Технология альтруизма
Оглавление раздела
Неформальная педагогика

Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Олег Ласуков
Воронеж

Школьники играли драмы и комедии

Когда-то без драмкружка себя не мыслила никакая школа. «Королей и принцесс наряжали в картон, и под бороды красили паклю…» Понятно, что сейчас, в эпоху тотального мультимедиа и всеобщей КВНизации школьные театры совсем уж не умерли, но вот насколько они живы? Сколько их, постоянно действующих коллективов?

Этим вопросом и задались организаторы фестиваля школьных театров «Драма и комедия — 2011». Организационные хлопоты взял на себя Педагогический университет, руководство которого сразу и однозначно одобрило этот проект, потому что Педагогический университет никогда не упускает случая, встретится со своими будущими абитуриентами. Подключился и областной Дом молодёжи…

Более чем в 1000 школ Воронежской области были отправлены письма-приглашения, в которых говорилось: «…если у вас, есть школьный театр — присылайте заявку на участие с видеозаписью спектакля. После отсмотра — лучшие коллективы будут приглашены в ВГПУ, и получат возможность показать жюри 15-минутные отрывки…»

Какова же статистика? Заявки прислали 26 театров. С учётом того, что не все могли прочесть письма, или не откликнулись по разным причинам, то, можно предположить, что в нашей области несколько десятков школьных театров, ставящих не «сценки», а серьёзную драматургию.

Большинство руководителей — это учителя-энтузиасты, которые в студенческие годы были активистами художественной самодеятельности или вожатыми. Качество постановок разнятся на большие порядки. На некоторых записях видно, что ничем, кроме энтузиазма этот школьный театр не располагает. Ребята во фраках стоят неподвижно, не смея поднять от пола глаза, и бормочут чужой им текст, девочки учащённо обмахиваются веерами. По-своему трогательно, но только настоящие друзья и обожающие родители смогли бы досмотреть такое до конца.

А бывают очень даже сильные коллективы, и ещё как бывают. Словом 9 школьных театров приехали в главный корпус ВГПУ 21 февраля на фестиваль «Драма и комедия — 2011»… Приехали и удивили. При различных оценках каждого коллектива все, кто присутствовал, отметили неожиданно высокий уровень юных актёров и качество режиссёрской работы.

Так что же? Школьные театры в области есть, их мало. Ещё меньше — хороших. Но всё же мы имеем десяток коллективов, умеющих удивлять и радовать не только друзей-родственников. Низкий поклон всем без исключения руководителям, отдающих много сил этому нелёгкому делу, но получающим взамен такие радости жизни, которые и не снились учителям, без такой «нагрузки».

Главные недостатки. Их два. Большой перекос в составах в сторону девочек и плохая сценическая речь, очень плохо слышно почти всех. Над этими узкими местами нужно ещё работать и работать.

Словом, театральный праздник для юных удался. Когда на сцену вышел председатель оргкомитета и спроси: «Хотите все здесь встретиться через год?» — громовое «Да-а-а!» было ответом. Ведь ребят так можно понять. Большинство из них репетиционных трудах создавали свои скромные шедевры, а показали всего один раз, для друзей и родных. И такая возможность была для них счастьем…

Назовём победителей. Конечно, любое решение жюри несправедливо, но всё же:

  • 3 место — театр-студия Сергея Карпова, гимназия им. А. Кольцова;
  • 2 место — школьный театр «Фантастика», лицей № 8;
  • 1 место — литературный театр «Арлекин», Новоусманский лицей.

Но теперь — самое главное, к чему я клоню. Эти юные участники показали себя как актёры — талантливо, средне и, бывало, очень слабо. Но все они, без исключения, были самыми лучшими и заинтересованными зрителями. Представьте себе пару сотен школьников на спектакле, которые не хрустят чипсами, не переговариваются, не бегают между кресел, а жадно и заинтересованно смотрят на сцену. Не можете представить? А я это видел.

Так вот у меня вопрос. Почему этот праздник для юных театралов проходил в Актовом зале университета, а не на сцене какого-нибудь воронежского театра? Мы всё время говорим, что будущие олимпийские чемпионы начинаются на дворовых спортплощадках и спортивных секциях. Худо или бедно, хоть что-то для этого в стране делается.

А вот как мы сеем культурные семена в душах детей? Школьные «мероприятия», да районные конкурсы, скверно организованные чиновниками от образования. Видел я однажды такой конкурс школьных спектаклей. Подзапущеный зал бывшего Дома пионеров. В глубине этого зала сидят несколько тёть и районо. И больше в зале — никого. Каждая школа получила время своего выступления, к которому и приезжала. В этой гулкой, страшной пустоте дети что-то отыгрывали, и под стук своих каблуков покидали сцену. Потом в школы поступала бумага: ваш спектакль занял такое-то место.

А вот руководители ребят, поучаствовавших в «Драме и комедии — 2011» звонят, благодарят за фестиваль и рассказывают, как их подопечные теперь рвутся на репетиции.

Я, садясь писать, попросил одну знакомую старшеклассницу, отправить несколько СМС своим знакомым с таким текстом: «Давай сходим с тобой в театр». Из всех ответов её сверстников могу воспроизвести только один: «Давай лучше в кино». Было много вопросов: всё ли в порядке с головой? Остальное — непечатно.

А вот ребята из гимназии имени ак. Басова, если честно, довольно средне сыграли «Горе от ума». Но жадно всматривались в других, очень хотели научится… А ещё они — единственные учащиеся своей гимназии, которые действительно от и до прочитали великую пьесу Грибоедова. И обязательно будут ходить в театр сами, а не строем с классом. А уж если увидят на афише «Горе от ума»…

Один мой знакомый выпускник института культуры по специальности «Режиссёр народного театра» работу по профессии не нашёл. Но однажды согласился помочь знакомой учительнице сделать у неё в лицее №8 Вечер театра. Из каждого класса ему приводили на репетицию по нескольку человек, и он месяц репетировал с ними отрывки из лучших пьес. На вечер с трудом набралось половина зала, но сам праздник театра удался, и очень всем понравился. Решили проводить ежегодно. И вот этот режиссёр мне рассказывал, что через два года, перед третьим уже по счёту Вечером театра, он увидел ту учительницу страшно разгневанную. А зла она была вот почему: «Наприглашали друзей со всей округи, куда я их всех сажать буду?» Слышала ли она себя в это время? Со всей округи школьники рвались в школу не на дискотеку, а на то, чтобы посмотреть, как играют Чехова и Шекспира.

Значит всё можно добиться, в том числе и вопросах культурного воспитания нового поколения, если взяться за дело с душой, без фальши.

Недавно я был на спектакле в гимназии им. Кольцова на спектакле театра-студии Сергея Карпова. Конечно, спектакль был замечательным, популярнейший воронежский актёр, настоящий профессионал, не мог сделать средне, и я искренне отбивал себе ладоши. Но меня восхитила та атмосфера, которая царила там. Нарядно одетые подростки сидели в зале, много было выпускников гимназии, надо полагать бывших участников студии, но угадывалось немало юношей и девушек, которые явно в этом месте были впервые. Полный зал и ни одного нетеатрального лица.

Почему же заслуженный, востребованный артист, депутат, находит время, чтобы выращивать и воспитывать юное поколение зрителей для театра, а помогают ему в этом, ну может, ещё несколько коллег. Валерий Потанин, например, есть и другие… Но школ-то у нас в области почти полторы тысячи.

Я не призываю всех наших актёров и режиссёров окунаться с головой в руководство школьными драмкружками. Но какую-то работу вести надо. Контактировать с учителями-энтузиастами, проводить отдельные репетиции, помогать советами, а также с костюмами и реквизитом. В советское время это, кажется, называлось шефской помощью. Шефы обычно помогают материально, но у кого повернётся язык сказать, что культурная помощь менее важна.

Каждый из наших театров может организовывать самые разнообразные мероприятия для юных театралов. Представляете, школьный театр «Фонарь», россошанского Лицея №11 играет на сцене академического театра драмы им. А.Кольцова свой спектакль. А в зале — их ровесники, приехавшие поддержать, а в жюри — наши замечательные актёры этого театра во главе с Главным режиссёром. Обязательно, обязательно с Главным. И вот уже для пары сотен этих ребят стены театра станут родными, потому что в них впервые состоялась встреча с Искусством.

Аксиома педагогики — детей воспитывает не созерцание чего-либо, а собственная кипучая деятельность. Я люблю только то, чему отдаю силы и время. Поэтому можно табунами загонять в театры целыми классами и школами, но любви к этому виду искусства не прибавиться ни на грамм.

Понятно, что работа со зрителем, особенно с будущим зрителем, дело непростое, хлопотное, не сулящее немедленной отдачи, но всё же очень-очень нужное.

И благодарное.

Обсудить на форуме  |   Обсудить в ЖЖ



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько дней в обычном году?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100