Многие педагоги находятся в состоянии поиска новых форм сосуществования взрослых и детей, адекватных ребенку вообще и подростку в частности. Форм совместного существования, отвечающих потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе своих, в свободе, в возможности ощутить себя взрослым, сильным. Так появляется множество мест, где взрослые помогают ребенку строить собственный мир и состояться в этом мире, стать в нем хозяином хоть на какое-то время. Для взрослого, работающего с подростками, это тоже становится незабываемым приключением. Собирая информацию о сообществах взрослых и ребят, попробуем начать составлять подробную карту возможных "маршрутов путешествий" подростков, что увеличит возможности каждого из нас, позволит обмениваться опытом и идеями при проведении "путешествий". Так, общими усилиями, у нас. быть может, и появится настоящее АГЕНТСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ... |
Мы уже не раз в нашем журнале предоставляли слово удивительнейшему педагогу из Ростова-на-Дону Татьяне Викторовне Бабушкиной (ТиВи, как любят называть ее воспитанники).
А сегодня мы хотим вам рассказать о том, как родилось и развивалось любимое детище ТиВи - клуб ЭТО - "Эстетика, Творчество, Общение." Слово воспитаннице клуба - Виолетте Хрящевой.
Клуб ЭТО
Встреча с большой буквы
Мир ребенка и мир подростка неповторим и уникален. Свободное творческое общение и атмосфера - это, пожалуй, самое важное для нормального развития этого мира.
В период, когда человек ищет себя, свое призвание, свою личную индивидуальность, важно, с кем сведет его судьба. Встреча может стать решающей, и повернуть жизненный вектор. Встречи могут быть совершенно разные и по форме, и по воздействию. Встреча с книгами, с сюжетами искусств, с героем. Поэтому к встрече относились раньше как к важной жизненной точке. Встречу ожидали, к ней готовились, ее берегли. А потом перелистывали в памяти, ощущая ее дух. И иногда мне кажется, весь мир состоит из натянутых нитей встреч, и благодаря этим нитям, люди действуют, живут. Подросток, который находится в постоянном поиске авторитетов, более всех нуждается в настоящей встрече.
В свое время такой жизненной точкой для меня была встреча с удивительным творческим и ярким человеком Татьяной Викторовной Бабушкиной (ТиВи, как ее называют дети).
Татьяна Викторовна настоящий друг детей и подростков, понимающая и чувствующая язык детства. Она открыла для меня тайны интересного мира сотворчества взрослых и детей - "авантюрную" педагогику. Мы познакомились в 1997 году, когда ТиВи читала у нас в Педагогическом Университете курс лекций.
Так начались наши уникальные встречи, несущие в себе настоящие открытия. На наши юные головы посыпались фамилии удивительных людей, казалось, что маленькая уютная комната в доме ТиВи при наших встречах наполняется невидимым миром легенд. Но самое необычное - это атмосфера, которая возникала.
А потом был лагерь...
Мне, выросшей в пионерском лагере (мой дедушка был бессменным директором одного из таких пионерских лагерей), было сложно, потому что я попала в новую среду, где не было ни строгих правил, ни внешних рамок, все происходило по какому-то внутреннему чувству участников. Со стороны это могло показаться хаосом, но наступал вечер, и появлялись волшебные тени, рождались маленькие шедевры театральной педагогики.
Лагерь проходил на территории музея-заповедника, древнегреческого города Танаиса. Само устройство лагеря было очень необычно. Не было отрядов, а были семьи. Дети сами выбирали себе взрослых (родителей). Как я позже узнала, идея с семьями родилась в период, когда ТиВи работала с детьми из детского дома.
Самым главным открытием в этом лагере для меня стало, что мир может быть живым или механистичным. Живой мир - как любовь или красивый цветок, развивается по своим внутренним, не предугаданным, законам. Его развитие трудно просчитать. Это всегда риск, выживет или нет. Создавать такой лагерь вместе с детьми и подростками, студентами - это очень отважно, потому что это всегда рождения.
Механистическая же система имеет свои четкие правила, просчеты работы каждого винтика, выполнения определенных задач. В лагере ТиВи никто не ставил задач, они приходили сами благодаря детям, с которыми мы жили. Живое имеет всегда нечто духовное, то, что не поддается даже описанию, но между тем это духовное и есть самое важное с детьми. Именно оно и может повлиять на здоровье и развитие ребенка, на становление подростка. Гораздо позже я поняла, что Татьяна Викторовна так же отважно ведет свой педагогический клуб, и именно благодаря тому, что он имеет некий творческий дух и возникает удивительная атмосфера.
Я вспоминаю случай из лагеря. В самый первый вечер меня с моими старшими ребятами (сыновьями) попросили расставить в столовой столы. Мои ребята совершенно отказались мне подчиняться. Как я ни "распиналась" перед ними, они ныли, говорили, что хотят пить, есть, и вообще не хотят ничего делать. Я в конце концов начала просто орать и говорить, что устрою им что-нибудь ужасное, если они сейчас же не расставят столы и не перестанут ухмыляться. Эффекта не было, то ли мой внешний вид не производил нужного угрожающего действия, то ли еще почему. Они пытались уйти под предлогом напиться воды. Но я понимала, что если их отпустить, то они уже не вернутся и мне придется самой таскать столы или звать на помощь послушных восьмилеток. Я не заметила, как в столовую вошла ТиВи. Она некоторое время наблюдала за нами, а потом сказала: "А ты принеси им воды. Нельзя требовать, не дав человеку, не совершив по направлению к нему добрый поступок. Так говорит Арсеньев". Я запомнила эти слова, и это стало моим принципом, первым постулатом. Я принесла воды, и ребята быстро поставили столы.
Любовь к мудрости
Александр Семенович Арсеньев - учитель ТиВи - философ. Многие свои идеи ТиВи подкрепляет мыслями, доводами Арсеньева.
Каждый человек помнит, что такое подростковый возраст. Какие проблемы возникают в это время. Как трудно и сложно выбирать приоритеты. Подросток - это тот, кто ни с чем не согласен, стремится к независимости, но между тем очень поддается влиянию. Он находится в поиске идеалов. Он протестует против уже выдвинутых обществом законов. Это слабость и сила одновременно, яркая, иногда агрессивная сила молодости и слабость ввиду отсутствия мудрости, опыта. Итак, подросток стремится к постоянному противоречию. Несмотря на то, что всегда воюет со всем навязанным ему, сам же стремится к общению. "Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке и понимании". (А.Арсеньев). Подросток находит общество - тусовку, где может действовать не глядя, не задумываясь, как все. Поддаваясь общей волне, забывает о себе и своих интересах. В таком обществе он реализует свое индивидуальное, личное. Так сложно и тяжело рождается личность, так появляется человек.
Сопротивляясь окружающему социуму, личность подростка укрепляется, рождает настоящего творческого человека. А. С. Арсеньев утверждает, что главная задача педагога и психолога не погубить это стремление к противостоянию общественному, а скорее укрепить его и поощрить(!). По мнению Арсеньева, современная психология и педагогика совершает ошибку, ущемляет его творческий дух, считая, что подростку жестко необходимо социализироваться. "Именно эта общая тенденция социализации подростка как формы его включения в общественную жизнь кажется мне разрушительной для его личности". Если вспомнить, то настоящие личности, духовные, сильные, сохраняющие истинную культуру, всегда боролись с окружающей их социальной средой, находились в оппозиции, тем самым отстаивая свою индивидуальность. Именно такая личность оставляет след, она является творцом. "?Личность, как высшая ценность, представление о которой сложилось в христианстве как об индивиде, обладающем бесконечной внутренней свободой и такой же бесконечной взятой на себя нравственной ответственности, не может быть частью чего бы то ни было, но лишь бесконечным универсальным Целым, эквивалентным Миру как таковому"
Разочарование в науке плюс очарование практикой равно ЭТО
Для подростка важна среда, в которую он попадет, вернее, важны те идеалы, которые ему эта среда даст. И где еще, как не в клубной атмосфере, такая среда возникает?
История развития клуба ЭТО интересна, сложна и даже запутана. Он возник в 1975 году под руководством Татьяны Викторовны Бабушкиной и назывался он тогда: Эстетика, Творчество и Общение. Клуб менял названия, менял свою деятельную направленность, но суть клуба остается прежней и теперь. Главным было то, что клуб давал возможность подросткам творчески реализоваться, пробовать себя, познавать свои возможности.
Тогда Татьяна Викторовна, окончив филологический факультет Ростовского университета, училась в аспирантуре, работала над диссертацией и вечерами безвозмездно выступала в школах перед детьми с лекциями о литературе, искусстве. Она рассказывала о великих эпохах: античности и Возрождении. После лекций самые любознательные, а иногда и самые одинокие дети подходили к ней с вопросами, а чаще всего стремились просто к общению. И Татьяна Викторовна ощущала, что лекции не могут утолить тот духовный голод, который испытывают подростки. Но детям хотелось не только говорить о великих эпохах и людях, но и самим жить в этих эпохах. А такое их желание могла удовлетворить только игра. Так родились идеи устроить День Афин, Дни Итальянского Ренессанса, Дни Диккенса. Они начали сами шить костюмы, сами рисовали декорации. Потом им стало тесно в маленькой школьной комнате и ребята нашли пустующий подвал и собственными руками попытались воссоздать в нем некие фрагменты фантастического мира, в котором были бы видны черты эпох Эсхила, Данте, Шекспира. Работая непосредственно с детьми, сталкиваясь со многими нелегкими судьбами, ТиВи поняла, что теоретическая педагогика, существовавшая тогда - мертва, далека от сути и не может помочь ребенку укрепиться и состояться. Не дает ему той духовной поддержки, в которой он нуждается. Находясь на одном из заседаний научной кафедры, Татьяна Викторовна ощутила наиболее остро неподвижность и сухость всей педагогической системы, поняла невозможность таким путем помочь детям. Она вышла с заседания и больше туда не вернулась, а пошла она во Дворец пионеров и попросила взять ее на работу социальным педагогом.
Кочевая педагогика
Постепенно деятельность клуба вышла за рамки "оседлых" карнавализированных вечеров. И клуб превратился в "кочевой". Татьяна Викторовна считает, что клубы делятся на оседлые и кочевые. Кочевые - это такие как ЭТО. Они узнали, что на Урале существует подобный клуб КОН-ТИКИ. И вот ЭТО поехало к КОН-ТИКИ. Вообще за период существования клуба, с 1975 - 1983 год, клуб ЭТО совершил много удивительных поездок и творческих дел. Каждое лето они проводили несколько лагерей. Но на все это нужны были деньги, которые подростки зарабатывали сами на стройках. Они ездили в Загорский детский дом к слепоглухонемым детям. Делали праздники, разрисовывали стены.
Ездили в село Прелестное к удивительному педагогу Шевченко. Организовывали лагеря под Танаисом. В Туапсе дружили с Ланцбергом. Каждый год они ездили в Москву, где знакомились с уникальными людьми, театрами, музеями. Это напоминает деятельность вестника, собирающего живую культуру. Получается, что с приходом в клуб замкнутый мир подростка расширялся, и такая яркая живая жизнь провоцировала ребят на творческое рождение, созидание. Они стремились отдавать, делиться всем переполняющим их, так они учились помогать другим. К Загорскому детскому дому они прокладывали теплотрассу, в своих летних лагерях они работали с утра на колхозных полях, а потом вечером ставили постановки, меняя окружающий их мир, превращая его в театр.
Однако такая необычная бурная деятельность клуба не могла не вызвать подозрения у советской государственной системы. И после критической статьи в 1983 году деятельность клуба остановилась, затихла, замерла. Но он возродился в новом стремлении, в стремлении педагогическом.
Метаморфозы
Составить историю клуба так же трудно как и биографию человека, в ней все переплетено. Например, в клубе всегда звучали педагогические нотки, но в определенный период они превращаются в музыкальную симфонию и становятся основным содержанием клуба.
С 1986 по 1990 год Татьяна Викторовна работала с детьми из детского дома. Раньше, в 1980 году, появляются "уроки фантазии" для малышей, они проводились сначала в классе, в котором училась дочь ТиВи. Попадая в первый класс, ребенок сталкивается с очень серьезной психологической проблемой, потому что теперь он сталкивается с новой и обязательной для него деятельностью - обучением, очень трудно переключиться с игры на жестко оцениваемое обучение, именно поэтому у многих первоклассников начинается перегрузка нервной системы. Уроки фантазии - это занятие-праздник и игра. Терапевтическими могут стать именно такие уроки-праздники, игровые творческие занятия, подготовленные подростками для малышей. И если раньше клуб был в основном только для подростков, то теперь появляются и дети до 12 лет. В 1990 году рождается новая форма клуба "Пространственный клуб".
Как уже упоминалось выше, клубы бывают оседлыми и кочевыми. Кочевые - это клубы, совершающие постоянные поездки и походы, с целью обучиться и обучить, передать и пополнить свой культурный багаж. Оседлые - это точки, сосредотачивающие в себе несколько ярких личностей, несущих культуру, притягивающих к себе "Пространственный клуб" - когда несколько клубов, людей связаны друг с другом и совершают образовательные путешествия.
В 1997 году "Школа одной комнаты", с 1999 - "Внимание, черепаха". Всегда ТиВи работала с самыми трудными подростками в школах города, читала им особенные игровые лекции. Потом эти старшие школьники проводили уроки фантазии для первых классов. Они как бы ощущали ответственность перед младшими. Менялись, становились серьезней. А летом проводили лагерь, куда съезжается немыслимое количество друзей и знакомых, дети клубовцев прошлых лет.
Собранные в одну "вертикаль"
Главным отличием клуба ЭТО была его открытость, он существовал как открытая система. Для закрытой государственной системы клубы всегда несли опасность "развинчивания заржавевших винтиков", потому что учили человеческому общению, они передавали духовный опыт, когда в других областях это было невозможно. Клубы шли через запрещенную литературу. Клубовцы читали "Доктора Живаго", "Мастера и Маргариту", ставили "Чайку Джонатана Ливингстона".
Клубы воспитывали культурного человека, человека с ранней рефлексией. С другой стороны, такие клубы как ЭТО в пространстве размытых человеческих отношений давали прецедент человеческой надежности. Валерий Хилтунен говорил: "Многое забудется, но то, что сделала клубная педагогика XX века, не забудется никогда".
Как определяет сама Татьяна Викторовна: "Смысл клуба для клубовцев заключался в передаче от "горизонтали" к "вертикали" и наоборот". Горизонталь - это организация пространства общения, а вертикаль - это те ценности, которые в эту горизонталь передавались. Во многих клубах методика и организация горизонтали была важней, ЭТО отличался тем, что он вначале выбирал некую точку "вертикали" и вел ее к "горизонтали".
Итак, клуб существовал как открытая система, клубовцы между собой называли себя не клубом, а семьей друзей, а сама ТиВи считает его сообществом .
Второй отличительной особенностью клуба, его вторым принципом было отсутствие жесткого планирования, все время во всем вариабельность.
И третий принцип - это построение всех дел клуба через культурную вертикаль.
Сегодня клуб сохранил все принципы, рожденные еще в 80-х годах. И если сейчас во многих педагогических системах такие принципы норма, то тогда это было подвигом, прокладывающим путь к этой норме. Может, потому, что направление было выбрано верное, многие клубовцы встречаются и общаются до сих пор, а клуб живет и как прежде ищет новые формы.