заносит в путевые заметки.

2.5.Особенно удавшимся является странствие, в котором странник смог совершить доброе дело.

Доброе дело √ это поступок, действие или слова, являющиеся проявлением заботы о близких, о своем коллективе, о незнакомых людях, о городе, о природе и т.д.

Доброе дело не может совершаться по принуждению, по обязанности или ради похвалы и награды.

Ребятам, даже со взрослыми товарищами, немногое по силам. В чем смысл совершения малых добрых дел, каждый странник решает сам.

2.6. Стерегущий Лев √ главный символ тотем странников. Образ Стерегущего Льва призывает беречь свой город и его культуру (см. "Послание Стерегущего Льва"). А также Стерегущий Лев напоминает, что странники являются тайными проводниками по Петербургу.

2.7. Для достижения своих целей странник учится:

  • ориентироваться на местности, в природе, в городе, на море, во времени и в пространстве, в истории и в культуре;
  • безопасно совершать различные путешествия: правильно снаряжаться, оборудовать стоянки, разводить костры, готовить пищу и т.д.;
  • оказывать первую медицинскую помощь и правильно действовать в экстремальных ситуациях;
  • быть ловким, сильным и выносливым;
  • организовывать себя и свою группу, и т. д.

В соответствии со своими интересами странник осваивает специальности.

2.8. По возрасту, странники делятся на следующие группы:

  • 8-11 лет √ питерские львята √ это младшие братья странников (см. Положение о Союзе Питерских Львят).
  • 12-15 лет √ странники.
  • 15-17 лет √ старшие странники.
  • с 18 лет √ странники-флагманы.

2.9. Профили странников:

  • петербургские (или городские);
  • морские;
  • зеленые (или лесные) и другие.

Профиль означает, что к общей теме странствия добавляется еще своя подтема, и соответственная программа дел, знаний и умений.

4. Патруль (экипаж) странников.

4.1. Странники, участвуя в движении, объединяются в группы. Малая группа называется "патруль" (у морских странников √ "экипаж"). Большая группа, из нескольких патрулей, - "отряд".

4.2. Патруль (экипаж) √ это группа друзей и товарищей, способная действовать организованно, признающая руководство своего командира и соблюдающая общие правила и законы.

4.3. Состав патруля:

  • не менее 4 человек, не более 8;
  • мальчики и девочки в разных патрулях;
  • странники одной возрастной группы;
  • для старших странников желательно отдельные патрули, в младших патрулях старшие странники могут быть в качестве командиров или их помощников;
  • для питерских львят должна быть отдельная группа.

4.4. Руководит жизнью и работой патруля командир √ самый опытный и авторитетный из странников. Командир может быть выбран странниками патруля и утвержден флагманом или органами самоуправления отряда, куда входит патруль; или командир назначается флагманом или органом самоуправления отряда. Период полномочий командира определяется в отряде.

4.5. Командир несет всю ответственность за жизнь и работу своего патруля и отчитывается перед сбором патруля, своим флагманом и отрядом.

Главными задачами командира являются:

  • обеспечение безопасности жизни и здоровья ребят во всех странствиях и делах патруля;
  • укрепление дружбы и товарищеских отношений;
  • забота о том, чтобы любой сбор, странствие, дело были полезны, служили развитию, а не были пустым времяпрепровождением.

4.6. Командир патруля:

  • планирует работу патруля;
  • готовит и ведет сбор патруля;
  • организует занятия в патруле и подготовку странников к испытаниям на ранги;
  • ведет документацию патруля;
  • проводит посвящение в члены патруля и другие церемонии;
  • контролирует выполнение поручений членами патруля и помогает им;
  • организует выполнение заданий, полученных патрулем, а также подготовку и участие в общих делах.

4.7. Командир руководит патрулем совместно со своим помощником, которого выбирает сам, с согласия своего патруля.

4.8. Командир не должен делать все сам за своих странников, а наоборот, должен стараться, чтобы жизнь патруля была коллективной заботой. Поэтому в патруле среди ответственных ребят (желательно не новичков, а имеющих звание "волонтер" и выше) распределяются следующие поручения:

  • помощник командира (совмещает с другим поручением, как правило, комендантом);
  • комендант, или боцман (заведует имуществом);
  • хранитель традиций (ведет альбом);
  • казначей;
  • санинструктор и др.

(Примерный перечень обязанностей по поручениям см. в Приложении.)

Отдельные поручения могут сменяться через короткие периоды. Для странствий и на период лагеря могут вводиться временные поручения:

  • штурман;
  • хранитель времени;
  • баталер (заведующий продовольствием) и др.

4.9. Работа патруля проходит в виде патрульных сборов, странствий или операций (добрых дел), а также как участие в отрядных и других форпостовских делах. Патруль проводит свои дела самостоятельно, но с ведома и согласия флагмана. Особенно это касается странствий и других выездных дел √ командир заранее должен получить у флагмана разрешение на выезд и своевременно сообщить о завершении странствия.

4.10. Патруль, при нормальной работе, собирается не реже одного раза в неделю на свой сбор, странствие или другое дело. На обычном патрульном сборе проводится:

  • подготовка странников к испытаниям на ранги путем упражнений, тренировок и игр;
  • подготовка к странствиям, патрульным операциям и общим делам:
  • работа по выполнению патрульных заданий;
  • коллективное оформление альбома или выпуск газеты;
  • совет патруля.

4.11. Совет патруля √ это часть сбора патруля, на котором решаются важные вопросы:

  • выборы командира, распределение поручений;
  • выбор или изменение символов патруля;
  • прием новичков в патруль;
  • утверждение планов;
  • расходование денежных средств патруля;
  • разрешение конфликтов и другие важные дела.

Совет проходит при участии всех членов патруля, в том числе и новичков, но при принятии решения голосуют только имеющие звание "волонтер" и выше.

4.12. Прием в патруль проходит на основании решении совета патруля простым большинством. Сначала новичок зачисляется в патруль со званием "искатель". Затем, после прохождения соответствующих испытаний, после нового решения совета патруля (при 2/3 "за"), утвержденного флагманом, искателю присваивается звание "волонтер". Он проходит торжественное посвящение в члены патруля (соответственно имени патруля: например, в "медведи", в "нерпы", в "сфинксы" и т.д.).

Не может быть ограничений при приеме в патруль ребят в связи с местом их учебы, жительства, рода занятий их родителей, равно как по национальной и религиозной принадлежности.

4.13. Патруль имеет имя-тотем. Оно выбирается или заслуживается, согласно традиции отряда.

У петербургских странников тотем √ это одно из "городских" животных, запечатленных в камне или в металле в убранстве нашего города.

У морских странников √ морское существо.

У зеленых странников √ представитель флоры или фауны своего края.

4.14. Другие символы патруля:

  • клич √ звукоподражание своему тотему; командир произносит клич, как вождь индейцев, собирая своих странников; патруль кличем сообщает о прибытии или готовности к общим действиям;
  • девиз √ лаконичное выражение цели патруля; девиз произносится хором во время построения;
  • эмблема √ упрощенное изображение тотема;
  • цвета патруля, √ как правило, двухцветная лента, носимая на форменном костюме; каждый цвет символизирует какое-либо качество патруля;

  • "хвост" - шнур с тремя концами и узелками на них (в память о том, что в каждом странствии кому-то надо помочь); хвост хранится у командира и всегда с ним во всех делах патруля;
  • тайный знак, который знает и умеет рисовать каждый посвященный член патруля.

4.15. В патруле накапливаются свои традиции: приветствия друг друга, начала и окончания сбора, посвящения, праздники патруля и др. Могут быть приняты свои дополнительные законы и правила.

4.16. Патрулю странников, принятому в Орден Стерегущего Льва, вручается вымпел, который является главным символом чести патруля.

4.17. Патрульный вымпел носит командир на своем посохе. В лагере вымпел может быть поднят на мачту. Патруль во всех странствиях и делах выступает со своим вымпелом; исключением может быть городское странствие (например, в музей, в театр) или тайная операция.

4.18. Жизнь патруля, его история отражаются в патрульном альбоме.

Союз питерских львят и других зверят

1. Общие положения. Символы.

1.1. Союз питерских львят и других зверят (СПЛ) √ это автономное объединение групп мальчиков и девочек от 8 до 12 лет и их старших товарищей, входящее в состав детской общественной региональной организации "ФОРПОСТ КУЛЬТУРЫ" и участвующее в движении юных странников.

1.2. Деятельность Союза является внешкольной воспитательной работой. Цель деятельности √ создание условий для самореализации личности и приобщение детей к петербургской культуре через соответствующие возрасту формы.

1.3. Основная форма деятельности групп СПЛ √ это игра. Тема главной общей игры: питерские львята √ это мальчишки и девчонки 8-12 лет √ маленькие помощники Стерегущего Льва, его "львята". Стерегущий Лев с Адмиралтейской набережной стережет наш Город и дает поручения своим "львятам".

ПОСЛАНИЕ СТЕРЕГУЩЕГО ЛЬВА.

"Питерские мальчишки и девчонки!

Кто смекалист и находчив, не заблудится в городе, везде пролезет, все разузнает, все заметит, не ленится рано вставать по выходным дням и любит ходить пешком? Вот такие ребята мне могли бы быть очень полезны.

Все дело в том, что я все время должен стоять на месте √ ведь я √ Стерегущий! √ и очень редко могу прогуливаться. А вот маленьких шустрых львят, которые могли бы выполнять мои поручения, у меня нет. А ко мне часто обращаются за помощью гости нашего Города.

Есть у меня помощники постарше √ патрули петербургских странников. А ребята, кому от 8 до 11 лет и кто хочет выполнять мои задания, будут называться "питерские львята" и тоже входить в Орден Стерегущего Льва.

Кто из вас согласен √ объединяйтесь с друзьями в ватаги по 4-6 человек и сообщите мне, что готовы к заданиям.

1.4. "Другие зверята" - это группы детей того же возраста, входящие в СПЛ, но имеющие свою игровую постоянную тему и, соответственно, другие названия (например, команда морских волчат "Маркизова Лужа", трудолюбивые пчелки группы "Веселый улей", защитники природы √ нерпята команды "Балтийская Нерпа"). В то же время "другие зверята" так же, как львята, стараются расти настоящими петербуржцами, и в основе программ этих групп лежит программа знаний и умений питерских львят.

1.5. Законы питерских львят и других зверят:

1.5.1. Закон ДОМА √ львенок бережет свой дом, помогает по хозяйству, заботится о членах своей семьи.

1.5.2. Закон ГОРОДА √ львенок любит и бережет свой Город, стремится больше о нем знать.

1.5.3. Закон ФЛОРЫ и ФАУНЫ √ (Ф-Ф) √ львенок бережет растения и в городе и за городом, не обижает животных и птиц.

1.5.4. Закон КУЛАКА √ львенок не дерется по пустякам.

1.6. Большое обещание питерских львят:

"Обещаю любить и беречь свой ДОМ и ГОРОД, растения и животных и быть хорошим товарищем".

1.7. Девиз питерских львят: "Львята, будьте лучше!", ответ: "Приложим все силы!".

1.8. Клич питерских львят, услышав который львята отвечают и бегом собираются в круг: "Еуу-уух!" (звукоподражание львиному реву). Ответ львят: "Мяу-уух!".

1.9. Салют питерских львят √ раскрытая ладонь, поднятая к плечу, как будто лапа льва, поднятая для приветствия. Львята отдают салют:

  • приветствуя друг друга и своих старших товарищей по Союзу,
  • при посвящении в команду и когда львенок дает Торжественное обещание,
  • при подъеме флага СПЛ и флага Форпоста культуры.

4. Звания и программы питерских львят.

4.1. Звания питерских львят не показывают старшинство одного перед другим, а отражают, насколько мальчик или девочка стали членами коллектива, и степень приобретения опыта, знаний и умений.

4.2. Звания-ступеньки питерских львят:

4.2.1. Посвященный в члены команды √ в каждой команде называется по-своему, в зависимости от имени команды (например, "львенок-гаванец", "львенок-адмиралтеец" и т.д.), посвящение проходит в команде по своим традициям. Посвященный имеет право носить униформу и знаки отличия команды, отдавать салют. Посвящать надо того мальчика или девочку, которые реально участвуют в жизни команды не менее одного месяца и участвовали в одном путешествии.

4.2.2. "Львенок-одноглазка" √ тот, кто действительно стал членом команды, соблюдает законы львят, участвует во всех делах и сборах команды не менее трех месяцев и прошел испытания на "одноглазку" (как бы у львенка прозрел еще один глазик), побывал в одной групповой роли и участвовал в двух больших путешествиях. "Одноглазка" проходит одно львиное посвящение и дает Большое обещание. Носит галстук-косынку, эмблему львят, знает пароль и другие "львятские" тайны. Отличительный знак √ одна звездочка над левым карманом рубашки.

4.2.3. "Львенок-двуглазка" √ это тот, кто реально входит в актив команды, прошел испытания на "двуглазку" (оба глазика прозрели), побывал не менее чем в двух игровых ролях, участвовал в 4-х больших путешествиях по городу и 2-х √ за город. Отличительный знак √ 2 звездочки.

4.2.4. "Львенок-гривастик" √ тот, кто фактически является помощником предводителя команды и готовится стать странником, прошел испытания на "гривастика" (у львенка как бы пробивается грива, как у взрослого льва).

4.3. Питерские львята в ходе игр, состязаний, путешествий и других получают знания и умения по следующим направлениям:

  • про Петербург (общие сведения, из истории и культуры),
  • про львят и нашу организацию (законы, символы и т.д.),
  • ловкость (физическое развитие),
  • общая практика (самообслуживание),
  • городская практика (путешествия в городском пространстве, безопасность),
  • лесная практика и походная подготовка.

Программа знаний и умений разбивается на 3 уровня, соответственно званиям.

В командах, имеющих свою игровую тему, в программы 2-го и 3-го уровней добавляются знания и умения соответственно своей теме; при этом направление "Про Петербург" упрощается.



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет в пятилетке?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100