Дети улицы.
Лазарет
Очень крепка наружная кора, а нежное спрятано глубоко внутри.
"Лазарет" √ это медико-социальный пункт для беспризорных детей и детей, вовлеченных в уличную жизнь. Ребенок, пришедший в "Лазарет", может: √ получить первую медицинскую помощь; √ помыться, выстирать одежду, пройти санобработку; √ пообщаться, посоветоваться, попить чай; √ получить талон на бесплатное питание в муниципальной столовой. Персонал: врач Алиса АНДРЕЕВА, фельдшер Алексей СЫРЦЕВ, медсестра Светлана ТАРАСОВА. Клиенты: в течение полутора лет услугами "Лазарета" воспользовалось около 300 человек. Каждый день приходят 15-20 детей и подростков. Возраст от 4 до 20 лет. За время работы несколько ребят вернулось домой, около 10 человек было госпитализировано. Режим работы: 5 дней в неделю, кроме выходных, с 14 до 20 часов. |
Вот что рассказал нам Алексей СЫРЦЕВ, руководитель организации:
об истории создания
В 1994 году закрылся приют "Синяя ворона", где мы, нынешние сотрудники "Лазарета", работали в медицинском кабинете. Но мы продолжали опекать наших детей и детей улицы. Вскоре поступило предложение о сотрудничестве от Маргарэт фон дер Борх, представляющей организацию "Перспектива". При финансовой поддержке "Каритас" (Вена) и информационной поддержке "Перспективы" был организован медико-социальный пункт "Лазарет".
о беспризорных детях
Мы для удобства разделяем детей на три условных группы по параметру "степень их вовлеченности в уличную жизнь" √ активно (около 5%), условно (75%) и временно (20%) вовлеченные. Конечно, мы не делим их на чистых или нечистых. Все группы имеют особенности и, зная их примерно, нам легче подобрать способ работы с ребятами, сделать прогноз, насколько эффективна будет та или иная помощь.
"Активные" √ самые независимые, у них подвижная психика √ иначе вряд ли бы они смогли адаптироваться к уличной жизни. Они вживаются в улицу, входят в уличный бизнес, вступают в сексуальные отношения. Выживают только дети с большими физическими возможностями и пластичной психикой. У них сильно развита эмоционально-волевая сфера, они держатся с нами на равных. Обычно объединены в маленькие группы около 5 человек, так они более мобильны. Мы всячески подчеркиваем, что уважаем их права, их выбор. Их нельзя обманывать. Приходя к нам, они знают, что хотят получить; получают свое и исчезают.
"Условные" √ дети из социально неблагополучных, многодетных, неполных семей. Основное время проводят на улице, но ночуют под крышей. Они на пути к "активным", но пока только экспериментируют. Объединяются в группы по 15-20 человек. Как правило, они возвращаются в семью или находят более стабильное место (например, партнеров по сексу и бизнесу). Психически они более вялые, зависят от взрослых, чаще других становятся жертвами насилия. Охотно принимают помощь.
"Временные" √ это классические случаи, когда ребенок, подросток покидает дом из-за конфликтов с родителями. Этот пик активного бунта против взрослых проходят все, но особенность психики этих детей в том, что они покидают дом надолго и возвращаются или после тяжелого конфликта на улице или после разрешения конфликта с родителями. Интеллектуально они более развиты, уверены в себе, знают что хотят. Иногда попадают в религиозные секты, а чаще всего занимаются уличным бизнесом. Принимают материальную и интеллектуальную помощь.
О том, сколько таких детей в городе, трудно сказать. На наш взгляд, приблизительно 300≈500 детей из категории "активно вовлеченных". Есть сезонные и социальные факторы, влияющие на это количество. Во время каникул, например, увеличивается число "условно вовлеченных".
о задачах "Лазарета"
Главное √ медицинский патронаж беспризорных детей. Мы определяем травмирующие факторы, влияющие на развитие ребенка, на его здоровье. Далее либо профилактическое лечение, либо госпитализация в острых случаях. Активно сотрудничаем с нашими партнерами √ врачами, юристами, социальными работниками. Наша роль √ посредничество между детьми на улице и профессионалами. Задача √ убедить ребенка в необходимости такого содействия для решения проблем, действуя деликатно, не форсируя ни события, ни наши с ним отношения. Только тогда можно говорить об эффективных и стойких результатах.
о принципах работы
Основной принцип нашей работы √ добровольное участие ребенка в процессе наших с ним отношений и добровольное его желание принять помощь. То есть, если он отказывается принимать помощь, насильно мы ничего делать не будем. Даже если ребенок по возрастным или психологическим причинам не может адекватно вести себя, то мы стараемся дать ему понять, что это его воля, его право выбрать: принимать ли помощь и принимать ли участие в наших отношениях. Он волен в любой момент прекратить эти отношения. Наш опыт позволяет предлагать помощь так, чтобы ребенок не чувствовал себя униженным, уязвимым. Что бы мы ни делали, мы используем, прежде всего, фактор доверительных отношений.
Второе. Есть, конечно, профессиональная врачебная этика √ не разглашать тайны состояния здоровья, медицинского и психологического статусов. И, конечно, мы всегда сознаем, что перед нами все же ребенок, подросток.
Третье. Защищенность детей, пришедших к нам, от уличных межличностных отношений и защита от преследования со стороны криминальных элементов. Не раскрывая методы, скажу, что здесь ни одного ребенка не забрали в милицию и не настигло преследование криминальных групп. Мы сотрудничаем с ближайшей инспекцией по делам несовершеннолетних √ консультируемся, решаем вопросы по устройству в интернат, приглашаем инспекторов приходить к нам.
Концепция "Лазарета" такова √ мы пытаемся применять наиболее прогрессивные и отработанные, на наш взгляд, методики, используя опыт как зарубежный, так и собственный. Не знаю, чем нужно руководствоваться √ мы не педагоги, мы √ медики. Надеемся, что руководствуемся здравым смыслом. Прежде всего √ это Конвенция о правах ребенка, где записано, что ребенок имеет право на личную жизнь и на невмешательство в его личную жизнь. Это основание нашего подхода.
Из разговора с сотрудницей "Лазарета", врачом-педиатром Алисой Владимировной АНДРЕЕВОЙ
.√ Алиса Владимировна, вопрос традиционный: немного о себе.
√ Я выпускница Педиатрического института. Получила распределение детским врачом на Алтай. Потом вернулась в Ленинград, родила сына. Работала в школе-интернате √ там я буквально захлебывалась медицинской и санитарной работой. После этого 17 лет я была студенческим врачом в институте...
В 1992 году Алексей позвал меня работать в приют "Синяя ворона". Когда приют распался, мы поняли, что необходимо создать медицинский пункт для детей с улицы. Я здесь работаю с открытия "Лазарета", с февраля 1995 года.
√ "Лазарет" √ негосударственная, совсем новая, необычная организация. Вы без колебаний приняли предложение Алексея?
√ Да. И три года работы в приюте, и опыт работы в школе-интернате не давали повода для сомнений в том, что я потяну эту работу. Это, в общем-то, те же дети.
√ В чем конкретно заключается Ваша работа?
√ Пришел грязный √ моем, стрижем, стираем, переодеваем. По какому-то личному вопросу к Алексею √ пройди, пожалуйста. Оказываем первую медицинскую помощь. Здесь мы не делим обязанности по рангам: медсестра, фельдшер, врач. У кого есть время, тот и делает. Есть у нас возможности положить в больницу, "социальные койки", мы связываемся, если нужно, с "Ювентой", психиатрической и венерологической больницами. Это очень важно.
√ Как Вы относитесь к детям, пришедшим сюда?
√ Очень по-разному. Конечно, это бедные ребята, они к 16≈17 годам такую криминальную биографию приобретают... Надежды, что они счастливо построят жизнь, очень мало.
Мне кажется, наиболее результативно работать с младшим возрастом. Они более податливы, идут на ласковое слово. И я больше чувствую отклик. Старшие немного артисты. Девочки бывают очень откровенны. Я их выслушиваю, ругаю немного, сочувствую.
√ Вы их любите!
√ Младших, наверное, да. Хочется под крыло их взять. А старшие... не знаю... они обладают волей и у них очень крепка наружная кора, а нежное спрятано глубоко внутри. Особенно приятно видеть маленькую рожицу √ вот она помылась и, как переводная картинка, √ была туманная, а тут появились ясные глаза. И действительно, человек рад и благодарен, я это чувствую.
√ В "Лазарете" детей не воспитывают √ им оказывают медицинскую помощь. Но ведь что-то Вы им рассказываете!
√ Стараемся внушить какие-то элементарные правила нормального образа жизни. Дать знания по физиологии √ ведь они будущие родители. Некоторые наши ребята не знают правил гигиены, санитарии. Эти знания и понятия тоже своего рода защита, повод задуматься. Конечно, это очень скромно.
√ То, что Вы делаете √ это "грязная" социальная работа.
√ Да, мы ассенизаторы. Страшно, когда встречаю ребят, которые дышат "моментом", бензином, приходят одурманенные наркотиками. Это тяжко. Мы бессильны: чтобы решить как-то эту проблему нужны серьезные субсидии. А есть ребята, вообще не учившиеся в школе! Есть ребята, которые работают: газеты продают, машины моют. Это хорошо, но они уверены, что всегда сумеют выкрутиться. Нет понятия труда, это не культивируется.
√ И все же: почему Вы работаете здесь!
√ Во-первых, в этой команде, со Светой и Лешей, мне очень хорошо работать. В моей профессии ведь много формальностей, а самое интересное для меня √ работа с живым человеком. И если где-то удалось помочь ... в этом мы видим свое назначение. Ну и материально, конечно, тоже.
Что меня радует? Человечки, которые хорошо улыбаются.