Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Паноптикум подростковых странностейПаноптикум подростковых странностей

"ПАНОПТИКУМ (лат.) - собрание разнообразных необычайных предметов, причудливых живых существ..." (Энциклопедический словарь)

"Дети испортились" - говорят педагоги. "Я не узнаю своего ребенка" - вторят им родители. Ленивый, вспыльчивый, наглый, задира, не уважает старших, сам себе на уме... - такими и многими другими характеристиками награждают взрослые своих доселе милых и отзывчивых учеников.

Да, ребята становятся странными, - говорим мы, или просто, может быть, другими, нам не всегда понятными. У них появляется своя собственная жизнь, новая жизнь нового поколения, не всегда доступная пониманию взрослых.

В нашей рубрике "Паноптикум подростковых странностей" мы будем представлять и пытаться осмысливать факты их "странной" жизни.



Александр ТРАПЕР

С.-Петербург
командор "Форпоста культуры", многолетний участник и организатор военно-исторических игр, сборов и праздников, проводимых этой организацией.

Мой мир солдатиков

Я сразу полюбил эти маленькие фигурки

В солдатики я играл всё своё детство, и периодически в юности, и в молодости тоже обращался к ним. Несколько солдатиков, пластмассовых и железных, достались мне от моего брата, и, кажется, были со мной от рождения. Я сразу полюбил эти маленькие фигурки, может быть, потому, что они были тщательно сделаны, раскрашены, на лице можно было разглядеть даже глаза и губы.

Часть солдатиков были интересны мне своей одинаковостью. Эти солдатики были из набора за 74 копейки. На большой картонной коробке был нарисован командир на горячем коне, а в коробке в специальных прорезях размещались 14 пластмассовых солдатиков, один кавалерист, пушка, стреляющая благодаря пружине, и кусочки крепостных стен. Каждый солдатик имел свою очень экспрессивную позу.

Другие фигурки были интересны своей индивидуальностью. Например, чудом сохранившийся с 30-х годов алюминиевый трубач. Он почти стал моим личным другом, а я его предал - в 4-м классе мне дали задание подготовить стендик с образцами различных металлов. Вот его-то я прикрепил проволокой как представителя алюминия. К сожалению, с тех пор он ко мне больше не вернулся. Ещё была пара всадников, тоже бог знает с каких времён. Они были сделаны из листового железа и закреплены на качающихся подставках.

Солдатиков у меня было много, но мне больше нравились тёплые пластмассовые, а собственно оловянные, отлитые мной самим, появились позже. Играл я с ними на полу. Строил для них крепости. Передвигал. Иногда стрелял по ним. Но всегда было жалко убирать красиво расставленных солдатиков, но приходилось - поскольку вся семья жила в одной комнате, и оставлять надолго это было нельзя. Но я на ночь выставлял караулы: в разных местах на мебели оставлял наиболее нравившиеся мне фигурки. Чаще всего часовых я ставил на старинные каминные часы - они там прятались в складках туники статуи медной римской женщины, опиравшейся на часовую башню. Лёжа в своей кроватке перед сном, я взглядом спрашивал часовых: "Как дела?". Они мне отвечали: "Всё спокойно". Утром первым делом я проверял караулы - не заснул ли кто? Однажды два солдатика пропали. По-видимому, их убили враги, поэтому спустя два месяца я нашёл их лежащими под диваном, но так и не выпустившими из рук свои ружья.

 

И я стал лепить

Мне хотелось, чтобы солдатики могли двигаться, менять свои позы. И ещё - чтобы были не только современными, но и старинными, а наша промышленность солдатиков ни петровского, ни наполеоновского времени тогда не выпускала.

Толчок к изготовлению солдатиков исторического вида и из пластилина я получил от первого своего похода в Эрмитаж в 4 года. Единственное, что я запомнил от того посещения великого музея, это маленькая временная выставка детской военной игрушки (как я позже узнал - в основном из коллекции семьи Бенуа). Там были сотни солдатиков самых разных эпох. Особенно запомнился макет "Штурм крепости". Мне очень хотелось иметь таких же солдатиков, и я стал лепить. С тех пор пластилин был моей основной игрушкой.

Я пытался переделать на старинный лад и покупных солдатиков: перекрашивал, отпиливал лишнее, приклеивал или долепливал им нужные части амуниции. Эти переделанные солдатики всегда жили у меня наравне с пластилиновыми. Революция в моём изготовлении солдатиков произошла, когда я узнал, что скульпторы лепят на каркасе. В результате, используя медную проволоку, я смог делать тонконогих лошадей, и мои пластилиновые солдатики стали стойкими.

Тогда, в детстве, мне казалось, что в прошедшие века воевали по правилам, всё было благородным и героическим. Сейчас, узнав много подлинного из истории, я понимаю, что это страшный и опасный миф о красивых войнах. Тем не менее я и сейчас с воспитанниками продолжаю играть в красивую военную историю.

 

О солдатиках и не только

Я думал, что у меня получаются великолепные фигурки. На один из своих дней рождения я устроил парад - выстроил всех пластилиновых солдатиков на большой доске и стал хвастаться родственникам, которые пришли в гости. Родственники восхищались, а вот мои родители потом мне весьма сдержанно объяснили, на что похожи мои фигурки. Особенно моих лошадей раскритиковал старший брат. В итоге я их решил всех переделать - не сделать заново, а именно переделать каждого в отдельности. Мне казалось, что так не будет нарушена личность солдатика.

Некоторые мои товарищи по детскому саду и начальной школе тоже лепили солдатиков. С одним из них, Митей Закляковым, я очень дружил, но дружба с ним закончилась неожиданно. Я был у него в гостях, мы с ним играли и лепили солдатиков, а потом он почему-то решил казнить солдатика, которого я слепил и подарил ему. Он его мучил всевозможно и в конце расчленил. Больше мы с ним никогда не играли.

В детском саду, во время занятий лепкой, у меня бывали проблемы. Воспитатели мне говорили, что я леплю неправильно. Но, когда мы делали разные поделки для выставки, меня освободили от общих занятий лепкой, и я вволю налепил солдатиков - на выставке они получили признание.

Больше всех моей игрой и лепкой, кажется, была довольна мама, потому что меня было не слышно часами, когда я сидел за доской с пластилином. При этом как-то маме удалось меня научить аккуратности, и в нашей комнате не было размазанного по полу пластилина. До сих пор у меня вызывает тёплое чувство воспоминание о часах, когда мама сидела шила, а я рядом лепил, и мы вместе слушали радиоспектакли, хотя одновременно я мысленно разговаривал со своими пластилиновыми друзьями.

 

Когда я учился в 4 классе, мне захотелось в игру вовлечь ещё народ. Первым стал мой сосед по квартире Серёжа Кашин, старше меня на два года, с ним мы почти каждое воскресенье отправлялись изучать военные музеи Ленинграда.

С Серёжей у нас ещё была длительная игра в морские приключения и открытия. Мы также из пластилина построили корабль, подставкой которого служили маленькие перевёрнутые счёты, поэтому корабль мог ездить по полу. Я слепил матросов, корабль назвали "Пилигрим", как у Жюля Верна. Мы вели вахтенный журнал, плавали в Антарктиду, открывали Землю Санникова, лепили её макет из пластилина и т.д.

Потом я завербовал ещё 6-8 мальчишек, в основном из своего класса и из знакомых по детскому саду. Появилось детское самодеятельное объединение.

Суть игры заключалсь в том, что у каждого было своё виртуальное государство. Для распределения земель я выбрал окрестности Великих американских озёр. Привлекли они меня своими береговыми линиями и водным пространством. Значит, можно создавать не только сухопутную армию, но и флот. Я рисовал карты. Населённые пункты и дороги мы брали реально существующие. Ну а каждый уже устраивал своё государство по своему желанию.

Моё государство называлось Республика Мичиган и имело выборного президента. Все остальные мои товарищи захотели стать монархами. Если присоединялся кто-то новый в игру, а максимальное количество участников за три года активного существования нашего общества было 15 человек, то я ему нарезал новую территорию на краю нашей Ойкумены. Внутренняя жизнь страны была её делом внутренним, у кого-то шла, как у меня, у кого-то нет. Главное - это были войны друг с другом. Если начиналась война, то каждая сторона объявляла, какие войска в каких городах находятся, затем на карте я отмечал передвижения армий. Когда на карте войска встречались, то мы устраивали сражения на полу. Большие битвы можно было делать только во время каникул, и у кого комната побольше (это было время коммуналок). У сражений были свои правила, похожие на шахматы. Противники "ходили" по очереди. За ход можно было передвинуть каждую фигурку на определённое расстояние - пехотинца поменьше, всадника - побольше; сделать выстрелы из пушек, вступить в "рукопашную", т. е. бросить кубик и определить чей солдатик сильнее. (Уже во взрослом возрасте я узнал о множестве систем серьёзно разработанных игр в солдатики. Мы придумывали всё сами, никто нас не учил.)

Пушки! Это отдельная песня. Благодаря посещениям Артиллерийского музея я раскрыл секрет пушечной стрельбы. Захотелось сделать игрушечную, но по-настоящему стреляющую пушку. Начались опасные эксперименты, на которые я и Серёжа извели целую коллекцию художественных наборов спичек. Слава богу, никто не остался без глаза или пальцев, относительно безопасные пушки были изобретены, а мы получили кое-какие познания в практической химии. Во время сражения солдатиков дым стоял коромыслом, так что было необходимо заканчивать до прихода родителей. Иногда приходилось заменять пороховые выстрелы на резинки, которыми можно стрелять с линейки. Морские сражения пластилиновых кораблей также проходили на полу.

В итоге войны заключался мирный договор - менялись границы. Я все записывал.

Но года через три игра увяла. У всех развились другие интересы. Фанатом солдатиков оставался я один. К тому же поскольку я был и главным организатором и судьёй, а правила были больше импровизационные, то я часто поворачивал всё в свою пользу, что оттолкнуло многих ребят.

Я остался один, но игру не бросил. К этому времени у меня уже были списки моих солдатиков по полкам, многих я "знал" по именам, как Наполеон своих ветеранов. Я вёл записи событий и тех, которые разыгрывались, и тех, которые придумывал для своего государства. Игру я продолжил сам с собой. Сражений на полу уже почти не устраивал, но жизнь в моей республике продолжалась. Мои офицеры росли в званиях, солдаты за подвиги получали медали и ордена - всё это я записывал, и отмечал на самих фигурках. У меня появились мирные жители, технические изобретения, дома и т. д. Старых солдатиков я реставрировал - "переодевал в новые мундиры", у меня до сих пор сохранились фигурки, сделанные 30-35 лет назад. По мере знакомства с военной историей, я лепил новые фигурки, более точно изображающие историческую униформу.

Оловянное производство я также освоил в раннем подростковом возрасте. Но всё же пластилину не изменил, хотя играть, в смысле передвигать фигурки и стрелять по ним, безопаснее с металлическими, чем с пластилиновыми солдатиками.

 

Игра, которую создаешь сам, учит творчеству

В юности, в молодости дел и увлечений хватало, но иногда я возвращался в свой мир солдатиков. Наводил там порядок, лепил ещё кого-то. Сам процесс лепки временами для меня служил вариантом релаксации. Сейчас я от этого уже не получаю удовольствия, возможно потому, что стал хуже видеть, да и времени на хобби нет.

Что мне дала игра? Во-первых, из игры в солдатиков у меня родился интерес к истории, в итоге я стал учителем истории. Во-вторых, я думаю, что игра дала сильный импульс к развитию организаторских способностей. И не только, когда я начал вовлекать в мою игру сверстников, а когда я играл сам с собой, в воображении. Это развивало способность абстрактно мыслить, просчитывать свои и чужие действия.

В первой половине 90-х годов, я, вспомнив свой давнишний опыт, создал клуб "Терра инкогнита", который был составной частью Форпоста культуры. У нас с ребятами, на основе интереса к игре в солдатиков, появились свои государства, политика, экономика, войны и проч. Но я и мой товарищ Юрий Жмодиков были уже не детьми, и решали через игру ряд педагогических задач. В наших государствах выпускались газеты, снаряжались географические экспедиции, разрабатывались полезные ископаемые, шла торговля, строились города в соответствии с архитектурными стилями и т. д.

 

Полезна ли современным мальчикам игра в солдатики? Я думаю, да. Но только если это не вариант тира, а игра, которая расширяет внутренний мир, когда одушевляются фигурки и живут в собственной Швамбрании (помните повесть Льва Кассиля?). Многие знаменитые люди коллекционировали и играли в солдатиков, и не только Суворов и Наполеон (что не вызывает удивления), но и несколько поколений семьи Бенуа, писатель Роберт Стивенсон, великий сказочник Ганс Христиан Андерсен.

И ещё одно, важное, замечание.

Тем, кто захочет играть со своими детьми в солдатиков, я советую не ограничиваться покупными фигурками, а делать их из олова, пластилина, бумаги, потому, что, как пишут в своей замечательной книжке Олег Орлов и Рюрик Петров "Кораблики и солдатики" "?они будут для тебя ценны именно тем, что ты сделаешь их самостоятельно. Потому, что всегда дорого то, что ты создал сам, своими руками, своим умом".

 

Конечно, игра в солдатиков - это милитаристская игра. Сейчас есть тенденция в педагогических кругах к запрещению военных игр. Но я глубоко убеждён, что дело не в том во что играть, а как играть. Я думаю, что игра, которую создаешь сам, учит творчеству и обогащает духовный мир.


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько углов в шестиугольнике?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Ступин Геннадий Wed 12-Sep-2012 15:39:35  
   Санкт-Петербург  

Тогда вам всем к нам в гости,клуб Оловянный Зольдатик)))
http://zoldatik.mybb.ru/



  alex Sun 05-Aug-2012 09:52:02  
     

всем привет.я тоже лепил и играл.если так можно сказать.только у меня была почти мини война.оборонительные укрепления.рвы.надолбы проволока.окопы .доты и дзоты.техника из старых игрушек.стальная броня.металокерамическая.из плиточек от панельных домов.все это под камуфляж.а что бы это дело подбить и сжечьбыли пушки и тд.бронепробиваемость до 3мм.картечь. бронебойные фугасные и тд.калибры доходили до 35 мм.плюс огнеметы из шприцов.и техника безопастности.было весело.найти бы таких же людей



  Владимир Thu 17-Nov-2011 22:31:29  
   село Дединово  

Церковь Иконы Казанской Божией Матери Луховицкий район, село Дединово ЖДЕТ ТВОЕЙ ПОМОЩИ. Мы обращаемся к простым русским людям, которым небезразличны судьбы Православия в нашем Отечестве. Если этот храм сегодня не очень нужен Вам, примите участие в его восстановлении ради Ваших детей и внуков.
Средства можно
переводить на карту Сбербанка
4276 4000 1294 6522
С благодарностью примем другие виды пожертвований в т.ч. строительными материалами и продуктами.С уважением Владимир. 8 915 312 76 39
инфо на Яндекс (Дединово Казанская церковь )bvafe@mail.ru
--------------------------------------------------------------------------------



  Дмитрий Mon 31-Oct-2011 13:05:45  
   Орехово-Зуево  

Прочитал - как в детстве побывал. Я тоже очень любил солдатиков. У меня их было немного - 168, но зато все имели свой характер, боевую историю и, конечно, имя. 14 я сделал сам где-то в 12 лет: вырезал из листовой латуни, припаял к медным подставкам и раскрасил.
Я и сейчас играю с младшим, конечно, уже не цепляет как в детстве. Но это очень развивает детскую фантазию. Играйте в солдатиков с детьми!



  Дмитрий Mon 31-Oct-2011 13:05:19  
   Орехово-Зуево  

Прочитал - как в детстве побывал. Я тоже очень любил солдатиков. У меня их было немного - 168, но зато все имели свой характер, боевую историю и, конечно, имя. 14 я сделал сам где-то в 12 лет: вырезал из листовой латуни, припаял к медным подставкам и раскрасил.
Я и сейчас играю с младшим, конечно, уже не цепляет как в детстве. Но это очень развивает детскую фантазию. Играйте в солдатиков с детьми!



  Дмитрий Mon 31-Oct-2011 13:05:03  
   Орехово-Зуево  

Прочитал - как в детстве побывал. Я тоже очень любил солдатиков. У меня их было немного - 168, но зато все имели свой характер, боевую историю и, конечно, имя. 14 я сделал сам где-то в 12 лет: вырезал из листовой латуни, припаял к медным подставкам и раскрасил.
Я и сейчас играю с младшим, конечно, уже не цепляет как в детстве. Но это очень развивает детскую фантазию. Играйте в солдатиков с детьми!



  Ивавн Wed 15-Jun-2011 13:55:11  
   Армизон  

Наш сайт svoimi.ucoz.ru жду!!!



  Ивавн Wed 15-Jun-2011 13:55:01  
   Армизон  

Наш сайт svoimi.ucoz.ru жду!!!



  leon Fri 05-Mar-2010 22:19:14  
   israel  

я тоже с детства играл пластелиновыми солдатиками. именно теми чтоб они двигали руками и ногами. играл так долго что когда пацаны начали встречаться с девчонками. я все лепил свои баталии свою армию своих солдат. может про меня и думали сумасшедший. поразительно но и я после этого стал историком. историю я просто возненавидел разбирая теории профессоров и доказывая какая школа правее в историческом вопросе. через много лет я вернулся к своим школьным друзьям. я в 90-х уехал из ссср в израиль. я встретился с друзьями и они преподнесли мне подарок. коробку оловянных солдатиков. было приятно что они помнят. я давно уже не играю в солдатиков и не леплю. я сам был долгое время солдатом. но иногда я достаю коробку когда никого нет. беру оттуда оловяных солдатиков. пальцами ощущаю шероховатости олова. и мне хорошо. я опять веду свою армию в бой.я возвращаюсь в ту детскую ассоциацию от которой я просто кайфовал. в конце концов я стал писать книги. ведь мои солдатики из пластелина не только воевали они жили жизнью людей. они были герои.



  дмитрий Sun 29-Nov-2009 17:35:35  
   новосибирск  

Я тоже
с
детства
собираю
солдатиков.
Многих
правда
растерял
за
это
время
из-за
частых
переездов.Если
у
кого
то
есть
книга
Кораблики и солдатики.
прошу
переслать
электронную
версию
по
этому
адресу
буду
очень
презнателен.democratia@mail.ru



  виталий Mon 22-Jun-2009 15:00:57  
   уфа  

Много лет назад группа уфимцев создала уникальную игру в ,,пластилиновый мир, со сложными правилами,обилием пластилиновых фигурок и прочего антуража.Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных уфимцев.



  Павел Sun 03-May-2009 12:44:22  
     

Прочитал с интересом. Есть много общего с моим увлечением. Мои армии из пластилина создавались под свежим впечатлением после выхода на экраны исторических фильмов. Первыми (после фильма 300 спартанцев) были спартанцы, воевавшие с персами; далее - после фильмов Даки и Спартак с Кирком Дугласом - римляне. Римская армия достигла максимального развития, она сохранилась до сих пор. Рука не поднимается выбросить, и уже около 40 лет лежат в коробке - 100 легионеров, 8 центурионов, несколько старших командиров и 25 всадников. Армии соперников были более многочисленными... Относительно скромное количество определилось эмпирически - больше сложно было бы развёртывать в боевые порядки в небольшой комнате, проводить баталии и приводить в порядок после битвы. Тема увлекательная, сложно всё рассказать в комменте. Автору - спасибо



  Gedeon Mon 20-Jun-2005 23:15:36  
   Вологда  

У меня пластилиновая армия в 2200-2400 солдат и офицеров. Правила ... страниц на 80 А4(рукописные).
Есть ли правила у вас? Электронного вида.



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100