Многие педагоги находятся в состоянии поиска новых форм сосуществования взрослых и детей, адекватных ребенку вообще и подростку в частности. Форм совместного существования, отвечающих потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе своих, в свободе, в возможности ощутить себя взрослым, сильным. Так появляется множество мест, где взрослые помогают ребенку строить собственный мир и состояться в этом мире, стать в нем хозяином хоть на какое-то время. Для взрослого, работающего с подростками, это тоже становится незабываемым приключением. Собирая информацию о сообществах взрослых и ребят, попробуем начать составлять подробную карту возможных "маршрутов путешествий" подростков, что увеличит возможности каждого из нас, позволит обмениваться опытом и идеями при проведении "путешествий". Так, общими усилиями, у нас. быть может, и появится настоящее АГЕНТСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ... |
Обращение к неравнодушным людям
Противоречивость и неоднозначность ситуации в детском движении связаны с необходимостью согласования управленческих и организационных усилий взрослых для решений, которые в значительной степени повлияют на понимание проблем организации общественной деятельности юных граждан. Отсюда возникают наиболее существенные моменты, требующие своего осмысления:
- первый - социальный статус современного детского общественного объединения, организации;
- второй - уровень межведомственного взаимодействия при оказании помощи и поддержки различным общественным объединениям, созданным для детей и в интересах детей, а также, какова их мера ответственности и компетентности;
- третий - учет тенденций и влияний социально-политических сил общества в вопросах воспитания, формирования гражданского самосознания подрастающего поколения.
Облик современного детского общественного объединения четко очерчен нормами и положениями законов Российской Федерации, документами международного значения.
К сожалению, прежде всего со стороны взрослых, нет содержательного единства в подходах к основополагающим аспектам объединения детей разных социальных и национальных групп с целью общественного преобразования к лучшему.
Существующее многообразие детских общественных объединений - свершившийся и уже ставший историей факт. Именно признание права выбора объединения ребенком или подростком, зафиксированное в Конвенции о правах ребенка, делает невозможным монополию какой-либо организации на все детское население нашей страны или отдельной ее части. Зачастую, выступая инициаторами модели общественного объединения детей, без участия в разработке этой модели их самих, взрослые существенно ограничивают ребячью инициативу, вызывая с их стороны пассивность, равнодушие, социальную дискомфортность, некритичность.
Избрав для себя в 1991 г. модель Союза-Федерации, предложив вариативно-программный подход, мы заложили в современных детских общественных организациях алгоритм самовоспроизводства идей и творческих начинаний детей, подростков, взрослых, без которого, как показал опыт, организация обречена. Не случайно предложенные нами программы получили поддержку детей и вожатых; нашли отклик в системе основного и дополнительного образования; социальной защиты, в культуре, спорте, молодежной политике, продемонстрировав тем самым значимость детских и молодежных общественных объединений как социальных партнеров в решении проблем государственной важности.
Выбирая подходы к межведомственному взаимодействию в интересах представления и защиты прав детей в обществе, необходимо учитывать несколько уровней - государственных задач, общественных приоритетов, юридических гарантий, идеологической направленности, личностного интереса, ведомственной компетентности.
Министерство образования выстраивает свою позицию по отношению к детскому движению, исходя из серьезного и тщательного анализа ситуации, сложившейся в каждом отдельном Федеральном округе, регионе, области, городе, районе, населенном пункте. На сегодняшний день существует пакет документов, созданы рекомендации, направлены письма в администрации регионов, решения коллегии Министерства образования. Министр образования В.М.Филиппов проявляет значительный интерес к положению дел в ходе реализации Федеральной программы воспитания.
Вопрос идеологии был и остается краеугольным при создании или развитии любого общественного объединения. Избрав девизом слова "За Родину, добро и справедливость", СПО-ФДО и по сей день даже в самые непростые периоды своего 12-летия существования демонстрирует открытость и готовность к диалогу со всеми политическими партиями и движениями в интересах детей. Здесь есть перспектива для плодотворного сотрудничества.
Личностный уровень, конечно же, связан с отношением семьи к выбору ребенка. Это крайне важно для создания положительного имиджа организации в обществе. Зачастую сами родители готовы выступить добровольцами, вожатыми объединений для своих детей. Необходимо определить этапы становления и развития общественного объединения от уровня школьной организации до городского. Вариантом создания этого механизма может стать экспериментально разработанная программа "Наследники", в которой практики найдут для себя подсказки и советы специалистов.
Юридическую базу деятельности детских объединений необходимо постоянно совершенствовать и развивать. Для решения вопросов финансирования программ и проектов нужны гарантии государства. И здесь нельзя обойтись полумерами.
Так будем же мудры, терпеливы и доброжелательны к разнообразным росткам инициативы и творчества самих детей!