Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
НадстройкаНадстройка

Сфера управленческих идей и решений - вроде бы не основная для подростковой темы, скорее выглядящая этакой дополнительной пристройкой или (если угодно) НАДСТРОЙКОЙ к ней.




Борис НЕУПОКОЕВ

Санкт-Петербург,
заместитель директора школы им. А.М.Горчакова,

Размышления замдиректора накануне праздника

В школе происходит что-то необычное: громко играет музыка, со стен свисают разноцветные шары, по коридорам со смехом проносится шаловливая "мелкота", озабоченно спешат важные старшеклассники. Сейчас начнётся праздник?

Но почему, а главное зачем? И нужно ли вообще школе это шумное действие, отнимающее массу энергии и времени?

Ответы могут оказаться самыми разными. Если учащиеся поголовно убеждены в необходимости школьных праздников, то многие учителя склонны видеть в них кто досадную потерю необходимого учебного времени, кто вынужденную дополнительную нагрузку. Убеждён, что посетив школьный праздник, можно узнать о многом. О реальных, а не декларируемых ценностных ориентирах, о взаимоотношениях между учителями и детьми, об уровне творческой активности, об организаторских способностях руководителей и ещё очень многих вещах.

Давно превратив свои праздники в застольные встречи гостей или родственников, мне порой мучительно сложно придумать что-то новое. А ведь придумывать приходится. Никто и никогда не учил меня, как делать Праздник. Потому что во времена моей учёбы праздник состоял из привычно повторяющегося набора элементов, одобренных вышестоящими инстанциями, многократно опробованных предшественниками. Главная задача состояла в идеологически верном воздействии на участников, а наилучшим путём её достижения считалось максимально чёткое воспроизведение сценария. Правда, молодость брала своё, и ощущение праздника всё равно приходило.

Сегодня приходится самим создавать праздник, потому что уверенность в его необходимости не покидала меня никогда. Как средневековый карнавал, ставший реакцией на сдержанность и тяготы Средневековья, школьный праздник позволяет нам перейти в другое измерение беззаботного веселья и эмоциональной открытости, компенсируя возможный стресс перенапряжения. Он дарит возможность проявить множество талантов, почувствовать восторг признательности. При подготовке его образуются новые коллективы, появляются новые лидеры, ребята получают опыт совместной деятельности. Здесь приобретается такой редкий сейчас, к сожалению, опыт социального творчества - делать что-то для других.

Праздник был и остаётся мощнейшим инструментом влияния. Праздничная деятельность (а активное со-участие в празднике не может не быть деятельным) формирует личность ребёнка не менее, а скорее более, чем любая школьная деятельность. За короткий отрезок времени участники праздника проживают мощный эмоциональный, творческий, а зачастую и интеллектуальный подъём. Мы можем определить праздничное время как особое время, насыщенное важными, радостными событиями, по своей концентрации значительно превосходящее аналогичный период будней, оставшееся в памяти как определенная значительная веха. Не случайно наши далёкие предки завещали нам отмечать праздниками не только важнейшие этапы человеческой жизни, но и значимые отрезки календарного времени.

Может быть, сейчас важнее ответить на вопрос, какой праздник нужен в школе.

Знакомясь с результатами анкетирования, иногда с удивлением обнаруживаешь, что некоторые "праздничные мероприятия", о которых сам с гордостью вспоминаешь, не остаются в памяти ребят, несмотря на все вложенные силы. Почему?

За прошедший учебный год мы провели немало праздников, каждый из которых запомнился по-своему, но ребята в конце года приводили в пример один. Тот, который они сами придумали, сами организовали и сами провели. Разумеется, взрослые не раз направляли и подсказывали, помогали и советовали, но у ребят осталось ощущение самостоятельности при реализации проекта. Как часто кажется, что я знаю и умею гораздо больше их, как трудно порой удержаться от командного: "Будем делать так, как я сказал." Но я убеждён, только при совместном творчестве появится ощущение общего дела и гордость за реализованное.

В конце каждого учебного года вместе с ребятами и учителями мы составляем новый праздничный календарь - Годовой круг праздников и традиций, вокруг которого будет формироваться вся жизнь нашей школы. В нём остаётся всё лучшее, появляется что-то новое, что заставляет нас жить в ожидании Праздника!


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько углов в шестиугольнике?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100