Технология альтруизма
Оглавление раздела
Неформальная педагогика

Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Владимир Круглов, Сергей Монахов
Педагогический отряд «Авангард»

Типология родителей

В работе различных внеклассных объединений (кружков, секций, отрядов, команд и тому подобных детско-подростковых общностей всех типов и видов) одним из наиболее важных вопросов является вопрос взаимодействия с родителями.

Различные педагоги строят это взаимодействие очень по-разному. Одним из полюсов такого спектра является позиция: «Главное, чтобы не мешали». В этой ситуации родители воспринимаются как нечто совершенно лишнее и ненужное в работе с детской группой. Педагог, исповедующий такую позицию, обращается к родителям в случае крайней необходимости. (И искренне желает, чтобы таких необходимостей было как можно меньше).

Диаметрально противоположна следующая картина: педагог изо всех сил старается привлечь родителей к работе с детским коллективом. Таким педагогом проводятся родительские собрания, совместные праздники, посиделки и культпоходы. Иногда таким педагогам удается сформировать по-настоящему мощное родительское сообщество, которое оказывается хорошей помощью в его (педагога) работе. Известны случаи, когда родители на совершенно добровольных началах брали на себя большие и серьезные направления работы детского коллектива. Наиболее часто это происходит, когда ребята в коллективе дошкольного и младшего школьного возраста — в этот временной период родители в большей степени считают себя ответственными за досуг ребенка.

Вот уже много лет работая с детско-подростковой общностью мы анализировали различных родителей, встречающихся нам на нашем многотрудном педагогическом пути и вот, недавно, пришли к выводу, что все встретившиеся нам родители укладываются в ПЯТЬ основных категорий.

Первая группа — АКТИВНО ПОМОГАЮЩИЕ. Это те родители, которые с большим вниманием относятся к деятельности детского коллектива. Они убеждены в том, что кружок, секция, команда занимается хорошим и серьезным делом, которое нужно и полезно детям вообще и их ребенку в частности. Эти родители с удовольствием участвуют в делах (родительских собраниях и иных забавах), внимательно вникают во все, что происходит в коллективе, интересуются этим, а главное — стараются помогать тем, чем могут. Кто-то словом, советом, кто-то делом или какими-то материальными благами. Такие родители частенько становятся председателями родительских комитетов, зачинателями различных инициатив и вообще приносят очень много пользы.

Вторая группа — СОЧУВСТВУЮЩИЕ. Это родители, которые позитивно относятся к деятельности детского коллектива, благодарны ему и педагогу за то, что они делают для их ребенка. Такие родители тоже участвуют в делах (но реже). К сожалению, у них нет времени и/или возможности, чтобы перейти в категорию активно помогающих, но такие родители всегда расценивают дела коллектива как нужные полезные и интересные. И у ребят, родителями которых они являются, не возникает трудностей в работе и участии в делах коллектива. В качестве совета мы могли бы порекомендовать проявлять настойчивость в общении с такими родителями и почаще, используя различные методы (от тонких уговоров до грубой лести), привлекать их к делам коллектива. Тогда, вполне возможно, под влиянием эмоций они перейдут в группу активно помогающих.

Третья группа — РАВНОДУШНЫЕ. Увы, эта категория родителей склонна относиться к деятельности детского коллектива абсолютно нейтрально, не выделяя ее из всего того многообразия дел, которым занимается их ребенок. Как правило, эти родители знают, что там ребенку нравится, и он хочет туда ходить. Это обычно является основной причиной, по которой ребенок работает в коллективе. Часто (когда кружков, секций и учебы становится больше из года в год) такие родители искренне недоумевают, почему их ребенок так упорно стремится в именно сюда и частенько предлагают ему покинуть коллектив, так как есть более серьезные на их взгляд (а на самом деле просто более понятные им, родителям) вещи. Ребенок обычно наотрез отказывается, родители вздыхают и удивляются, впрочем, не стараясь понять, почему же их сын (или дочь) так рвется на дела именного этой секции, кружка или отряда. Обычно у таких родителей есть на эту тему свои объяснения, причем, как правило, не соответствующие действительности («там много мальчиков — вот она туда и бегает» — про дочь, «там развлекают, а делать ничего не заставляют, а дома-то приходится убираться — вот он там и торчит»…). Таких родителей тем более надо вытаскивать на дела коллектива, т.к. не исключено что там они получат-таки ответ на вопрос: «что именно там делает их ребенок». Увы, это удается редко.

Четвертая группа — ТЕРПЯЩИЕ. Такие родители искренне уверены, что клуб, кружок, команда являются ПОМЕХОЙ для их ребенка. Не важно чему — интеллектуальному развитию ребенка, исполнению его домашних обязанностей, общению с родственниками, заведению новых ПРАВИЛЬНЫХ друзей («а не то, что какие-то товарищи по клубу»). Таких родителей совершенно не интересует, чем занимается детский коллектив. Любое его дело они воспринимают в штыки, потому что с их точки зрения это очередная причина отнять лишние минуты и часы от ТОГО ЧТО НУЖНО их ребенку с их точки зрения. Для таких родителей обычны звонки детям во время дел и занятий, с требованиями «Скорее домой!» Как показывает опыт, часто такие звонки не связаны с реальными проблемами ребенка (его успеваемостью, обязанностями, родственниками и т.д.). Но такими средствами за ребенком проще следить и контролировать его, пусть даже ставя в неудобное положение перед друзьями. Естественно, пребывание ребенка в коллективе и на его делах эти родители лишь терпят какое-то время. Потом в какой-то момент их терпение кончается и тогда возникает конфликт с ребенком с доводами от: «это все баловство и его надо прекратить!», до: «никакой секции нет, это все выдумки, чтобы по подъездам шляться!» (кстати, реальная фраза непридуманных родителей9). Как правило, в этом конфликте они проигрывают. Потому что чем старше ребенок, тем более агрессивно он реагирует на попытки им управлять — в подростковой борьбе за собственную независимость. Найдя в клубе или команде место, где его (ребенка) понимают — в отличие от дома (где часто не принимают его стремлений и мотивов, а требуют лишь строгого послушания) эти ребята стараются как можно больше времени проводить в коллективе.

И наконец, завершить нашу типологию мы хотим пятой группой, о которой мы еще не успели упомянуть — о ТРЕБУЮЩИХ. Как правило, они никак не участвуют в жизни коллектива, и более того, в отличие от ТЕРПЯЩИХ, они обычно не возражают против участия детей в его делах. Наверное, просто потому, что им все равно, и главное — не особо интересно, чем живет их ребенок. Но приходит день, когда, обычно во время какой-нибудь домашней ссоры, они вспоминают, что их ребенок куда-то ходит. А так как ребенок этим увлечен — то значит, можно использовать ее авторитет для давления на ребенка. И в этот момент телефон педагога взрывается звонком с требованиями: «окажите влияние!», «потребуйте от него/нее!», «так ей/ему и скажите!», «он должен!», «она обязана!» Что тут сказать? Всегда очень неловко чувствовать себя во-первых дубиной, которой грозят, а во-вторых, встревать в непонятный для тебя конфликт. И очень трудно вести разговор, если в нем не конструктив и предложения улучшить ситуацию, а ультимативные непонятные требования. После долгих разговоров обычно такие конфликты затухают (конечно, никогда не исчезая полностью), отнимая кучу нервов у всех участников (включая вынужденного посредника). Затем еще несколько месяцев молчания и игнорирования и детского коллектива и своего ребенка. А потом снова звонок и требования, требования, требования…

Подводя итог, хочется пожелать, что все родители скорее переходили в самую первую категорию! А совет родителям — не бойтесь идти с педагогами на контакт! Не бойтесь предложить от себя что-то, что поможет нам, вам и вашим детям лучше понимать друг друга — уверен тогда все легко смогут найти общий язык. Не бойтесь привнести в детский коллектив что-то, что сделает его жизнь лучше, а работу в нем эффективнее — в жизни всегда есть что улучшить. Ну а то, чем вы сможете помочь, почувствуют и оценят не только ваши собственные дети, но и остальные. Радуйтесь вместе со своими детьми тому, чему радуются они. Разделяйте с ними их увлечения и порывы — и тогда будут обретены любовь и взаимопонимание!

Счастья вам!


Педагогический отряд «Авангард» по-прежнему готов сотрудничать со всеми педагогами, которым «не все равно», и которые интересуются неформальными и «инновационными» социально-педагогическими технологиями.

Наши адреса: v-vk@nm.ru, cemm302@yandex.ru

Сайт: avg.signalshiki.ru


Обсудить на форуме  |   Обсудить в ЖЖ



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет в пятилетке?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Алексей Sun 08-Apr-2012 00:35:30  
   "Эврика", Москва-Воронеж  

Как-то первые 4 классифицированы однородно, а 5й тип выбивается, по-моему.



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100