Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Александр Буданцов. Нельзя обогнать того, кто идет своей дорогой

Интродукция

Мы работаем всегда в одном ключе: это разрешение проблемной ситуации через создание команды, которая способна эту ситуацию разрешить.

В 2001 году к нам обратилась группа товарищей бизнесменов с вопросом, а можем ли мы сделать что-то такое, чтобы реанимировать Одесский стекольный завод? Завод когда-то работал, а в какой-то момент в силу разных процессов остановился. Состояние завода на март-апрель 2001 года: закозленная стекловаренная печь, отключенные электроэнергия и газ, налоговая инспекция и прочие карательные органы, присутствующие на заводе. Речь не шла о сдаче площадей в аренду. Речь шла о том, чтобы восстановить стекольное производство. Площади, оборудование не были проданы кому-то другому. У завода были долги, но это еще ничего не означало. Мы стали работать с этой ситуацией, и уже через полгода завод задышал. Печь удалось запустить, несмотря на ее состояние, — всего через полгода от начала нашей работы, завод начал выпускать товарную конкурентоспособную продукцию — бутылку. Еще через какое-то время нам удалось полностью обновить команду на этом заводе. Вся команда завода — это все наши ученики, начиная от директора, финансового директора, коммерческого директора, и вернуть это предприятие на рынок. Это ученики в том смысле, что это люди, которые прошли через какое-то количество наших игр. Игры это один их основных инструментов. Не единственный.

Мы с собеседником заведомо договорились, что вместе попытаемся рассказать о методологии и игротехнике так, чтобы это было более-менее понятно непосвященному. Мы стараемся, но... Иногда это как будто получается, например, в абзаце про стекольный завод вроде бы все понятно. Но вот подумайте над следующим.

Мы занимаемся четырьмя видами ситуаций:

  • мы создаем компании (организации)
  • мы развиваем компании
  • мы иногда лечим компании
  • мы иногда реанимируем компании.

Мой собеседник — Александр Александрович Буданцов, методолог и игротехник. Эта беседа — попытка перевода... нет, пожалуй, пересказа непереводимого. Попытка рассказать о событиях, происходящих в наше время, в нашей с вами общей действительности, но адекватно описываемых создателями событий на совершенно другом языке.

То есть, с одной стороны, как бы на русском. Но это язык особой субкультуры. Каждая из них неповторима и имеет свои уникальные свойства. Но из всех русских субкультур, по моему мнению, только методология обладает таким развитым... даже нельзя сказать сленгом — его-то можно было просто перевести. Но здесь другая система понятий, аналогов которым в обычном языке нет. В принципе так же, как и в математике или физике. Как перевести, например, понятия «мыследеятельность», «системомыследеятельность», «пояс мысли-коммуникации»?.. Разве что развернутыми объяснениями, но иногда они разворачиваются на многие страницы и тоже состоят из свернутых понятий...

— Два методолога-игротехника из любой части русскоязычного пространства, в том числе живущие в дальнем зарубежье, давно эмигрировавшие, могут говорить по-русски, общаясь друг с другом таким образом, что третий слышащий, не методолог, ничего не поймет.

Математики тоже так могут.

— Я ведь по ключевому образованию — математик. Поэтому, с уверенность могу сказать, что если будут общаться математики, каждый из которых работает в своей специализированной области, то их да, никто не поймёт, включая тех математиков, которые работают в других областях математики. А я ведь говорю о принципиально другой ситуации — о ситуации, в которой есть люди и методологи. В такой ситуации, два методолога, могут общаться о происходящем, о вариантах развития событий, ещё о чём-то, — и если им будет это необходимо, то окружающие их не поймут.

Как поддерживаются сейчас связи, благодаря которым ваша команда развивается в одну сторону, другие команды методологов  — в другую... или деградируют, неважно, а сохраняется общность языка?

— Я думаю, общность сохраняется за счет того фундамента, той основы, которую создал Георгий Петрович Щедровицкий и его школа, начиная с 50-х годов XX века, и с тех пор, по моей оценке, в этом фундаменте ничего не изменилось.

«Мышление происходит на доске. И с помощью доски. Вот когда у нас есть доска, тогда есть мышление. А нет доски — нет мышления»

Георгий Петрович Щедровицкий

На методологическом языке, действительность у каждого своя, а вот реальность могла бы быть общей, но никто не знает что это такое. Реальность трактуется как то, что есть на самом-то деле, а действительность — как то, что есть в голове данного конкретного человека. Один из методологов поколения первых учеников Геогия Петровича — Александр Левинтов, написал целую книгу по этому поводу: «Реальность и действительность истории». Я вообще считаю, что методология началась в тот момент, когда несколько взрослых людей, всерьёз, стали выкладывать на общую доску свои действительности. А потом стали с этим работать.


Обсудить на форуме  |   Обсудить в ЖЖ |   Читать дальше ⇒



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100