Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Агентство педагогических приключенийАгентство педагогических приключений

Многие педагоги находятся в состоянии поиска новых форм сосуществования взрослых и детей, адекватных ребенку вообще и подростку в частности. Форм совместного существования, отвечающих потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе своих, в свободе, в возможности ощутить себя взрослым, сильным.

Так появляется множество мест, где взрослые помогают ребенку строить собственный мир и состояться в этом мире, стать в нем хозяином хоть на какое-то время. Для взрослого, работающего с подростками, это тоже становится незабываемым приключением.

Собирая информацию о сообществах взрослых и ребят, попробуем начать составлять подробную карту возможных "маршрутов путешествий" подростков, что увеличит возможности каждого из нас, позволит обмениваться опытом и идеями при проведении "путешествий". Так, общими усилиями, у нас. быть может, и появится настоящее АГЕНТСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ...




Ирина Игоревна ФРИШМАН

заместитель директора Научно-практического центра Международного союза детских общественных объединений СПО-ФДО

От перемены мест слагаемых...

Кто из уважаемых читателей не сможет продолжить фразу, с математической точностью доказав: "сумма не изменяется?". Скорее всего, это не проблема для детей-школьников и тем более взрослых - их родителей. Но вряд ли к такому же однозначному выводу они придут, если этими слагаемыми будут выступать в первом варианте "государство и дети", во втором "дети и государство".

Итак, перед нами задача: что суммарно изменилось в обществе, когда слагаемые в конце ХХ века поменялись местами?

 

Первое и во многом определяющее. Изменился социальный статус самого ребенка и современного детского общественного объединения, организации. Долгое время именно государство выступало гарантом жизнедеятельности единой и единственной Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина. Отказ в доверии этой организации, отсутствие социальных гарантий ее кадрам, "забывчивость" со стороны власти в отношении ее исторических заслуг и успехов послужили причинами неоднозначного отношения общества к многообразию содержания детских общественных объединений нового века. А ведь они, в большинстве своем, стали продолжателями многих социально-значимых идей пионерской организации. Сегодня, подходя к оценке деятельности исключительно математически (по официальным данным в детских общественных объединениях состоят от 2% до 4% детей и подростков Российской Федерации, что чаще всего ставится в вину, аргументируя причины пассивности юного поколения) органы власти совершают ошибку не столько математическую, но, прежде всего, социальную.

Строгие математические подсчеты в общественном движении в последнее время стали весьма относительны. Почему? Попробуем объяснить. Если вспомнить, раньше пребывание в пионерской организации ограничивалось возрастом 10-14 лет, при практически 100% членстве всех детей страны в этой организации, подсчитать количество ее членов не составляло труда. Право на объединение со сверстниками, зафиксированное в Конвенции о правах ребенка, и практика его реализации в последнее десятилетие Международным союзом детских общественных объединений, сделали невозможной монополию какой-либо организации на все детское население нашей страны. Кроме того, членами детских общественных объединений могут быть как дети так и взрослые, при этом никаких возрастных ограничений нет. Но даже не в этом дело. Принцип участия в конкретных делах, а не столько в ежедневных или еженедельных собраниях, обсуждениях, не позволяет точно разделить участников и членов организации, тем более, что появилась еще и практика коллективного членства. При таком раскладе довольно сложно установить доподлинное число ребят, вовлеченных в деятельность детских общественных организаций.

 

Второе. Предложенный Научно-практическим центром Международного союза детских общественных объединений СПО-ФДО вариативно-программный подход заложил в основу деятельности детских объединений алгоритм саморазвития идей и творческих начинаний, инициатив подростков, взрослых, без которого, как показал опыт, любая добровольная организация обречена. Более двадцати программ по интересам и более пятисот региональных программ, действующих тринадцать лет, нашли отклик детей и взрослых, систем основного и дополнительного образования, социальной защиты, молодежной политики, культуры, спорта.

Детские общественные объединения начинают рассматриваться в обществе как социальные партнеры в решении проблем государственной важности. Так "Школа взаимной человечности" Детского ордена милосердия объединила усилия по подготовке юных социальных педагогов. Самарская акция "Непоседа" приобрела гражданское звучание и поддержана администрацией области. Одним из учредителей конкурса театров детской моды Ассоциации творческих объединений "Золотая игла" является Вячеслав Зайцев.

Девяностые годы ХХ века стали точкой отсчета качественных преобразований в детских общественных объединениях и организациях на всех уровнях взаимодействия государства и общества в интересах детей: правовом, экономическом, содержательно-деятельностном, психолого-педагогическом, организационном.

Односторонний взгляд на детское общественное объединение или организацию, как систему исключительно воспитательную, существенно ограничивает возможности их социально-педагогических потенциалов. Вместе с тем, именно эти потенциалы представляют собой объективные ресурсы, способные проявить себя, обеспечив качественно новый позитивный результат, важный как с государственной точки зрения, так и с позиции личностного роста юного гражданина.

К числу принципиально новых проблем общественной активности детей и подростков относятся следующие: активность детей в условиях становления информационного общества, вызовов и риска, глобальных техногенных катастроф.

 

Третье. Перейдя от лозунга "Все лучшее - детям" к скрупулезному подсчету различных детских девиаций и ограничений, государство сориентировало государственные программы в отношении детства исключительно на ликвидацию последствий, а не на выявление социально-экономических причин случившегося.

Об этом свидетельствуют разделы многих государственных программ таких как: "дети-сироты", "дети с ограниченными возможностями", "одаренные дети", "дети улиц", "дети-беженцы". Сегодня, к сожалению, никого не шокирует характеристика 7-8-летнего школьника: "Из социально неблагополучной семьи, относится к социально незащищенной категории, социально опасен, подвержен отклоняющемуся поведению..." и т.д. и т.п. Для изменения этой терминологии, действуя в интересах всех детей, детские общественные объединения выступают за межведомственный подход к программам, в которых объединяются дети разных социальных групп.

 

Четвертое. К сожалению, прежде всего, со стороны взрослых, нет содержательного единства ни в социальных, ни в педагогических подходах при ответе на поставленный вопрос - изменилась ли сумма влияний взрослых на детей? Деятельность различных детских общественных объединений стала предметом споров в российском обществе не сегодня. Мнений много, но, к сожалению, общего, серьезного разговора о проблемах и задачах, связанных с их социально-педагогическим значением для юных граждан, не происходило более сорока лет. По инициативе Международного союза детских общественных объединений, Министерства образования, Российской академии образования, Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания в 2002 г. в журналах "Лидеры образования", "Внешкольник", "Воспитание школьника" опубликованы статьи известных ученых, организаторов детских общественных объединений, открывших широкую дискуссию в прессе. Газета "Пионерская правда" предложила детям и подросткам высказать свое отношение к обсуждаемой теме.

Международный союз детских общественных объединений приглашает всех заинтересованных лиц, представителей государственных структур, общественных объединений к широкой дискуссии о том, что сможет помочь в объединении детей и подростков. Полученные материалы станут предметом обсуждения на Научно-практической конференции "Тенденции развития детских общественных объединений в третьем тысячелетии", которую планируется провести в апреле 2003 г. Пусть на страницах журнала "На стороне подростка" прозвучат самые разные мнения и размышления педагогов, родителей, всех, кому небезразличен выбор поколения третьего тысячелетия.

До встречи на страницах журнала!



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет длилась столетняя война?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100